12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Кузьменок87
Россия, Смоленская обл., Смоленск

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»



Конспект урока-викторины

по русскому языку в 6 классе

«Путешествие в страну

Языкознания»



Подготовила: учитель русского языка и

литературы Кузьменок Татьяна Александровна





2021 г.

Цели и задачи.

Образовательная:

Обобщить знания обучающихся по русскому языку; в игровой форме проверить уровень сформированности практических навыков обучающихся.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес обучающихся.

Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.

Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.

Воспитательная:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Тип урока: обобщающе-повторительный



Оформление: на доске расположены названия станций, таблица для отметок жюри.

Станции:

Историческая.

Теоретическая.

Практическая.

Сообразительная.

Ход урока

Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Языкознания. Это путешествие поможет нам повторить всё, что мы изучили за год, и стать настоящими знатоками своего родного языка. В стране Языкознания все выражают свои мысли кратко, метко, точно. Жители Языкознания и говорят, и пишут грамотно, каждый день открывают для себя новое, разгадывают тайны языка. Попасть в эту страну можно только при условии: вы должны очень любить свой родной язык.

Ученик читает стихотворение А. Яшина наизусть:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех.

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч…

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Учитель. - Итак, мы отправляемся в путешествие. Чтобы нам было удобнее путешествовать, давайте разобьёмся на группы. В течение нашего пути вы будете собирать звёздочки (которые даются за каждый правильный ответ). В конце пути мы посмотрим, кто набрал больше звёзд и может считаться почётным гражданином страны Языкознания.

1-я станция «Историческая». Большинство слов нашего языка появилось в далёком прошлом. Каждое слово пришло своим путём. Задание группам: объясните происхождение следующих слов. За правильный ответ один балл. Отвечает группа, которая первой поднимет руку.

АЗБУКА. Образовалось от сложения названий первых двух букв кириллицы «аз» и «буки».

ПЕШЕХОД. Образовалось от сложения основ слов: пеший и ходить.

ЗДРАВСТВУЙТЕ. Образовалось от слова здоровье. Приветствуя друг друга, люди желали крепкого здоровья.

ПОДОРОЖНИК. Образовалось от слова дорога, растение, которое растёт коло дороги.

БИОЛОГИЯ. Образовалось от латинского «био»- жизнь, живое и «логос»- наука; наука о живом.

Учитель. -Перед нами вторая станция «Теоретическая». Сейчас мы выясним, кто из вас обладает самыми глубокими знаниями в теории русского языка. За каждый правильный ответ 1 балл.

Сколько букв в русском алфавите?

Какие буквы русского алфавита не обозначают звука?

Какие буквы могут обозначать звук А?

Что такое морфема?

Какие морфемы входят в основу слова?

О какой части речи идёт речь в стихотворении? Дайте её определение.

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

И на вопрос чей?

У каких частей речи нет окончаний?

Какое «общее название» имеют слова МХАТ, МГУ, ГАИ?

От чего зависит написание о-а в корне кас-кос?

Что такое фразеологизмы?

Учитель. - Молодцы, ребята! Но знание только одной теории слишком мало для того, чтобы стать почётным гражданином страны Языкознания. Нужно уметь применять свои знания на практике.

Перед нами следующая станция – «Практическая». Здесь вам предстоит выполнить несколько заданий, показав свои знания по различным разделам русского языка.

1-е задание. Сначала послушайте строки и ответьте на вопрос: о каком разделе русского языка идёт речь?

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Ответ: Речь идёт о морфемике и словообразовании.

Учитель. - Посмотрите на этот словарь (показывает). Сегодня я взяла его с полки, а оттуда выпала записка. Я вам её прочитаю: «Спасите! Помогите! SOS! Я главный хранитель слов, дядюшка Словарь. С давних пор я живу на книжной полке в кабинете русского языка, храню слова. Но вот недавно двоечник Петров Петя уронил меня на пол, и некоторые слова вывалились, разбежались и попрятались среди других слов. Умоляю, найдите эти слова! Высылаю вам их приметы».

Корень в слове «писать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода», приставка в слове «рассказывать».

Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики».

Корень как в слове «самостоятельный», соединительная гласная как в слове «лесоруб», корень как в слове «полётный», окончание как в слове «шаг».

2-е задание:

Учитель. - Ребята! Ваша помощь нужна ещё одному человеку. Один купец ехал на ярмарку и по пути на плохой дороге его товар выпал и перемешался. Давайте поможем купцу разложить товар по трём сундукам. В первый сундук надо положить предметы, которые обозначают существительные женского рода, во второй – мужского рода, в третий – существительные среднего рода. (Группам раздаются карточки с существительными, которые они раскладывают по трём коробкам).

Ж.р.

М.р.

С.р.

Кольраби

Кенгуру

Знамя

Аллея

Пони

Манго

Яблоня

Кофе

Эскимо

Салями

Шампунь

Кашне

Леди

Какаду

Шасси

Фамилия

Фламинго

Семя

3-е задание : Отгадайте загадки, запишите ответы, ответьте, какая орфограмма в этих словах.

1)Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

(перрон)

2)Зимою шайбу клюшкой бей,

Иди скорей играть в …

(хоккей)

3)Таким, как я всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом ……….

(аккуратный)

4-е задание: Прочитайте песенку Винни-Пуха, сочинённую Б.Заходером, и скажите, в употреблении слов какой части речи запутался Винни-Пух.

На днях, не знаю сам зачем,

Зашёл я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

Поговорить о том, о сём

Я рассказал им, что, когда,

И почему, и от чего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего.

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!»

Назовите все местоимения из этого стихотворения.

Учитель. - Мы отправляемся на последнюю станцию – «Сообразительную». Выяснить быстроту вашей реакции, навыки и умения помогут следующие задания. Только те, кто пройдут испытания на этой станции, смогут называться почётными гражданами страны Языкознания.

Фразеологическое лото: составить фразеологизмы из разрезных карточек и объяснить значение этих фразеологизмов:



Ни рыба

баклуши

Бить

ни мясо

Как снег

ниже травы

Сломя

рукава

Спустя

голову

Смотреть

сквозь пальцы

Тише воды

на голову



Вытащите карточку, на которой записан фразеологизм, и передайте его с помощью мимики, жестов. Все остальные участники постараются отгадать этот фразеологизм. За каждый отгаданный фразеологизм группа получает 1 балл.

На карточках записаны фразеологизмы: Водить за нос, сесть в галошу, намылить шею, кот в мешке.

Учитель. - Наше путешествие подошло к концу (подведение итогов, объявление победителей). Но мы с вами ещё не раз вернёмся в страну Языкознания, ведь в ней осталось много интересного и неизведанного! Я желаю всем дальнейших успехов в путешествии по этой стране!

Ответы на вопросы и задания

1-я станция «Историческая»

Объясните происхождение следующих слов:

АЗБУКА. Образовалось от сложения названий первых двух букв кириллицы «аз» и «буки».

ПЕШЕХОД. Образовалось от сложения основ слов: пеший и ходить.

ЗДРАВСТВУЙТЕ. Образовалось от слова здоровье. Приветствуя друг друга, люди желали крепкого здоровья.

ПОДОРОЖНИК. Образовалось от слова дорога, растение, которое растёт коло дороги.

БИОЛОГИЯ. Образовалось от латинского «био»- жизнь, живое и «логос»- наука; наука о живом.

2-я станция «Теоретическая»

Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)

Какие буквы русского алфавита не обозначают звука? (Буквы ъ, ь)

Какие буквы могут обозначать звук А? (Буквы а, я, о)

Что такое морфема? (Морфема – это минимальная значимая часть слова)

Какие морфемы входят в основу слова? (Приставка, корень, суффикс)

О какой части речи идёт речь в стихотворении? Дайте её определение.

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

И на вопрос чей?

(Об имени прилагательном)

У каких частей речи нет окончаний? (у наречия, деепричастия, несклоняемых существительных, у служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц)

Какое «общее название» имеют слова МХАТ, МГУ, ГАИ? (аббревиатуры)

От чего зависит написание о-а в корне кас-кос? (от суффикса а после корня: если после корня есть суффикс а, то пишем в корне а; если нет суффикса а, то в корне пишем о)

Что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одного слова. Например: бить баклуши - бездельничать)

3-я станция «Практическая»

1-е задание

Корень в слове «писать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода», приставка в слове «рассказывать». (Ответ: расписка)

Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики» (Ответ: подснежники)

Корень как в слове «самостоятельный», соединительная гласная как в слове «лесоруб», корень как в слове «полётный», окончание как в слове «шаг» (Ответ: самолёт)

2-е задание. Распределить существительные в зависимости от принадлежности к роду

Ж.р.

М.р.

С.р.

Кольраби

Кенгуру

Знамя

Аллея

Пони

Манго

Яблоня

Кофе

Эскимо

Салями

Шампунь

Кашне

Леди

Какаду

Шасси

Фамилия

Фламинго

Семя



3-е задание : Отгадайте загадки, запишите ответы, выделите орфограмму, над которой работали. Ответы: 1) перрон; 2) хоккей; 3) аккуратный. Орфограмма: правописание удвоенной согласной в корне.

4-е задание: Винни-Пух запутался в употреблении местоимений. Местоимения из стихотворения: сам, я, мне, кое с кем, о том, о сём, им, что, чего, кое-кто, всё, ты.

4 станция «Сообразительная»

Фразеологизмы из разрезных карточек:

Ни рыба ни мясо

Бить баклуши

Как снег на голову

Сломя голову

Спустя рукава

Смотреть сквозь пальцы

Тише воды ниже травы



Список использованной литературы

Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 128 с.

Внеклассная работа по русскому языку. 6 класс./Сост. Т.Н. Скороходова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.