12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Морсина Вера Евгеньевна70

Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Корень – главная значимая часть слова. 


Цель:

- уточнение представления о корне как о главной части слова.


Задачи:

- повторить общие сведения о родственных словах, наличии в общей смысловой части;

- формировать умение их выделять по двум признакам (внешняя) и общность смысла;

- развивать речь, память, внимание, умение сравнивать и обобщать, работать в группе;

- воспитывать интерес к родному языку.


Планируемые результаты:


Предметные:

- Знать, что приставки и суффиксы образуют однокоренные слова; окончание при изменении слова образует его форму.

- Уметь указывать части речи; выполнять разбор слова по составу; выписывать однокоренные слова; подчеркивать гласные в корне;


Метапредметные:

- Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества.

- Выявлять главную смысловую часть слова - корень.

- Обращаться за справками к этимологическому словарю.


Личностные:

- Понимать то, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.


Оборудование:

- учебник Русский язык 3 класс Л.Я Желтовская, О.Б. Калинина, часть 1.

М.: АСТ. Астрель. 2014.









Ход урока


Орг. момент


Минутка чистописания


Постановка темы урока


У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

(С. Погореловский)


- О каком времени года этот отрывок?

- Какие слова помогли увидеть зимний пейзаж?

- Что общего во всех этих словах: заснеженная, снежный, снежки, снегурки, снег? Какая часть слова здесь повторяется? (снег-корень)

- Попробуйте подобрать еще несколько примеров к данным словам (снегоход, снеговик, снежинки…).

- Чем же мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке?


Работа по теме урока


- Как вы понимаете слово «корень»? (работа с рисунками)

- Сравним рисунки. Что изображено на этих рисунках?

Рис.1 Обычное дерево.

- Какие части дерева вам известны?

- Какая часть для дерева самая важная?

- Почему?

Рис.2 «Дерево семейное»

Бабушка, дедушка папа, мама, ребёнок - родные друг другу люди, родственники.

- А почему людей называют родственниками?

(они принадлежат к одному роду, имеют общего «предка» или, как ещё говорят, общий корень)

Рис. 3 « Словообразовательное дерево».

На ветвях словообразовательного дерева «растут» слова.

- Можно ли сказать что все слова с одного словообразовательного дерева- родственники, или родственные слова? (они принадлежат к общему словообразовательному дереву, у них есть общий корень)

- Какое слово в нашем случае может быть названо общим «предком» или корнем? (вода)

- Почему? (с помощью этого слова можно объяснить значение всех других слов)

Вывод:

Мы выяснили, что с помощью корня слова может быть объяснено значение всех слов родственников; сам же корень обязательно входит в состав родственных слов и имеет в них общую буквенную форму.

Мы отметили, что у дерева корень главная часть, без которой дерево не может существовать.

У словообразовательного дерева – « корень» – это тоже самое главное, самое важное. Он ведь берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. И эти многие слова с одинаковым корнем оказываются однокоренными.

- А может ли быть слово без корня?

Давайте обратимся к дереву – и уберём корень (вода – «а», водичка– «ичка»)

- Можно ли понять значение этих слов без корня?

Поэтому корень слова определяют, как его главную значимую часть, в которой заключено общее в значении всех родственных.

- Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?


Работа с учебником (чтение правила стр. 92)


Закрепление


Работа в группах (по 4 чел.)

Заполните словообразовательное дерево однокоренными словами.

(Рис. 4 «Словообразовательное дерево ЛЕС»

Рис. 5 «Словообразовательное дерево ДОМ»

Рис. 6 «Словообразовательное дерево КРИК»)

Один человек от группы называет однокоренные слова, листочки с этими словами мы будем прикреплять к дереву на доске.

А теперь сравним однокоренные слова с образцом.


Работа в парах (карточки)

Корни заблудились. Помогите каждому корню найти свою «семью», соединив однокоренные слова в группы.


дубрава

хлеб скрипучий

хлебница

озеро дубок

хлебный

дуб озерцо

скрипеть

скрип хлебец

озёрный

дубовый

7. Физкультминутка


 Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.

Лес- лесник, река – ручей, стена потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым.


8. Продолжение работы по теме урока 


9. Домашнее задание


10. Итоги урока



t1640331014aa.jpg

ЛЕС

t1640331014aa.jpg

ДОМ

t1640331014aa.jpg

ХОД









Поработайте в парах. Помогите каждому корню найти свою «семью», объединив слова в группы.

дубрава

хлеб скрипучий

хлебница

озеро дубок

хлебный

дуб озерцо

скрипеть

скрип хлебец

озёрный

дубовый


Поработайте в парах. Помогите каждому корню найти свою «семью», объединив слова в группы.

дубрава

хлеб скрипучий

хлебница

озеро дубок

хлебный

дуб озерцо

скрипеть

скрип хлебец

озёрный

дубовый

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.