Конспект урока окружающего мира по теме «Луг — природное сообщество» (3 класс)
Конспект урока окружающего мира в 3 классе.
(программа Л.В.Занкова)
Тема: Луг – природное сообщество.
Цели и задачи урока:
1.сформировать представление учащихся о луге как о природном сообществе;
2.познакомить с разнообразием растений и животных луга, показать связи между ними, раскрыть значение луга;
3.развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение;
4.развивать познавательную активность, умение наблюдать;
5.воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 часть Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков, компьютер, телевизор, презентация, гербарий, таблицы.
Ход урока.
1.Отгадайте ребус: (луковица , Г)
Луг. Как отгадали?
Почему я загадала это слово?
Да, тема нашего урока «Луг».
Сегодня мы будем изучать луг. А что значит изучить луг?
Что мы должны узнать о луге?
1.Что такое луг?
2.Виды лугов.
3.Растения луга.
4.Животные луга.
5.Использование лугов.
6.Охрана луга.
Это наши задачи на урок. Мы их должны решить. Будьте внимательными и активными, а насколько это у вас получится, проверим в конце урока в форме тестовых заданий.
2.Кто был на лугу? Что из себя представляет луг? На что похож? (на пёстрый ковёр, почему)
Что же такое луг? Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из толкового словаря Ожегова) Зачитайте.
Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью.
Что значит участок? Это большая территория? Нет, в отличие от природных зон, это небольшие вкрапления в пределах одной зоны. Их существование определяется не столько климатом, сколько местными факторами: почвой и влагой.
Природные зоны – это огромные территории, при их характеристике пользуются усреднёнными данными.
Травянистая растительность, это какая? (травы, с тонким зелёным стеблем)
Что же такое луг? Решили мы 1 задачу? Луг и лужайка – это одно и тоже? Лужайка – небольшой луг.
3.Все ли луга одинаковые? Откуда мы можем это узнать? Чтение учебника с. 45-47 самостоятельно, обсудить в паре отличия. Карточка: цвет, местонахождение, растения.
Сделать вывод: какой луг называется заливной, а какой суходольный? Почему?
Заливной луг расположен у реки, цвет изумрудно-зелёный, суходольный – в лесу, цвет разноцветный, пёстрый. Почему растения выше и лучше у реки? Отчего это зависит? От почвы. Где почва более плодородная? Почему? (Вода приносит ил, а это хорошее удобрение и много влаги. А в лесу почвы подзолистые, они менее плодородные.)
Как образуется луг в лесу? Куда исчезли деревья и кустарники? На месте вырубок, которые потом постоянно выкашиваются человеком, в том числе и молоденькие деревья и кустарники. Если траву на таком лугу не косить, то он через несколько десятков лет превратится в лес.
Как образуется луг у реки, где раньше тоже росли деревья? Каждую весну на несколько дней такой луг заливает водой, и деревья вымокли бы в воде, избыток влаги им оказался губителен.
Какой луг изображён на рисунке в учебнике? Докажите.
Сделайте вывод, какие бывают луга и чем отличаются. Есть ещё 3 вид лугов – это горные луга, расположенные высоко в горах, на высоте 600-800 метров. Решили мы 2 задачу?
4. Решать следующие задачи мы будем, работая в группах. Вам поможет учебник, таблицы на доске и уже имеющиеся знания. За помощью можете обращаться ко мне.
2 группы на 1 ряду, 2 – на 2 ряду, 2 – на 3 ряду.
1 ряд – «Растения луга».
2 – «Животные луга».
3 – «Луг и человек».
Задания на карточках. Время работы 7 минут. Выбрать от группы того, кто будет отвечать. Одна группа отвечает, вторая дополняет.
Растения луга (стр. 45-46, 48).
1).Какие? Перечислите их.
2).Их особенности (подчеркните):
А) травы, деревья, кустарники
Б) большинство растений многолетние или однолетние
В) все они светолюбивые или теневыносливые
3).Есть ли ярусность на лугу? Да или нет. Какая?
4).Есть ли ядовитые растения? Какие?
Животные луга (стр. 47-48).
1). Какие? Назовите.
2).На какие группы их можно разделить? Приведите примеры. Представителей какой группы больше всего?
А) насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие
Б) растительноядные, хищники, всеядные
3.)Определите особенности животных и объясните почему:
-по размеру (крупные, средние, небольшие)
-по окраске
Человек и луг (стр. 46, 47).
1).Как человек использует луг?
А) для домашних животных
Б) для себя (есть ли лекарственные растения, грибы, ягоды)
2).Может ли человек навредить лугу? Если да, то как?
3).Составьте правила друзей луга.
-можно ли собирать большие букеты цветов?
-можно ли поджигать весной сухую траву?
-можно ли ловить бабочек и других животных?
-можно оставлять мусор после отдыха на лугу?
Дополнительное задание (для тех, кто справится раньше): составить пищевые цепи, используя разрезные карточки с растениями и животными.
5.Физкультминутка.
Представьте, что вы сидите на лугу. Закройте глаза. Тёплое солнышко согревает нас. Загораем. Солнышко такое яркое, что проникает даже через закрытые глаза. Зажмурьте правый глаз, левый. Оба вместе. Подставьте солнышку нос. Мимо летит бабочка и выбирает, на чей нос её сесть. Сморщите нос и задержите дыхание. Бабочка улетела. Расслабьте мышцы лица, сделайте глубокий вдох, выдох.
6.Проверка работы групп.
1 группа.
Особенности растений луга: травянистые, многолетние, светолюбивые.
Ярусность надземная (по высоте) и подземная (по длине корня).
Все растения на лугу можно разделить на 3 группы:
-злаковые (длинные полые стебли до 1,5 метров, узкие листья, семена в колосе)
Это тимофеевка, мятлик, лисохвост, костёр, пырей, ежа сборная.
-бобовые (ниже по высоте, листья округлой формы, яркие цветы, плод – боб с семенами)
Это клевер, мышиный горошек, чина, люцерна.
-разнотравье (яркие цветы, большие листья)
Это нивяник, василёк, лютик, колокольчик, герань луговая.
Как растения приспособились жить вместе? Они разные по высоте, зацветают в разное время.
2 группа.
Насекомые: шмель, кузнечик, бабочки, мухи, стрекоза, муравьи.
Птицы: перепел, трясогузка, канюк, коростель.
Земноводные: травяная лягушка.
Пресмыкающиеся: ящерицы.
Млекопитающие: мышь, крот, землеройки.
Другие: дождевые черви, личинки.
Больше всего насекомых и растительноядных животных.
Особенности: окраска под цвет травы и цветов, размер небольшой, так как негде прятаться.
Почему на лугу много насекомых? Много птиц? Много кротов и мышей?
Почему на лугу нет крупных животных? Негде спрятаться, мало пищи, нет жилища.
Всё живое умирает, почему на лугу чисто, нет мёртвых животных, растений, нет помёта животных? Работа жуков – санитаров.
3 группа.
Луга человек использует для заготовки сена, выпаса домашних животных, у пчёл – место сбора мёда. На лугах растут съедобные грибы: опёнок луговой, дождевик.
Дождевик – гриб грушевидной формы, семейства шампиньоновых. Народное название пылевик, табачный гриб, т. к. если наступить на старый гриб, то сухие споры вылетают в виде светло-коричневой пыли. Съедобный, пока молодой, тело белое.
Опёнок луговой – пластинчатый гриб, съедобная только шляпка.
Может расти земляника. Есть лекарственные растения: нивяник (лечит простуду, кашель, головную боль), тысячелистник (от носовых кровотечений), василёк (противовоспалительное, обезболивающее действие).
Поджигать сухую траву нельзя, так как гибнут подземные части растений и животные, зимующие в траве. Нельзя собирать большие букеты, т.к. сорванный цветок – это загубленные семена. Нельзя ловить животных, нарушается природное равновесие. Нельзя мусорить: оставленные стёкла могут сфокусировать солнечные лучи и привести к пожару, брошенные банки – источник опасности.
Необходимо подсевать полезные травы (клевер, люцерну). Ни в коем случае не распахивать луг, он очень долго восстанавливается. Косить траву нужно от середины к краям, чтобы животные успели убежать. Если косить от края, животные от страха сбиваются в середину и гибнут.
Взаимосвязаны ли растения и животные луга? Да, пищевые цепи это показывают. Какие составили? Семена злаков – мышь – канюк, дождевой червь – крот, клевер – бабочка – стрекоза, клевер – шмель.
Все ли задачи решили? Как поработали группы?
Можно ли луг назвать природным сообществом? Докажите.
Да, т.к. живая и неживая природа, растения и животные взаимосвязаны.
7.А теперь проверим, насколько вы были внимательными.
Тестовые задания.
Инструкция: сначала выслушайте задание, а потом, подумав, выберите 1 правильный ответ и его подчеркните.
1.Что такое луг?
А) природная зона
Б) природное сообщество
2.К какой группе относятся растения на лугу?
А) травы
Б) кустарники
В) деревья
3.Есть ли ярусность на лугу?
А) да
Б) нет
4.Каких животных на лугу больше, чем других?
А) птицы
Б) млекопитающие
В) насекомые
Г) земноводные
5.Какого размера большинство животных на лугу?
А) небольшие
Б) средние
В) крупные
6.Выберите растения луга.
А) клевер, тимофеевка, василёк
Б) сосна, берёза, малина
В) горох, астра, укроп
7.Выберите животных луга.
А) медведь, заяц, кукушка
Б) шмель, кузнечик, мышь
В) комар, цапля, лягушка
Проверка в парах. Поменялись листочками. Поставьте плюс с правильным ответом, минус – с неправильным. Правильные ответы на доске. Сосчитайте количество плюсов. По шкале оцените соседа.
«5» - 7 плюсов
«4» - 5-6 плюсов
«3» - 4 плюса
Поменялись листочками. Кто выполнил задание на «5»? На «4»? На «3»? Молодцы.
8. Итог урока.
Что полезного и важного узнали на уроке? Что интересное запомнили?
Кто доволен своей работой? Кому было трудно? Кто бы пожелал себе быть более внимательным?
9.Домашнее задание.
Выберите любое из предложенных:
-ответить на вопросы в учебнике с.49
-составить кроссворд на тему «Луг» (от 10 слов)
-нарисовать памятку «Как вести себя на лугу» с помощью условных знаков
-р.т. № 69, 70
6