12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
галина17
1

Урок по теме «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Выполнила:

Кордунян Г.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8» г.Зимы, Иркутской области

Мастер-класс по теме:

«Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Цель: продемонстрировать использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка.

Задачи:

1.Раскрыть преимущества проблемно-диалогической технологии.

2.Проиллюстрировать конкретные приёмы, методы.

3.Показать особенности реализации технологии проблемного урока.

Ожидаемый результат: осознание нашей педагогической аудиторией необходимости и эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Ход занятия:

Тема моего мастер-класса «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе».

Еще говорил Сократ, что «человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам».

Теоретическая часть

Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление самостоятельности.

Современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства.

Четвёртый год я работаю по развивающей программе Л.В.Занкова. Использование дидактических принципов данной системы обеспечивает тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, общее развитие личности: ума, воли, чувств. Стандарты второго поколения реализуются через обучение по этой системе.

Работая по данной программе, я сделала для себя вывод, что большинство уроков должны быть построены с учётом особенностей проблемно-диалогической технологии, опирающейся на психолого-педагогическую теорию о «зонах развития» Л.С. Выготского, теорию научения А.Н. Леонтьева.

Это позволило мне заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Основная особенность этих уроков заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе диалога, побуждающего к самостоятельной исследовательской деятельности. Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при обучении любому предмету.

В «Энциклопедии образовательных технологий» Селевко Г.К. дано определение проблемно-диалогического обучения - это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению.

Слово «проблемный» означает, что на уроке обязательно должны быть проработаны два звена: «постановка проблемы» и «поиск решения».

А слово «диалог» означает, что и постановку проблемы, и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и имеют разный развивающий эффект.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог является наиболее сложным методом обучения, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий, это:

1) создание проблемной ситуации;

2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3) побуждение к формулированию учебной проблемы;

4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Практическая часть

2.1- А сейчас я хочу провести с Вами фрагмент урока открытия новых знаний по русскому языку с применением технологии проблемно-диалогического обучения.

-Послушайте, пожалуйста, отрывок из рассказа, который мы недавно закончили изучать. «Но она ни о чём не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил её спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжёлую дремоту, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала и ударила её по боку.»

-Вы узнали из какого произведения эти строки? (А.П. Чехов «Каштанка»)

-Какие чувства были у нас по отношению к Каштанке на протяжении всего рассказа? (чувство волнения, переживания, беспокойства).

-А как можно заменить эти отдельные слова на словосочетания в переносном значении?(болеть душой, болеть сердцем)

-Молодцы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

( на доске)  болеть душ..й, болеть сердц..м.

-Что можете сказать об этих словосочетаниях? (это фразеологические обороты, имеют одно значение, есть слова с пропущенными буквами в окончаниях существительных В Т.п.)

-После каких букв пропущены гласные? (Ш,Ц)

-Что вы можете сказать о звуках Ш и Ц?

-Чем отличаются звуки ш и ц?

-А какие шипящие вы еще знаете? (Щ, Ч, Ж)-поместить их на доску

2.2-Давайте ещё раз вернёмся к фразеологизмам.

-В какой морфеме пропущены гласные?( в окончаниях)

-Так какая тема урока?(Правописание гласных в окончаниях существительных в творительном падеже после шипящих и ц.)

-А давайте попробуем вставить эти пропущенные гласные.

-Значит, чему сегодня должны научиться на уроке? (вставлять гласные после шипящих)

-Я вам предлагаю к этому заданию вернуться позже.

2.3- А как и откуда мы можем узнать о правописании гласных после шипящих и ц?(найти в учебнике, спросить у учителя, проанализировать)

-Правильно, предлагаю вам проанализировать слова, которые я вам дам на карточках и сделать самостоятельный вывод, т.е. провести исследование о том, в каких случаях и какая гласная буква пишется после шипящих и ц.

-Давайте поработаем в двух группах по 5 человек. Пожалуйста, желающие займите места.

-Прочтите задание. Есть вопросы? (нет)-выполняют задание.

- Прошу вас к доске, какой вывод у вас получился?(вывод)

-А теперь вы сможете вставить пропущенные буквы в окончаниях существительных во фразеологических оборотах? (да)

-Вставьте.

-Благодаря проведенному исследованию вы сами сделали вывод о том, какую букву необходимо вставить после шипящих и ц в окончаниях существительных в творительном падеже.

Продемонстрировав данный фрагмент урока я хотела показать как в течении всего урока побуждаю обучающихся находить проблему и пути её решения через диалог.

Именно эту технологию я пыталась раскрыть в ходе проведения конкурсного урока и классного часа.

Показателем результативности использования мною технологии проблемно-диалогического обучения является не только повышение качества обученности, но и наличие у учащихся моего класса грамот победителей муниципальных и региональных научно-практических конференций. Только за предыдущий учебный год ученики моего класса заняли 1-е, 2-е, и 3-е места в НПК нашего города, и 2-е и 3-е места в городе Тулуне.

В результате использования данной технологии ребята научились выявлять проблему, видеть места и причины затруднений, выстраивать проекты выхода из возникших ситуаций не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

3.Заключение

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами:

«И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться».

Когда мы детей побуждаем к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня. То, что я познаю - это ветвь яблони. То, что я передам ученику - это яблоко. То, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Спасибо за внимание. Удачи вам!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.