12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дьяченко Вероника Николаевна76
2

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме «Буква ь после шипящих на конце наречий»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме

«Буква ь после шипящих на конце наречий»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Дьяченко В.Н

2020г.

Тема урока: «Буква Ь после шипящих на конце наречий».

Класс: 7

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Место в системе уроков: первый урок по теме.

Вид урока: урок-расследования.

Технология: элементы технологии развивающего обучения, игровая технология.

Цель урока: Дать понятие о правописании Ь на конце наречий после шипящих.

Задачи:

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в разных частях речи;

2. Практические:

а) закрепить навыки написания мягкого знака после шипящих с различными частями речи;

б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора написания мягкого знака после шипящих.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;

  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;

в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

Оборудование: презентация темы, карточки с заданиями, компьютер, проектор, учебник «Русский язык. 7 класс».

Раздаточный материал: приложения к учебному материалу урока (карточки)

Формы работы учащихся: работа в паре, групповая работа.

Методы: фронтальная беседа, игровая технология, проблемный, частично-поисковый метод, творческая деятельность.


Ход урока

I этап урока. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Ребята! Ко мне обратилась за помощью некая ОСОБА. Она, зная, что вы занимаетесь исследовательской работой, решила, что вы можете помочь ей и в РАССЛЕДОВАНИИ её проблемы. Я предлагаю провести сегодня урок-расследование. Слайд Для этого нам нужно создать следственный отдел, во главе которого буду я, и разведовательно- поисковые группы: 5 групп(по 4 человека).

У вас есть специальный «журнал для записи наблюдений», который вы каждый ведёте. Откройте его и запишите дату нашего расследования и вид работы (число и классная работа).

Обоснование: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

2 этап урока. Активизация мыслительной деятельности. Психологическая подготовка к изучению новой темы. Сообщение темы, постановка целей и задач. Обоснование: создание проблемной ситуации установка на запоминание и практическое применение новых знаний.

- Вернёмся к нашей ОСОБЕ. Какие вопросы возникают у групп? (Кто она? В решении какой проблемы ей требуется помощь?)

- Я могу предложить только её фоторобот и некоторые сведения о ней. Задание группам: разгадать, кто она. Слайд Хочу добавить, что с ней вы вплотную уже работали на предыдущих наших уроках. Правильно, это НАРЕЧИЕ! Уточните данные о наречии (устная работа групп: каждая группа добавляет информацию к записи на слайде).

- Итак, перед нами наречие. Что мы ещё знаем об этой части речи? Слайд

1.слаженно;

2.без устали;

3. точь-в точь;

4. ничуть;

5.не тяжело, а легко.

- Каждая группа уточняет данные о своём наречии: орфограмма, комментарий написания, речевое использование (в сочетании с глаголом, показывающим качество работы группы).

(работать слаженно, искать без устали, записывать точь- в- точь, ничуть не пугаясь трудностей, не тяжело, а легко раскрывать…).

- Молодцы! Посмотрите, у нас получился КОДЕКС правил работы нашего следственного отдела. А что такое кодекс? Какие вы знаете кодексы?

( Кодекс (лат. codex) - в буквальном смысле "собрание законов". В современном понимании К. представляет собой сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные, однородные общественные отношения. Трудовой кодекс, уголовный кодекс, кодекс чести, кодекс грамматических правил).

- Итак, ОСОБА выявлена. А проблема нет! Предлагаю завести ДЕЛО. Но у него чего-то нет? Чего? Правильно, нет названия. Подождите…. Пришло СМС от наречия.

Думаю: в нём подсказка! Слайд

Найди и выпиши наречия!

1.выучишь, жилищ, настежь, горяч;

2. тягач, могуч, задач, наотмашь;

3. невтерпёж, страж, тягуч, увлечь;

4.отрежьте, навзничь, мощь, камыш;

5.ветошь, забудешь, спрячь, сплошь.

( Работа в парах)

-Проверяем, что получилось. Слайд

С этими наречиями у нас поработали по спецзаданию агенты каждой группы. Слайды. Послушаем их отчёт о проделанной работе (индивидуальные выступления 5-ти учеников по заранее данному заданию: подготовить сообщение о наречии: значение, этимология, употребление в речи).

-Проблема-орфограмма в этих наречиях? (буква ь)

-Опознавательный признак? (наличие шипящей)

- Как назовём наше дело? (Учащиеся формулируют тему урока.

Буква Ь после шипящих на конце наречий) Слайд

- Цели расследования по этой проблеме? (Целеполагание). Слайд

(узнать, в каком случае нужно писать мягкий знак, а в каком нет, научиться правильно писать наречия, оканчивающихся на шипящий согласный звук)

Я предлагаю собрать досье. Слайд. Что такое досье?

-Можете ли вы сейчас прокомментировать написание ь в наречиях? (учащиеся пробуют дать формулировку правила). Проверим ваше предположение с помощью достоверного источника-учебника. Читаем правило №63 (Работа с теорией учебника).

Отличается ли от первой формулировки? (Да). Заучиваем хорошо то, что лучше для вас запоминается. А теперь скажите, что нужно сделать после работы с теорией? Правильно! Закрепить полученные знания на практике. Подкрепляем досье примерами.

3 этап урока. Закрепление и обобщение приобретённых знаний и умений.

  1. Первичное закрепление. Комментированное письмо (упражнение №287)

(2 ученика работают на доске);

2.Вторичное закрепление.

- Ребята, пришло следующее СМС: Слайд

  1. Однообразный пейзаж…

  2. Было невтерпёж…

  3. От тёмных туч..

  4. Воздух свеж…

  5. Распахнулись настеж…

  6. Ожидание встреч…

  7. Могут увлеч…ся

  8. Не похож…

- Но здесь нужна дополнительная информация! Какая? (правила написания ь после шипящих в других частях речи). Есть ли знатоки-специалисты, которые составят опорную схему для работы? (составление схемы-опоры с последующей проверкой)



- Что добавим? (сведения о наречии). Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет?

( Эта схема поможет нам правильно выполнить данное задание, она нужна для более легкого и быстрого запоминания правил, поможет избежать ошибок).

Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме.

- Что мы делаем в первую очередь? (Определяем часть речи)

- Каким будет следующее действие? (Находим часть речи в схеме и определяем, какому условию соответствует написание данной орфограммы)


Физминутка!!!

- Чтобы успешно выполнить это задание, применяя схему-опору, нам нужно немного размяться. Проведём физминутку по указанным словам-наречиям. Слайд


После физминутки выполнение задания. 1 ученик на доске (комментированное письмо).


3.Творческое задание (по группам)

- Ребята, даю очередное особое задание. Каждой группе нужно будет «выехать» на место расследования и составить полный отчёт о проведённом наблюдении. Фигуранты расследования - всё те же наречия, данные в предыдущем списке. Вы должны составить мини-текст с использованием данных словосочетаний. На работу даётся 5 минут. Начать вы можете свой отчёт так: « Выехав на место расследования, мы обнаружили….» (Заслушивание «отчётов» каждой группы. Оценивание работы).


4. Работа с текстом. Слайд

- Я написала доклад о вашей «выездной» работе для подачи его в вышестоящие органы. Но прошу вас помочь проверить его. Нет ли в нём недостатков?


1.Пейзаж утомил юных следователей которым уж давно невтерпёж добраться до места отдыха.

2.Дует ветер от тёмных туч становится темнее.

3.Воздух свеж как будто отворились настежь небесные ворота.

4.Юные следователи 7 класса возвращаются обратно и живут ожиданием новых событий и встреч.

5.Добравшись до места они могут увлечься новым расследованием и сказать День был не похож на другие. Мы молодцы!


(Работа по корректированию текста: работа с пунктограммами. Каждая группа комментирует пунктограммы записанного одного предложения). Слайды


4 этап урока. Итог урока

-Подведём итог нашего расследования. Слайд. (Вопрос каждой группе)

Вы сегодня молодцы. Группы работали в соответствии с составленным кодексом. Предлагаю закрыть дело в связи с полным его раскрытием. Слайд

5 этап урока. Рефлексия.

Слайд

Сформулируйте с помощью наречий вопросы друг другу и ответьте на них.

1.впустую?

2. впрок?

3.доходчиво?

6 этап урока. Домашнее задание. Слайд

1. Повторить записи расследованного дела;

2. Выучить правило №63;

3. Упражнение №289.

Успехов в работе!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.