12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болдина Анастасия Сергеевна115
Учитель биологии
Россия, Хабаровский край
1

Конспект практического занятия «Строение и жизнедеятельность клетки. Химический состав клетки». 6 класс

Конспект практического занятия по внеурочной деятельности кружка «Юные биологи» для 6 класса

тема: «Строение и жизнедеятельность клетки. Химический состав клетки»

Цель занятия: 


создание условий для изучения химического состава растений

Планируемые результаты занятия:

Предметные:


различать приборы и лабораторное оборудование;

называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод, кислород, водород, азот);

называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);

называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы).

знать способы обнаружения веществ в клетке, роль неорганических и органических веществ в клетках живых организмов,

уметь проводить простейшие опыты по изучению состава клетки.

Метапредметные:


регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

обсуждать в рабочей группе информацию;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

познавательные: - работать с учебником;

находить отличия;

составлять схемы-опоры;

работать с информационными текстами;

объяснять значения новых слов;

сравнивать и выделять признаки;

уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:


осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы.


Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Учитель: я рада приветствовать всех вас на нашем занятии. А пройдет оно сегодня не просто в обычном кабинете, а в настоящей научной химической лаборатории.

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Мы с вами работаем как всегда в наших листах рабочей тетради.

1.2. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами уже выяснили, какие вещества входят в состав клеток. Напомните мне, пожалуйста (органические, неорганические).

-Назовите пожалуйста какие неорганические вещества встречаются в клетках? (вода и минеральные соли)

-Какую функцию выполняет вода?

- Какую функцию выполняют минеральные соли?

Какие органические вещества встречаются в клетке? (белки, жиры, углеводы).

Какую функцию выполняют белки?

Какую функцию выполняют жиры?

Какую функцию выполняют углеводы?

1.3. Целеполагание

Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, для чего нам необходимо химическое оборудование?

- Верно, мы с вами как настоящие ученые должны экспериментально доказать наличие названных вами веществ в клетках растений. Ребята, все прочитанное является гипотезой, т.е. предположением, которую необходимо подтвердить или опровергнуть.  А это можно сделать только опытным путем

-Давайте вместе сформулируем цель нашего занятия: доказать наличие органических и неорганических веществ в клетке растений, а также выяснить способы обнаружения этих веществ.

2. Актулизация нового материала. Проведение эксперимента.

Практическая работа «Обнаружение органических и неорганических веществ в клетках растений»

Цель: _______________________________________________________________________

Оборудование: семена подсолнечника, салфетка, клубень картофеля, раствор йода, мука, марля, стаканы с водой, чистые пробирки, держатели, спиртовка, шелуха лука.

Ход работы

Описание опыта 1 «Обнаружение воды в чешуйках лука»

В стеклянную пробирку положите сухую чешуйку лука и нагрейте в пламене спиртовки ( Помним про технику безопасности! Пробирку разогреваем равномерно)

Обсудите в паре, ответьте на вопросы:  Что мы наблюдаем на стенках пробирки ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Описание опыта 2. «Обнаружение неорганических и органических веществ.»       

Продолжайте нагревание, через некоторое время появляется дым. На дне пробирки остается зола.

Обсудите в паре, ответьте на вопросы:  Почему появляется дым?

________________________________________________________________________________


Выводы.    Появление дыма свидетельствует о том, что  обугливаются и  сгорают органические вещества . Зола  - состоит из неорганических веществ- минеральных солей.

Описание опыта 3 «Обнаружение растительного белка в клетках семян пшеницы»

Насыпьте на марлю немного муки, сделайте из марли мешочек и окуните несколько раз в стакане с водой. Затем разверните мешочек.

Обсудите в паре, ответьте на вопросы: Что произошло с мукой?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему состояние муки изменилось?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончите предложение:

На марле появилась _________ масса. Это и есть растительный ____________ (клейковина).

Описание опыта 4 «Обнаружение жира в клетках семян подсолнечника»

На салфетку положите очищенное семя и раздавите его.

Обсудите в паре и ответьте на вопросы : Что вы видите?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 О чем это свидетельствует?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончите предложения

На салфетке появилось ____________ пятно. Это свидетельствует о том, что в клетках семя подсолнечника содержится ________.

Описание опыта 5 «Обнаружение углеводов (крахмала) в клетках клубня картофеля»

На срез клубня картофеля капните раствор йода (будьте осторожны йод оставляет пятна на одежде)  и наблюдайте за изменениями.

Обсудите в паре и ответьте на вопросы: Что произошло?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 О чем это говорит?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончите предложения:

На срезе клубня картофеля при взаимодействии с йодом появилось _______________  пятно. Это говорит о том, что в клетках клубня картофеля есть _________________, который при соприкосновении с йодом приобретает ______________ окраску.

3. Обобщение материала.

Сформулируйте вывод:

В состав клеток растений входят органические вещества - _____________, ___________ и _________________, неорганические : __________ и ____________ так же как и в состав клеток всех живых организмов. Сходство химического состава свидетельствует о ________________ происхождении всего живого на Земле.


Верно ребята, вы молодцы. Отлично справились с ролью ученых химических лабораторий. Спасибо за занятие, не забывайте оформить результаты в рабочие листы.

4. Рефлексия

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

5. Заключение: Предлагаю, к следующему уроку изучить состав продуктов питания растительного происхождения на этикетках и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. 

Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.