Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для родителей средней группы «Сердечко» тема: «Как исправить негативное поведение детей среднего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме
для родителей средней группы «Сердечко»
тема: «Как исправить негативное поведение детей среднего
дошкольного возраста»
Суркаева Анастасия Васильевна
воспитатель
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
Цель мероприятия: психолого-педагогическое просвещение родителей детей среднего дошкольного возраста посредством технологии «Мировое кафе».
Задачи:
создание атмосферы доверия, активности и сплочение группы взрослых;
формирование коллективного интеллекта у участников мероприятия и тесного сотрудничества в процессе диалога;
активизация мозговой деятельности;
развитие когнитивных и творческих способностей;
расширение представлений родителей о духовных качествах человека и добродетели;
выявление мнения родителей воспитанников по вопросам и проблемам духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Оборудование: музыкальный центр,релаксационная музыка, ноутбук для показа слайдов и презентации, три стола с бумажными скатертями, чайные наборы по количеству участников мероприятия, сладости, влажные и сухие салфетки, три карточки с вопросами или проблемами по заявленной тематике, слайд-иллюстрация к упражнению «Мудра – «Окно мудрости», готовый бланк кроссворда «Чудесное дерево» с вопросами (1 бланк для 11 человек), маркеры по количеству родителей, памятки для родителей «Цели и задачи по развитию и воспитанию детей среднего дошкольного возраста», «Как бороться с детской агрессивностью» по количеству присутствующих, цветные мелки или карандаши.
Участники: педагог-психолог, воспитатели средней группы детского сада, родители воспитанников.
Ход мероприятия:
Звучит спокойная музыка. Родители воспитанников средней группы рассаживаются за три накрытых бумажными скатертями стола с чайными наборами и сладкими угощениями. Педагог-психолог предлагает родителям поприветствовать друг друга мимикой или жестом. Осуществляется процесс приветствия.
1. Вступительное слово.
Педагог-психолог начинает родительское собрание.
- Добрый вечер! Рада очередной встрече! Позвольте начать родительское собрание, которое будет проходить в нетрадиционной форме, по технологии «Мировое кафе». Данная форма работы стала очень продуктивной и популярной.
Психологический настрой участников на активную деятельность.
Родителям предлагается психологически настроиться на совместную деятельность и выполнить нейрогимнастику для мозговой активности.
«Мудра - «Окно мудрости».
Цель: данная мудра способствует развитию мышления, памяти и внимания, в процессе выполнения происходит улучшение кровообращения головного мозга.
На экране появляется слайд.
Инструкция по выполнению:Прижмите к ладони безымянный палец фалангой большого пальца левой руки. Сложите таким же образом пальцы правой руки.Остальные пальцы обеих рук выпрямите. Руки держите на уровне груди. Дыхание ровное и спокойное. Вдох через нос, а выдох через рот. Все действия нужно выполнять в спокойной обстановке, ежедневно по 10 минут.
Воспитатели группы продолжают родительское собрание.
- Итак, настроились великолепно! Наше «умное кафе» открыто. На экране изображены правила деятельности «Мирового кафе». Вместе с воспитателей участники вспоминают правила работы в группе.
Слайд:
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте - не сидите на «трибуне».
Рисуйте и пишите на скатертях - здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие от творческой деятельности!
- Правила озвучены и теперь к деятельности!
На экране появляется следующий слайд.
Слайд:
- Тема нашей сегодняшней встречи посвящена обсуждению вопросов духовно-нравственного характера. Мы обсудим проблемы, связанные с негативным поведением у детей среднего дошкольного возраста.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру.
Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха
в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
Лев Николаевич Толстой
- Предлагаем взглянуть на жизнедеятельность ваших чад в разных видах деятельности.
Педагоги озвучивают название презентации: «Психолого-педагогическое сопровождение детей средней группы «Сердечко» в процессе жизнедеятельности детского сада».
- В процессе просмотра мы предлагаем вам выпить чашечку кофе.
2. Показ воспитателями групп презентации на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение детей средней группы «Сердечко» в процессе жизнедеятельности детского сада».
После просмотра презентации родители делятся своими впечатлениями.
Подводя итог по просмотру презентации, дискуссии педагог-психолог продолжает мероприятие.
На экране появляется следующий слайд.
- Как показывает практика, формирование духовно-нравственных чувств у дошкольников процесс длительный, последовательный и системный. Довольно часто взрослые сталкиваются с негативными детскими эмоциональными состояниями, а порой и с капризами, агрессивностью, которые трудно искоренить, так как для этого нужны теоретические знания и практические умения, а самое главное личный пример взрослых и наличие позитивных семейных ценностей. Сегодня мы поговорим о том, как исправлять негативные поведения детей и, что для этого нужно.
3.Работа с родителями по технологии «Мировое кафе».
- В процессе нашей встречи у нас состоится три раунда с переходом участников за разные столы, где мы обсудим три актуальных вопроса по заявленной теме. Участники каждого стола выбирают «хозяина стола», который не участвует в переходе, а остается на месте. Его задача - знакомить новых участников с результатами обсуждения предыдущей группы и фиксировать главные высказывания и идеи. Каждый «переходный круг» сменяется через 5-10 минут. Участники ответят, таким образом, на все три вопроса, написанных на карточках.
Обсуждаемые актуальные вопросы:
Первый стол. Упражнение «Угадай возраст ребенка!»
Цель: расширить представление родителей о возрастных особенностях детей дошкольного возраста.
Участники читают возрастные определения и угадывают возрастную категорию дошкольного детства.
Для какой возрастной категории дошкольников подходят данные определения:
1. Развивается самостоятельность, формируются первые бытовые навыки. Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамида, матрешка) и сюжетными игрушками (куклы, мишки).
2. Происходит постепенный переход от игры, как ведущей деятельности, к учению. Ребенок активно познает окружающий мир. Его воображение задействовано 24 часа в сутки. Ребенок может классифицировать фигуры по многим параметрам, составлять рассказы и сказки по картинке.
3. Самое любимое выражение в этом возрасте - «Я сам», ребенок хочет стать как взрослый, но, понятно, быть им не может. Дети начинают усваивать нормы и правила поведения. Ребенок адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, аргументируя это: одеждой, прической, игрушкой.
4. Период интенсивного развития и роста, активно развивается память, мышление и волевые качества. Появляются первые друзья в кругу общения, с которыми ребенок охотнее играет. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
5. Образ «Я». Ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Игровое взаимодействие сопровождается активной речью. Дети свободно изображают предметы разнообразной геометрической формы и успешно справляются с вырезыванием по контуру. Этот возраст наиболее активного рисования.
Второй стол. Предлагаем разгадать авторский кроссворд «Чудесное дерево».
Цель:расширение представлений родителей о духовных качествах человека и добродетели.
Инструкция по разгадыванию кроссворда «Чудесное дерево».
Родители в количестве 11 человек, сидя за круглым столом, рассматривают кроссворд на бланке. Каждый из родителей выбирает в кроссворде вопрос, размышляет и находит самостоятельно ответ, вписывает свое слово в кроссворде на бланке.
(Если родитель затрудняется, то он обращается за помощью к участникам группы).
ВОПРОСЫ.
По горизонтали, слева-направо:
1. Понятие морального состояния (забота о благе других).
2. Сочувствие чужому состоянию.
3. Состояние травинки на лугах в ветряную погоду.
4. Сознание человека со скромным отношением к самому себе.
5. Умение держать себя в рамках, быть умеренным, сдержанным, спокойным.
6. Открытые, положительные взаимоотношения между людьми.
7. Почтительность друг друга.
8. Умение вести себя с принятым этикетом и этическими нормами.
9. Способность посмотреть со стороны на раздражающий фактор.
10. Чувство, свойственное человеку, при глубокой привязанности.
По горизонтали, справа-налево:
11. Уметь смириться с тем, что хотелось бы изменить.
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | ||||||||||||||
5. | ||||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. | ||||||||||||||
8. | ||||||||||||||
9. | ||||||||||||||
10. | ||||||||||||||
11. | ||||||||||||||
ОТВЕТЫ: 1. Доброта. 2. Сострадание. 3. Гибкость. 4. Смирение. 5. Скромность. 6. Доверие. 7. Уважение. 8. Тактичность. 9. Терпеливость. 10. Любовь. 11. Терпимость.
Третий стол. Упражнение «Как поступить?»
Участники читают проблемные ситуации, выявляют причины возникновения негативного поведения детей и делятся «родительским опытом».
Проблемные ситуации:
1. Дедушка и бабушка приехали в гости и стали давать советы по воспитанию детей, которые не нравятся… Как поступить?
2. Кто-то из взрослых начинает приставать с неуместными ласками… Как отреагировать?
3. Ребенок расстроен, так ка педагог поступил с ним несправедливо… Как поступить ребенку, родителям?
4. Мама долго не забирает ребенка из детского сада (ребенок остался уже один и очень тревожится)… Как поступить родителю?
5. Семья отправилась в дальнюю поездку, стоит сильная жара, хочется пить, появилось утомление… Как поступить ребенку и родителю?
За несколько минут до закрытия нашего кафе «хозяин» каждого стола озвучит результаты и дальнейшие перспективы по теме встречи.
Участники мероприятия начинают творческую работу, в процессе которой используется весь когнитивный потенциал. Участники выполняют упражнения, разгадывают кроссворд, делятся своим опытом, ощущениями, идеями, рассуждают над важными проблемами, вносят свои предложения.
Подведение итогов.
Каждый «хозяин стола» подводит итоги и озвучивает результат активной деятельности участников.
Итак, мы с вами активизировали и пополнили знания в решении самых актуальных вопросов духовно-нравственных проблем в процессе воспитания дошкольников.
На экране появляется слайд:
3. Рефлексия «Обратная связь».
Родители делятся впечатлениями о проведенном мероприятии.
Педагог-психолог предлагает нарисовать на бумажных скатертях каждого стола смайлики с пожеланиями. Родители рисуют смайлики и пишут пожелания.
- Всего доброго! До следующей встречи!
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 238.
2. Давыдова О.И., Майер А.А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО: Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 144 с.
3. Луговцова А. Всемирное кафе: маленькие беседы с большим смыслом.
4. Мосеева О.А. Деловая игра «Мировое кафе»
http://a2b2.ru/methods/7708_delovaya_igra_mirovoe_kafe/
5. ИНТЕРАКТИВНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
6. Информация для слайда.
Приложение 1.
Памятка для родителей
Цели и задачи развития и воспитания детей
среднего дошкольного возраста
Цели- формирование основ базовой культуры личности ребенка 4-5 лет, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание уделяется развитию личности ребенка 4-5 лет, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют задачи:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем сверстникам, что позволяет растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация воспитательно-образовательного процесса;вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; уважительное отношение к результатам детского творчества; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Приложение 2.
Памятка для родителей
«Как бороться с детской агрессивностью»
Клишина Валентина Викторовна
Суркаева Анастасия Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Володченкова Ольга Алексеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Суркаева Анастасия Васильевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суркаева Анастасия Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суркаева Анастасия Васильевна