12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Елена Александровна82
Россия, Ростовская обл., Таганрог
0

Конспект занятия познавательной направленности по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с родиной Маугли»

Конспект занятия познавательной направленности по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Знакомство с родиной Маугли»

Программное содержание: дать детям элементарное представление о стране Индии, приобщать детей к индийской национальной культуре, развивать любознательность, самостоятельность, способность наблюдать, воспитывать уважительное отношение к образу жизни разных народов.

Форма проведения: игровое занятие-беседа (изучение нового материала).

Оборудование: иллюстрации – индийские герб, флаг; Тадж-Махал, Кремль, Эйфелева башня, статуя Свободы; карточки с божествами; рупии; изображения животных Индии; карта Индии; диск с видеоматериалами; карточки с изображением ладоней.

Предварительная работа: чтение сказок об Индии («Золотая антилопа», «Маугли», «Рики-Тики-Тави»), просмотр мультфильмов, заучивание стихотворения В. Орлова «Слон».

 

Ход занятия

Дети входят в зал под звуки индийских мелодий.

В: Ребята, прислушайтесь какая удивительная мелодия, она родом из необыкновенной страны, которая называется Индия. Это удивительно красочная страна. Я предлагаю вам отправиться на родину Маугли. (Согласие детей)

В: Мы начнем путешествие с главного города Индии. Ребята, как называется главный город государства? (столица). Столицей Индии является Дели (показ иллюстраций города).

В: Мы пройдем по улицам города, и попали на главную площадь Дели, где увидели символы государства. Ребята, какие символы государства вы знаете? (флаг, герб, гимн). Посмотрите, как выглядят герб и флаг Индии. Давайте попробуем из цветных полосок собрать флаг Индии

Игра: «Собери флаг». Цель: по представленному образцу собрать из полосок картинку.

В: В Индии проживает больше миллиарда человек – это в семь раз больше чем в России. Хотя на территории России поместится пять Индий. (Детям показывается вырезанная территория Индии и России, путем накладывания сравниваем). Жители этой страны очень доброжелательно и миролюбивы. Индия – страна легенд.

Рассказ воспитанника: Один индийский шах сильно любил свою жену, в ее честь возвел прекрасный дворец и назвал его Тадж-Махал. Построен был этот дворец из белого мрамора и украшен множеством драгоценных камней. Если посмотреть на дворец на закате или восходе солнца, то можно увидеть, как белы мрамор здания отражает розовые и оранжевые оттенки неба. (Показ иллюстраций). Строительство Тадж-Махала длилось двадцать лет, и двадцать тысяч рабочих принимали участие в его строительстве. С тех пор Тадж-Махал является символом Индии, и люди со всего мира приезжают посмотреть на это чудо света.

Рассматривая 4 иллюстрации, дети несколько раз повторяют трудное название Тадж-Махал.

В: Продолжая свой путь, мы встретим людей, идущих нам навстречу. Обратите внимание на их внешний вид – такой одежды вы не встретите ни в одной стране мира.

Мужчина одет в шервани – это пиджак, застегивающийся до воротника. Его длина бывает обычно ниже колена. Шервани принято одевать с шароварами (широкие свободные штаны). На голове у него был тюрбан это длинный кусок ткани, который оборачивается вокруг головы несколько раз. Тюрбан оберегает голову от жары и знойного солнца. Его смачивают водой на ночь, а потом в течение дня он сохраняет влагу.

Женщина одета в красивое сари, сшитое из легкого, блестящего шелка. Носится сари с блузкой и нижней юбкой. Иногда свободный конец сари накидывают на голову, как платок

Показ сари и тюрбана, примерка на детях.

Ребята, как называется мужская и женская одежда индийцев? (ответы детей)

Куда же идут эти люди? Они несут дары к своим божествам, которым поклоняются. Жители Индии верят во множество разных богов. Ребята, давайте угадаем по описанию некоторых из них!

Игра: Боги и Богини. Цель: по словесному описанию узнать божество и показать его картинку.

Вишну – четырехрукий бог со своими извивающимися друзьями.

Кришна – бог с двумя руками и музыкальным инструментом.

Шива – двурукий бог со змеей.

Лакшми – четырёхрукая богиня.

Дурха - у этой богини восемь рук, больше, чем у кого бы то ни было.

В: Продолжая свой путь, мы попали на индийский рынок. Ваня обратил внимание на то, что большинство прилавков занимали коренья, травы, приправы, специи. Ведь особенный вкус индийским блюдам придают именно специи, которые славятся своим вкусом и ароматом.

Ребята, а какие вы знаете, специи и какие из них есть у вас дома? (ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что черный и красный перец к нам привозят из Индии, но самая популярная - кари.

Показ образцов специй.

На рынке очень много людей, они расплачиваются за продукты рупиями. Дети, на какое слово похоже название индийских денег? (Рубль) Посмотрите, как выглядят рупии.

Игровая ситуация: купли-продажи на рынке).

Если внимательно посмотреть на рупию, можно увидеть изображения животных. А какие животные встречаются в сказках об Индии? (ответы детей) В каких сказках встречаются эти животные? Ребята, из этих картинок выберите изображения индийских животных и разместите их на карте Индии.

Игра «выбери животное» (бенгальский тигр и индийский леопард, азиатский слон и индийский носорог, сине-крылатый попугай и индийский павлин, ядовитая индийская кобра и мангуст).

 

В: Дети, а вы знаете, что слоны - самые большие наземные животные в мире. Они бывают африканские и азиатские. Азиатские слоны меньше африканских. Они обитают в джунглях Индии. Два огромных бивня у слона – это его зубы, с помощью которых он питается и защищается.

У слонят сначала вырастают молочные бивни, как у детей молочные зубы. А когда слоненку исполняется один год, они выпадают, а вместе них вырастают постоянные бивни. Слон очень хорошо плавает даже на глубине, спят слоны стоя, только детеныши ложатся на бок на землю. Индийские слоны очень хорошо приручаются, их используют как транспортное средство для перевозки тяжестей. Слоны перевозили мрамор для постройки Тадж-Махала. Ребята, кто может показать изображение Тадж-Махала? (дети из предложенных картинок выбирают нужную).

Ребята, а как вы думаете, в Индии слоны домашние, или дикие животные? (ответы детей)

Дети, а кто знает стихотворение о слоне?

Чтение стихотворения В Орлова «Слон» (Построчно).

У одних собаки
Или кошки,
Канарейки заняли
Балкон,
Золотые рыбки –
На окошке…
У меня – простой
Индийский слон.
Так уж получилось,
Так уж вышло,
Он ко мне стучится
Иногда,
Двери открывает
И неслышно
В комнату заходит
Без труда.
Он тихонько
В комнате топочет,
Я глаза прикрою
И молчу.
Хоботом он пятки
Мне щекочет –
Я на всю квартиру
Хохочу.
Мне сестрёнка
Пальцем погрозила
И сказала,
Строгости полна,
Будто я себе
Вообразила
Этого индийского слона.
Не пойму,
К чему тут возраженья,
Для чего мне спорить –
Не пойму.
Пусть живет
В моем воображенье,
Если это нравится
Ему!

 

 

 

А вы знаете, что на праздники индийцы наряжают слонов? Давайте украсим слона для праздника?

Подвижная игра «украсим слона» (большая игрушка слона)

В: Большинство праздников индийцы устраивают в честь своих богов. Самый красочный праздник Хали. Его называют праздником красок. Все осыпают друг друга разноцветными порошками и обливают окрашенной водой, пока всё вокруг не станет разноцветным.

Но самое яркое впечатление производит индийская свадьба. К ней готовятся очень долго и тщательно подбирают одежду для жениха и невесты. Ребята, как выглядят наши жених и невеста? (жених одет в черный костюм, а невеста – в пышное белое платье). А в Индии жених всегда одет в белое, с гирляндами из цветов на шее, его тюрбан украшен драгоценными камнями (ребята, а что еще украшают драгоценными камнями?), он становится на плоский камень и ждет, когда к нему выйдет невеста — в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Это браслеты на руках и ногах, кольца на пальцах. Но настоящее индийское украшение – это бинди – точка, наклеенная на лбу между бровей. Сейчас бинди имеет не только форму точки, и наклеиваются не только на лоб. Также невесте наносят узор на ладони и стопы специальной краской – хной.

После того, как священник соединит руки жениха и невесты, жених нанесет красную краску на лоб и пробор своей невестыс этого момента они считаются мужем и женой. Ребята, давайте сядем за столы и попробуем перенести узор с образца на бумажную ладонь.

Рисуем хной

В: Ни одно торжество в Индии не обходится без индийских танцев. В этих танцах имеет значение каждое движение. Чтобы передать все переживания, чувства, танцовщик использует мимику, жесты, движения головы, рук, ног, живота, спины.

Показ видео индийского танца.

В: То, что можно сказать словами, танцовщица показывает жестами и мимикой, например, по-русски «здравствуйте», по-индийски – «намасте» (две ладони прижимаются к груди и человек делает небольшой поклон).

Бутон – поцелуй.

Раскрытый лотос – радость.

Паук – страх.

 

Дети, давайте встанем врассыпную по залу и повторим эти движения.

Ребята, в Индии нас ждет еще много интересного, вы подрастете и обязательно отправитесь в путешествие в эту страну. Но у меня для вас есть сюрприз, это – энциклопедия об Индии, мы будем ее рассматривать и узнавать много нового.

Ребята, о какой стране вы сегодня узнали? А вы бы хотели попасть в Индию. Что вам понравилось больше всего?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.