12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пилипенко Татьяна Александровна81
4

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Жизнь луга»

Конспект урока окружающего мира по теме

«Жизнь луга»

Цель урока: формировать целостное представление о природном сообществе луга; развивать систему УУД; воспитывать экологическую культуру младшего школьника.

Личностные результаты обучения: проявление учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу; интереса к познанию окружающего мира; интереса к исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные: умение использовать символы, знаки; читать информацию, представленную в различных формах (рисунки, таблицы, графики, схемы); понимать смысл познавательного текста; выполнять исследовательские действия на основе инструкции.

Регулятивные: принимать и удерживать учебную задачу; работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; принимать роль в учебном и исследовательском сотрудничестве.

Коммуникативные: строить адекватные речевые высказывания в диалоге с учителем и одноклассниками; воспринимать и учитывать другие мнения и позицию; формулировать собственное мнение и выражать позицию; задавать вопросы, слушать; уметь договариваться, приходить к общему решению; осуществлять взаимоконтроль.

Предметные результаты: получить целостное представление о природном сообществе луга; узнать взаимосвязи; уметь строить цепи питания.

Формы работы учащихся: фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа, работа в парах.


 

1.Орг. момент. Психологический настрой.

(Звучит звукозапись. «Голоса птиц»)

Ребята закройте глаза и послушайте, вокруг вас кипит жизнь. Вот маленькая птичка тенькает, стучит дятел, журчит ручей. Постарайтесь почувствовать свежесть воздуха и прохладу. Где же вы ребята побывали? А почему я хотела, чтобы вы оказались в лесу?

2. Мотивация к учению.


 

Просигнальте мне, ребята, кто готов активно и продуктивно работать на уроке. Не будет терять времени даром и будет трудиться, и открывать новые знания. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. Если у кого-то настрой не очень хороший, мы постараемся все вместе это исправить. будем слаженно работать вместе и все преодолеем.

3. Проверка домашнего задания

Выступления учащихся с сообщениями о жизни леса, растительном и животном мире.

4. Актуализация знаний

О чем мы говорили на прошлом уроке?

О каких связях в природных сообществах нам стало известно?

Как вы понимаете следующие слова: Природа станет другом человеку, если человек станет уважать ее законы…и постарается стать другом природе… Нашу прекрасную планету населяют удивительные растения и животные, которые тесно связаны между собой. Сегодня мы с вами откроем новые знания о их жизни. Нас ожидают необычные встречи и удивительные знакомства.

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока разгадайте кроссворд (возьмите карточки на столах и впишите ответы). (Один на доске). Кроссворд:

Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России (Лес).

Вертикальная структура леса, или расположение растений (Ярус).

Естественная наука (раздел биологии) о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания (Экология).

Назовите ключевое слово, которое у вас получилось? (ЛУГ).

t1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314ab.gift1676224314ab.gift1676224314ab.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gift1676224314aa.gif
 


 


 

5. Постановка учебной задачи

Послушайте стихотворение Алены Демидовой

Лежу в траве

И червячок, и паучок,

И маленький кузнечик -

Не пустячок, а маячок

Для жизни человечьей.


 

Вся жизнь как круг. Цветущий луг

Смыкает радость с болью.

И аромат, и цвет, и звук

Создателя - с любовью.

Как вы думаете, почему я вам предложила это стихотворение?

Определите тему нашего урока (Жизнь луга)

Что такое луг? Что можете о нем рассказать? Что бы вы ещё хотели о нём узнать? Какие задачи поставим перед собой. Об этом вы сами мне скажите, когда выполните задание.

6. Изучение нового материала (совместное открытие знаний)

Ребята, сегодня предлагаю продолжить работу в группах. Работать будем так же, как на прошлых уроках. Распределите роли. Сегодня у нас будут работать ученые «Ботаники», «Зоологи», «Экологи», «Эксперты». Желательно, чтобы роли не повторялись. Сегодня мы будем готовить «Памятку – шпаргалку» по теме «Жизнь луга».

Какой должна быть информация на шпаргалке (краткой и четкой)

Каждая группа получает задания, которые должны выполнить пары. После поиска и работы с информацией, каждая пара должна разместить самую важную информацию на памятке, используя вспомогательные материалы в конвертах. Эти конверты лежат у вас на партах. Там же вы найдете инструкции к работе.

 

Инструкция:

Ребята, сегодня в роли исследователей вам предстоит большая работа. Вы должны будете найти необходимую информацию и разместить ее на «Памятке –шпаргалке» таким образом, чтобы с ее помощью удобно было запомнить материал урока и повторить его, когда это будет необходимо.

«Ботаники»:

Прочитать текст на стр. 169 – 171

Выяснить:

Какие растения растут на лугу?

Что объединяет эти растения?

Интересные факты из жизни луговых растений.

Выбрать из вспомогательных материалов необходимые рисунки, информацию.

Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»

«Зоологи»:

Прочитать текст на стр. 169 – 171

Выяснить:

Какие животные живут на лугу?

Богат ли луг разнообразием животных?

Особенности жизни некоторых животных луга?

Выбрать из вспомогательных материалов необходимые рисунки, информацию.

Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»

«Экологи»:

Прочитать текст на стр. 172 –173

Выяснить:

Какие действия людей могут привести к гибели луга?

Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга?

Значение луга для человека?

Выбрать из вспомогательных материалов необходимую информацию.

Определиться с размещением информации на «Памятке - шпаргалке»

«Эксперты»

Подготовиться к защите своего проекта по плану:

1. Природное сообщество – луг

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Значение в жизни человека

5. Защита луга

Работа в парах и группе.

Выполняется оформление «Памятки - шпаргалки».

7. Физкультминутка

8. Закрепление изученного, включение в систему знаний

а) Защита проекта

Выполняется защита проекта по заданному плану.

Так как же живут все обитатели луга? (Они живут вместе, сообща, поэтому луг и называют природным сообществом)

б) Составление экологических связей обитателей луга:

Задание: вставьте правильное слово в пищевую цепочку.

Слова для справок: перепел, бабочка, растение

нектар____________ (_______)_____________ПЕРЕПЕЛ

(________)________ кузнечик ___________(­­­­­­­­­­­­­­­ _____________)

в) Игра «Найди ошибки».

Работа в группах. Найди ошибки в рассказе.

Одним теплым воскресным днём мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пёстрый ковёр. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нём лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – всё равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошёл день!

Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили? (5) Какие? Подумайте и скажите.

Ребята имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природного сообщества и нарушать экологическое равновесие?

9. Рефлексия. Оценивание.

а) Дополните предложение «Теперь я знаю, что…….

Оцените, как вы усвоили материал урока на карточках.

Если вы усвоили хорошо, поставьте восклицательный знак напротив высказывания. Если у вас остались вопросы, то поставьте вопросительный знак. Если у вас появилось желание ещё что-то узнать, то поставьте многоточие.

Животные и растения луга.

 

Экологические связи в сообществе.

 

Значение сообщества для человека.

 

Охрана сообщества.

 

б) - Если было всё интересно, легко на уроке, вы во всём разобрались, поднимите зелёный сигнал.

- Если иногда были трудности, затруднения, то жёлтый сигнал.

- Если не разобрались в теме, нужна помощь, то красный

10. Итог урока

Назовите тему урока. Какие задачи ставили? Достигли ли эти задачи цели, успеха?

Какие животные встречаются на лугу? Какие растения?

Почему луг называется природным сообществом? (ещё раз проговорить).

Что вам хотелось бы узнать по этой теме?

Домашнее задание: подготовить сообщение по выбору.


 

Источники:

1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса (ч.1). – Москва: Просвещение, 2018

3. https://dolzhenznat.ru/

4. https://megabook.ru/search?SearchText=луг&EntityKind=Article

5.Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 4 класс. – Москва: Вако, 2014

6. https://www.rostves-celebrity.ru/2019/07/blog-post_19.html

7.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2018

8. https://potomy.ru/

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология


 


 

Пример выполненной «Памятки –шпаргалки»

(детская работа)

t1676224314ac.png

9

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.