12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тонких Жанна Владимировна341
Россия, Алтайский край, Барнаул

Консультация для родителей

Развиваем зрительно-моторную координацию

у дошкольников

Одним из наиболее важных уроков в первом классе является урок письма. Научить ребенка читать, считать до школы могут родители, но письму, в силу его специфики, учит только педагог. Уже на первых уроках он показывает, как нужно сидеть за партой, как положить тетрадь, каким образом держать ручку.

На уроке письма первоклассники должны работать по образцу, по определенному правилу или алгоритму. Педагог показывает на доске или в тетради, как пишется буква или ее элемент, из какой точки и в каком направлении ведется линия, а ребята повторяют его действия сначала в воздухе, а потом в тетради.

Первоклассникам приходится много работать по визуальным, т.е. зрительным образцам: списывать с доски, копировать палочки, элементы букв, буквы в прописях. Наиболее успешными оказываются те дети, у которых хорошо сформирована зрительно-моторная координация, а значит, движения руки осуществляются под чутким руководством глаз.

Для прогнозирования успешности формирования навыка письма у ребенка перед школой можно провести диагностику моторных навыков руки.

Существуют всевозможные методики, которые позволяют оценить уровень зрительно-моторной координации детей. Это графические диктанты по клеточкам, копирование домика и заборчика, хождение по лабиринту.

Можно ли помочь детям избежать серьезных трудностей при обучении письму? Да, конечно, но при условии, что систематическая работа будет начата в дошкольном возрасте, в 5-6 лет.

Содержание занятий по подготовке руки к письму можно разделить на три группы упражнений (игр, заданий):

 

1-я группа упражнений

(упражнения на развитие мелкой моторики рук,

мускульной памяти, тактильных ощущений):

 

-пальчиковые игры

«Белка»

Сидит белка на тележке, (Исходное положение — кисти рук сжаты в кулак.)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево.)

Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец.)

Воробью, (Разогнуть указательный палец.)

Синичке, (Разогнуть средний палец.)

Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец.)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец.)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 

-обводка шаблонов, трафаретов, лекал;

-рисование по заданному контуру;

-штриховка и раскрашивание картинок;

-лепка, вырезание;

-обводка по контуру печатных букв и их штриховка

 

Правила штриховки:

а) точка – начало движения, стрелка – направление движения,

б) не выходить за контур фигуры,

в) соблюдай параллельность линий,

г) не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть одинаковым.

При выполнении упражнений необходим постоянный контроль за посадкой ребенка и способом держания карандаша.

 

Для развития тактильных ощущений можно предложить следующие задания:

- Игра «Волшебный мешок» (ощупывание лежащих в мешочке пластмассовых букв или фигур и называть их);

- Игра «Узнай букву» (дети рисуют букву пальчиком друг у друга на спине, на руке или в воздухе);

- Письмо букв мокрым пальчиком на доске, обведение указательным пальчиком «пушистых» букв из бархатной бумаги.

- Игра «Живые буквы» (показ букв движениями рук, ног одного ребенка или группы ребят)

2-я группа упражнений

(упражнения в пространственно-временной

ориентировке на листе бумаги):

 

Такие упражнения учат ребенка правильно располагать фигуры или буквы в пространстве, не путать понятия «правый», «левый», «вверху», «внизу».

- игра – задание «Дорисуй правую половинку букв»;

- игра-задание «Дорисуй нижнюю половинку букв»;

 

- игра «Карлсон» (Карлсон передвигается по буквенному полю. Букву, на которой Карлсон делает обстановку, дети записывают в тетрадь. По окончании путешествия в тетради появляется слово, обозначающее место, куда прилетел Карлсон.

Передвижения могут состоять как из одного, так и из нескольких «перелетов». «Карлсон гостил у своей приятельницы на букве Ш – запиши первую букву. Дальше следи за остановками Карлсона».

Очень важно для предупреждения зеркального письма отработать умение передвигать руку слева направо по линии письма.

 

- «Пусти стрелу», - «Нарисуй дорожку», - «Волны для кораблика»,

- «Горочки для санок».

 

Очень полезны графические диктанты.

Графический диктант – это узор, который выполняется на клеточном поле. Сначала ребенку предлагают отыскать точку, из которой нужно начинать рисовать узор. Затем взрослый начинает диктовать: «Одну клеточку направо, одну клеточку вверх…» , при этом в тетрадях получаются различные узоры или замкнутые фигуры.

3-я группа упражнений

( упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на запоминание и дифференцировку зрительного образа печатных букв):

 

-нахождение букв в рисунках;

- копирование фигур, цифр, букв.

 

Для предупреждения зеркального письма можно дополнить рисунок стрелкой – помощницей. Обязательно сделать подробный разбор траектории направления движения.

Опубликовано


Комментарии (4)

Desteni, 19.03.19 в 17:29 5Ответить Пожаловаться
У вас супер классная работа!!!!
Шабанова Алёна, 19.03.19 в 17:49 2Ответить Пожаловаться
Оформляйте эту консультацию в буклет и отправляйте на конкурс. На сайте стартовали новые конкурсы.
Тонких Жанна Владимировна, 23.03.19 в 06:35 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за совет, обязательно им воспользуюсь!
Коновалова Елена Валерьевна, 14.06.19 в 21:32 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за работу! В течение двух лет выводила на норму ребенка с нарушенной зрительно-моторной координацией (слабовидящий ребенок с ЗПР). в Вашей публикации есть новое для меня задание: "Нарисуй половинки букв". Обязательно буду его использовать. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.