12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николаева Оксана Николаевна33
5

Конспект урока русского языка в 6 классе "Имя прилагательное. Обобщение"

Конспект урока русского языка в 6 классе


Тема: «Имя прилагательное. Обобщение»

Цели:

- проверить в занимательной форме уровень сформированности у учащихся языковой и лингвистической компетенций по теме «Имя прилагательное», диагностировать устойчивые положительные результаты учащихся по пройденным темам,

- совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- продолжать формирование у школьников мотивации к изучению русского языка, воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Задачи урока:

Знать:

Определение имени прилагательного;

Разряды прилагательного;

Степени сравнения;

Морфологические признаки прилагательного;

Уметь:

Определять разряды прилагательных;

Правильно употреблять прилагательные в речи;

Указывать морфологические признаки;

Правильно писать прилагательные, объясняя в них орфограммы;

Уметь определять синтаксическую роль прилагательных.

Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, контроль).

Форма урока: нестандартный, урок – путешествие.

Основной метод: эвристический (частично-поисковый).

ТСО: интерактивная доска, таблица рефлексии и т.д.


Ход урока

I.Организационный этап.

Приветствие класса. Эмоциональный настрой на работу.

II. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Используя полученные на предыдущих уроках знания, расскажите им о себе. Подберите слова, которые характеризуют вас. Какие вы ученики? (Умные, настойчивые, упрямые, внимательные, скромные, тихие, красивые)

- Можно ли объединить эти слова по какому-либо признаку, что общего у этих слов? (Эти слова обозначают признак предмета и являются именами прилагательными.)

- Подумайте, для чего мы сегодня о них вспомнили? (Наверное, эта будет тема нашего урока?)

- Хорошо, ребята, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы детей)

- Да, все верно, мы сегодня с вами будем работать по теме «Имя прилагательное».

III.Сообщение темы и цели урока.

- У нас будет необычный урок. Посмотрите на экран, что мы сегодня с вами будем делать? (Ответы обучающихся)

Совершенно верно, мы будем путешествовать по удивительной стране, которая называется «Имя прилагательное». А увезет нас в эту страну веселый паровозик под названием «Обобщение»

- Значит, тема нашего урока… (ответы обучающихся).

- Откройте тетради. Запишите число и тему урока «Имя прилагательное. Обобщение».

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Ребята формулируют цель урока).

- Да, ребята, вы правы, сегодня мы с вами повторим и закрепим изученные орфограммы по данной теме.


Сейчас мы с вами находимся на станции «Классная»

Перед тем, как начать наше путешествие, на этой станции мы с вами составим кластер и вспомним, что мы знаем об имени прилагательном!

​​​​​​​(коллективное составление кластера)


Учитель: «Молодцы, ребята! Наш веселый паровозик уже заждался, занимайте свои места, и мы с вами отправимся в путешествие».


1. 1-ая станция «Ты мне, я – тебе!»

- На этой станции мы поиграем в игру. Вы задаёте вопрос любому из своих одноклассников, а он, соответственно, - Вам.

Вопросы: 1) Что такое имя прилагательное?

2) Назовите степени сравнения прилагательных.

3) Когда не с прилагательными пишется раздельно?

4) Как изменяется имя прилагательное?

5) Какими членами могут быть прилагательные?

6) Какие разряды прилагательных ты знаешь?

7) Когда не с прилагательными пишется слитно?

8) У каких прилагательных есть степени сравнения?(только у качественных)

9) Когда в прилагательных пишется одна буква –н-?

10) Когда в прилагательных пишется две буквы н?


Молодцы! Хорошо справились с заданием!

2. - Итак, мы отправляемся дальше в путь.

Наша 2-я станция «Сравнительная»

А что здесь интересного?

(работа по вариантам)


- Образовать от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. (слайд 6)

1) Сухой (суше, более сухой, ---,самый, наиболее сухой)

2) Красивый (красивее, более красивый, красивейший, самый красивый)

3) Яркий (ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий)


- Найдите и исправьте ошибки в словообразовании

Более вкуснее, мельче, тончайший

Слаще, самый красивейший, более точен

Менее нужная, слабейший, более легче


- Проверим.

- Давайте подытожим, как же образуются степени сравнения?

- А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный?

(Нет, нельзя, потому что это относительное прилагательное, а степени сравнения есть только у качественных прилагательных.)

3. Ответ на этот вопрос помогает нам перебраться на следующую станцию «Разрядную»

На этой станции мы вспомним разряды имён прилагательных с помощью игры «Конструктор».

(работа в парах)

- У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных. (Распределите признаки по разрядам)


Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком.

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные и временные признаки предмета.

Имеют суффиксы – ов, -ев, -ин, -ын, -ий, -й.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой не-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием очень.

Прилагательные мужского рода в И.п. и В.п. имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в ед.ч., мн.ч. имеют окончания кратких прилагательных.


(Проверим себя по учебнику – * 58 – 60, стр. 16 - 21)- САМОПРОВЕРКА

Итак, давайте ещё повторим эти признаки.

ФИЗМИНУТКА

- Мы с вами очень долго ехали, засиделись, пора немного отдохнуть. За окном станция «Физминутка». Посмотрите, сколько выпало за окном снега, и сейчас мы с вами выйдем из вагона и поиграем «В снежки» (слайд 9)


-Я бросаю «снежок» (мяч) кому-нибудь из вас, называю имя прилагательное, а вы должны определить его разряд.

Олений рог (притяж.)

лёгкий портфель (качеств.)

сегодняшний день(относит.)

ужасный вид (качеств.)

отцов костюм (притяжат.)

белый снег (качеств.)

деревянная ложка (относит.)

сельский житель (относит.)

сестрин платок (притяж.)


4. Следующая станция «Небольшая»

- На этой станции мы будем работать по карточкам, два пассажира нашего поезда будут выполнять задание у доски, остальные в тетрадях. (ребята выполняют задание)

- А сейчас мы все вместе проверим выполнение задания.

- Какая орфограмма живёт здесь?

Карточка № 1

(Не) широкая, а узкая река, ничуть (не) лёгкая ноша, (не) ряшливый, (не) добрый.

Карточка № 2

(Не) правдивый, а лживый, нисколько (не)интересная книга, (не)брежный вид, (не) интересный фильм.


5. Продолжим наше путешествие, и наш поезд прибывает на станцию «Оранжевая».

- С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь? Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?

(работа с сигнальными карточками)

- Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.


В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.


6. Продолжаем наше путешествие и попадаем на станцию «Железнодорожная»

- Как вы думаете, что мы будем повторять?

(по цепочке у доски)

-Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.


Бледно - лиловый кустарник, широкоплечий юноша, русско - ненецкий словарь, юго-западный ветер, сельскохозяйственная выставка.


7. Следующая станция «Закодированная»

Здесь поселились прилагательные с Н и НН.

Кодированный диктант.

- Я читаю слова, а вы в тетрадях пишите только одну или две буквы НН.

Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.

(1)нн, 2)н, 3)н, 4)нн, 5)н, 6)н, 7)нн, 8)нн, 9)н). Взаимопроверка.


8. Наше путешествие продолжается. Мы прибыли на станцию «Суффиксальная»

(фронтальная работа)

- Я буду читать существительные, а вам надо образовать имена прилагательные и объяснить правописание.

Пират (пиратский), ткач (ткацкий), богатырь(богатырский), рыбак(рыбацкий), матрос (матросский).


9. Итак, мы продолжаем наш путь и попадаем на станцию «Синтаксическая».

- Как вы думаете, с каким заданием нам придётся встретиться на этой станции?

- Совершенно верно, вам необходимо определить синтаксическую роль прилагательных.

Вода в озере холодная.

Ослепительно красив зимний наряд тундры.

На синем горизонте клубится дымок над стойбищем оленеводов.


10. Мы подходим к концу нашего путешествия, попадаем на станцию «Морфологическую».

- Какое задание здесь затаилось?

- Из предложений предыдущего задания выпишите прилагательные и выполните морфологический разбор. (Работа по рядам)

Красив – прил.

Наряд (каков?) красив н.ф. красивый

Пост. – качеств., непост. – кр.ф., ед.ч.. м.р.

Наряд (каков?) красив

Холодная – прил.

Вода (какая?) холодная н.ф. – холодный

Пост. – качеств., непост. – полн., ж.р., ед.ч.

Вода (какая?) холодная

Синий – прил.

На горизонте (каком?) синем н.ф. – синий

Пост. – качеств., непост. – м.р., ед.ч., П.п.

На горизонте (каком?) синем

- Ребята, а кто мне скажет, для чего нужны прилагательные?

(Они украшают нашу речь, делают её выразительнее.)

- А как называются образные определения, выраженные прилагательными?


Творческая работа : составить словосочетания или предложения, используя прилагательные (эпитеты).


11. Итог урока. Итак, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы возвращаемся из нашего увлекательного путешествия на станцию «Классная» (слайд 18).

Посмотрите на эту картину. Что на ней изображено?

Предлагаю вам, глядя на эту картину, составить словосочетания или предложения на тему «Осенняя тундра»


12. Рефлексия: Я предлагаю вам выразить свое впечатление от урока при помощи разных форм прилагательных. Каким он был?


13. Домашнее задание. Допишите творческую работу, которую вы начали на уроке.


- Ребята, я довольна тем, как вы сегодня работали, и поставлю такие оценки.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.