12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Лыскина773
Я педагог и сама своим примером увлекаю ребят, постоянно участвую в городских, республиканских и российских соревнованиях, конкурсах. Люблю свою работу.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
2

Контрольная по дисциплине плавание тема «Упражнения для обучения согласованию движений ногами и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации баттерфляем (дельфином) (на суше и в воде)»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф. Катанова»
 

Факультет физической культуры и спорта

Специальность 050720.65 Физическая культура

Кафедра ТиМФКиС

 

Контрольная по дисциплине плавание

тема «Упражнения для обучения согласованию движений ногами

и туловища, руками, дыхания, плавание в полной координации

баттерфляем (дельфином) (на суше и в воде)»

 

Выполнила: Лыскина Е.Ф.

студентка заочной формы обучения

Гр. ФФК – 43

Проверил: преподаватель Михеева О.С.

Содержание

Введение

Плавание. Понятие и краткое описание

Способ плавания дельфин (баттерфляй)

Техника плавания стилем баттерфляй

Упражнения выполняемые на суше

Упражнения в воде

Разрядные нормативы

Список использованной литературы

Введение

Говоря про «плавание» мы сегодня подразумеваем не только вид спорта. Сегодня плавание – это и гимнастика, и аэробика, и походы в бассейн всей семьей, и плавание в ближайшем водоёме и многое-многое другое, из чего состоит жизнь современного человека. Занятия плаванием очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными, сохранять интерес к жизни до конца своих дней.

Принимая водные процедуры, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил. Медицинской наукой установлено, что систематические занятия плаванием являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.

При занятии плаванием от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам – к сердцу, легким, мышцам и т.д. Происходит учащение сердечной деятельности и дыхания, увеличивается скорость тока крови по сосудам, повышается артериальное давление, усиливается обмен веществ. Степень изменения деятельности внутренних органов зависит от характера работы; чем сложнее и интенсивнее мышечное движение, тем больше выражены изменения внутренних органов.

Регулярные занятия плаванием, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура – более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы.

Под влиянием регулярных занятий плаванием мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.

Плавание. Понятие и краткое описание

Плавание – вид спорта, заключающийся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота; скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

По классификации МОК (согласно принципу «одна федерация – один вид спорта») плавание как вид спорта включает в себя:

собственно плавание

водное поло

прыжки в воду

синхронное плавание

В русскоязычной спортивной литературе в качестве синонима плавания в этом значении употребляется словосочетание «водные виды спорта». Координацией развития водных видов спорта в мире занимается Международная федерация плавания (ФИНА, фр. FINA, Fédération Internationale de Natation, которая создана в 1908 году), проводящая чемпионаты мира с 1973

В Европе – Лига европейского плавания (ЛЕН, фр. LEN, Ligue Européenne de Natation, созданная в 1926 году, проводящая чемпионаты Европы с 1926 года.

Согласно Всероссийскому реестру видов спорта все водные виды считаются различными видами спорта.

Также плавание является составной частью современного пятиборья (заплыв на 200 м), триатлона (различные дистанции в открытой воде) и некоторых прикладных многоборий.

1. Способ плавания дельфин (баттерфляй) 

Способ плавания дельфин (баттерфляй) успешнее осваивается теми пловцами, которые уже овладели кролем на груди. Поэ­тому изучать дельфин целесооб­разно после того, как освоен кроль.

Дельфин — разновидность способа плавания баттер­фляй. Применяется в соревнованиях с 1953 года, после того как в 1952 г. Международной федерацией плавания было принято решение о выделении самостоятельного способа плавания баттерфляй. В короткий срок баттерфляй был вытеснен более быстрой своей разновидностью — дель­фином.

Прикладное значение способа плавания дельфин не­велико. Это довольно утомительный и шумный способ. Однако дельфин представляет собой отличное разносто­роннее развивающее упражнение. При плавании дельфи­ном интенсивно работают все основные мышечные груп­пы человека, в особенности плечевого пояса, повышается деятельность внутренних органов и хорошо развивается подвижность плечевых суставов.

Название дельфин дали этому способу за отдаленное внешнее сходство движений пловца и играющего на морском просторе дельфина. В первое время пловцы и внешне пытались подражать дельфинам, глубоко заныривая головой под воду, что, как показали дальнейшие исследования, отрицательно влияет на скорость плавания.

В настоящее время во всех соревнованиях, где в прог­рамму включено плавание баттерфляем, применяется дельфин, хотя официально эти соревнования идут под наименованием баттерфляй.

  1. Техника плавания стилем баттерфляй

Для удобства описания техники плавания способом дельфин примем за исходное положение такое, когда тело пловца расположено в воде горизонтально, руки вытя­нуты вперед на ширине плеч, лицо погружено в воду, ноги вытянуты, пятки у поверхности воды (рисунок 29, а). Как и в кроле, в способе плавания дельфин основную движущую силу создают руки. В отличие от кроля при плавании дельфином руки гребут вниз и назад не поочередно, а одновременно. В начале гребка руки почти прямые; они постепенно сгибаются в лучезапястном суставе для того, чтобы лучше захватить ладонями воду. Ско­рость движения рук возрастает, и по мере увеличения этой скорости руки сгибаются в локтевом суставе, кисти несколько сближаются (картинка 29, б, в). Наибольшей скорости руки достигают в средней части гребка. Пройдя среднюю часть гребка, руки быстрым движением вверх и в стороны выходят на поверхность воды и через стороны свободно маховым движением проносятся вперед (рисунок 29, д, е). Над водой руки прямые, но не напряжен­ные проходят возможно ближе к поверхности, но так, чтобы не задевать за гребни волн, и ложатся в воду пе­ред лицом на ширине плеч. Такие образом, руки снова приходят в исходное положение и начинают новый цикл движений.

Ноги одновременно быстро и эластично нажимают на воду сверху вниз. Это движение получило несколько условное название «удар», точнее было бы назвать его «быстрый нажим». Так как термин «удар» получил при­знание, то мы будем применять его в дальнейшем, памя­туя, что это — упругое, быстрое, волнообразное, движе­ние ногами сверху вниз, напоминающее движение рыбьего хвоста, но не удар в буквальном смысле слова.

В начале этого движения пловец немного прогибает­ся в пояснице, ноги сгибаются в коленях, как бы для замаха. Затем быстрым движением бедра, голени и стопы захлестывающим, волнообразным движением нажимают на воду сверху вниз с нарастающей скоростью (таз под­нимается вверх, рис. 29, б). Это создает хорошую опору о воду, используя которую пловец продвигается вперед. Часть этого усилия затрачивается на то, чтобы придать туловищу горизонтальное, более обтекаемое, положение.

При движении ног сверху вниз ступни повернуты носками внутрь, что увеличивает поверхность опоры о воду, а следовательно, и эффективность удара. Колени незначительно разведены. Закончив это движение, ноги (из положения "д" на рис. 29) поднимаются к поверхности (в положение "ж" на рис. 29), таз несколько опускается, ноги снова занимают исходное положение, из которого начинают новый нажим на воду сверху вниз.

При плавании дельфином не следует глубоко погру­жать в воду голову и плечи и делать всем телом так на­зываемую волну. Это увеличивает путь пловца, создает дополнительное сопротивление, снижает темп плавания и, в конечном счете, уменьшает скорость продвижения пловца вперед. Как показывают специальные исследо­вания (Н. А. Соболева), верхняя часть туловища плов­ца производит незначительные колебания, компенсатор­но уравновешивающие волнообразные движения ног. Волна выполняется преимущественно нижней частью ту­ловища и ногами.

Дышат пловцы, в этом стиле плавания по-разному. Наиболее распространен следующий вариант: вдох де­лается в конце гребка и в начале проноса рук по воздуху (см. рис. 29, д). Вдох совершают, как и в других способах плавания, через рот, выдох — через рот или же через нос и рот.

Для вдоха голову не следует поднимать высоко над водой, так как при этом неизбежно опускаются ноги и таз и возрастает сопротивление воды. Голову поднима­ют лишь настолько, чтобы рот вышел на поверхность во­ды и можно было сделать вдох. Для контроля надо сле­дить, чтобы подбородок не отрывался от поверхности воды. Выдох делают в воду.

В плавании дельфином существует три разновидности сочетания движений рук и ног и дыхания: одноударный, двухударный и трехударный дельфин.

Наиболее распространен двухударный дельфин, в ко­тором на один гребок руками приходится два движения ногами, один вдох и один выдох. В этом варианте из по­ложения, изображенного на рисунке 29, а, ноги сгибаются в коленях, подготавливаясь к первому удару, а руки на­чинают гребок. Когда руки выполняют среднюю часть гребка, ноги производят первый удар — быстрый упру­гий нажим на воду сверху вниз. Он заканчивается, когда руки переходят в последнюю, заключительную, часть гребка. В конце гребка голова приподнимается так, что­бы рот вышел из воды (см. рис. 29, "д"), и производится вдох. Пловец смотрит вперед. Руки, закончив гребок, проносятся над водой вперед, ноги поднимаются к поверх­ности, вдох заканчивается. В следующей фазе дви­жения (см. рис. 29, е) лицо опускается в воду, руки ло­жатся на поверхность, ноги начинают сгибаться, подго­тавливаясь ко второму удару. Начинается выдох. Далее (см. рис. 29, ж) руки погружаются в воду на 10—15 см, ноги одновременно с этим еще больше сгибаются, равно­мерный выдох продолжается. Затем ноги производят быстрый удар, нажимая на воду сверху вниз. Руки и го­лова остаются в прежнем положении (наплыв), обеспе­чивая обтекаемое положение и наилучшее продвижение пловца вперед. Выдох продолжается. Закончив второй удар, ноги поднимаются к поверхности, пловец перехо­дит в исходное положение и начинает гребок руками следующего, второго, цикла движения.

Некоторые пловцы, обладающие хорошей емкостью легких, применяю вдох не на каждый гребок, а один вдох на 2—3 гребка. Это несколько увеличивает ско­рость плавания, так как пловец не поднимает голову для вдоха, лицо его все время опущено в воду и тело благодаря этому дольше находится в положении, более близком к горизонтальному. Однако задержка дыхания создает кислородную задолженность, в результате чего работоспособность организма понижается.

Определить целесообразность задержки дыхания на 2—3 цикла движений в дельфине можно с помощью се­кундомера. Если пловец, освоив технику плавания с за­держкой дыхания на 2—3 цикла, улучшает свой резуль­тат, следовательно, применение такой техники целесооб­разно. Нередко бывает так, что на короткую дистанцию (например, на 100 метров) выгодно плыть, задерживая ды­хание, а на более длинную (например, на 200 м) — нет; задерживать дыхание на два цикла целесообразно, а на 3 цикла — нет. Задерживать дыхание на всей ди­станции невыгодно, это слишком утомительно, а делать это на части дистанции (например, в первой половине) целесообразно. Все это надо проверить с помощью се­кундомера, не полагаясь на внешнее впечатление и са­мочувствие, так как это крайне ненадежно.

Отдельные пловцы, для того чтобы меньше подни­мать голову над водой, поворачивают для вдоха голову в сторону, как в кроле, не отрывая щеку от воды. Одна­ко это могут делать не все. При повороте головы, особен­но у пловцов с короткой шеей, поворачивается и верх­няя часть туловища, что нарушает координацию и не­сколько уменьшает силу гребка. У пловцов же, обладаю­щих хорошей гибкостью, дыхание с поворотом головы дает выигрыш в скорости.

У большинства пловцов второй удар ногами, выпол­няемый вслед за погружением рук в воду после проноса, более мощный, чем первый; при подготовке к нему ноги сгибаются больше (см. рис. 29, ж), чем при подготовке к первому, более короткому удару (см. рис. 29, б). Но здесь возможны и индивидуальные отклонения. У некото­рых пловцов нет заметного различия в силе первого и второго ударов, у других первый удар более мощный. Способ плавания дельфин появился сравнительно не­ так давно, и техника его еще не вполне установилась.

Упражнения выполняемые на суше

Упр. 1. Для озна­комления с характером движений ног занимающиеся становятся на гимнастическую скамейку, постав­ленную у гимнастической стенки, боком к стенке. Держась рукой за жердь гимнастической стенки и стоя на одной ноге, ближайшей к стенке, другой ногой имитировать движения способа плавания дельфин. Для это­го надо внешней ногой сделать замах назад, свободно согнув ее в колене, и в это время несколькопрогнуться в пояснице.

Из этого положения сделать быстрый удар вперед подъемом, разгибая ногу в колене. Повторить несколько раз каждой ногой. Следить, чтобы движение удара начиналось в пояснице, чтобы бедро тянуло вперед голень и стопу и к концу удара нога выпрямилась захлестывающим движе­нием с вытянутым носком. Не надо сгибать слишком сильно ногу в колене при замахе.

Упр. 2. Стоя нагнувшись, туловище в горизонтальном положении, выполнить несколько имитаций полных греб­ков руками.

Упр. 3. Стоя нагнувшись, выполнить несколько ими­таций гребков руками в сочетании с дыханием. Дать занимающимся необходимые объяснения и испра­вить ошибки.

Упражнения в воде

Упр. 1. В положении лежа на груди, дер­жась вытянутыми руками за сливной желоб, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания), выполнить несколь­ко движений ногами, как в способе дельфин. Не следует злоупотреблять упражнениями у борта. Как только занимающиеся поняли работу ног, надо перехо­дить к плаванию с помощью ног с доской в руках (картинка ниже).

Упр. 2. Плавать с помощью ног с задержкой дыха­ния, опустив лицо в воду, оттолкнувшись от борта, с вытянутыми вперед руками. То же с прижатыми к туло­вищу руками.

Упр. 3. Плавать на груди и на боку с помощью ног способом дельфин под водой с задержкой дыхания. Руки вытянуты вперед над головой. То же с прижатыми к туловищу руками. То же (при плавании на боку) с од­ной рукой, вытянутой вперед, другая прижата к туло­вищу.

Упр. 4. Плавать с помощью ног с доской в руках с задержкой дыхания, опустив лицо в воду. Для вдоха голову поднимать настолько, чтобы рот вышел на повер­хность воды. На доску руками не нажимать. Ле­жать в воде за счет своей естественной плавучести. При вдохе подбородок от воды не отрывать. Выдох (в воду) следует делать в течение 3—4 ударов ногами, вдох — после 2—3 ударов. Удар сверху вниз выполнять с уско­рением. Вначале плавать поперек бассейна, а затем и вдоль, постепенно увеличивая расстояние до 150—200 м.

Упр. 5. Плавать с помощью ног с доской в руках. Дыхание произвольное. На доску руками не да­вить; голову высоко не поднимать; подбородок от воды не отрывать. Расстояние постепенно увеличивать до 200 м.

Упр. 6. Стоя нагнувшись, так, чтобы туловище было в горизонтальном положении и вода покрывала плечевые суставы, погрузив лицо в воду, выполнить с задер­жкой дыхания несколько гребков руками. Повторить несколько раз, пока движение не будет освоено. Движения руками изучать параллельно с изучением дви­жений ног.

Упр. 7. Повторить упр. 6 в сочетании движений рук и дыхания (картинка ниже).

Упр. 8. Плавать поперек бассейна с задержкой дыха­ния, работая ногами кролем, а руками — дельфином.

Упр. 9. То же поперек и вдоль бассейна в сочетании с дыханием.

Упр. 10. Оттолкнувшись от стенки бассейна, скользить в воде в положении руки вытянуты вперед на ширине плеч, лицо в воде. Сделать удар ногами, затем одновре­менно с гребком руками сделать удар и скользить. По­вторить несколько раз.

Упр. 11. Оттолкнувшись от стенки бассейна в мелкой его части, плавать поперек бассейна способом дельфин с задержкой дыхания в координации движений рук и ног (лицо в воде). Вначале 2—3 цикла; затем увеличи­вать до 5—6 циклов. Добиваться, чтобы первый удар ногами сверху вниз совпадал со средней частью гребка руками, а второй удар — с моментом, когда руки ложатся на воду и вытягиваются вперед.

Упр. 12. Плавать способом дельфин поперек и вдоль бассейна в координации всех движений и дыхания. Особое внимание обратить вначале на правильную работу ног, а затем на координацию движений и дыха­ния.

Разрядные нормативы

Рекорды

Мировые рекорды в плавании ратифицируются Международной федерацией плавания (ФИНА). Рекорды могут быть поставлены в длинной воде (50 метров) или короткой воде (25 метров) плавательных бассейнов. ФИНА признаёт мировые рекорды следуя событиям как для мужчин, так и для женщин.

Вольный стиль: 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м, 1500 м

На спине: 50 м, 100 м, 200 м

Брасс: 50 м, 100 м, 200 м

Баттерфляй: 50 м, 100 м, 200 м

Комплексное плавание: 100 м (только на короткой воде), 200 м, 400 м

Эстафеты: 4×100 м вольным стилем, 4×200 м вольным стилем, 4×100 м комбинированная

Процесс ратификации описывается в ФИНА правилом SW12, и вовлекает в подчинение бумажной работе сертифицированной точностью системы времени и длины бассейна, утверждённые ФИНА правила рассматривают плавательные костюмы и берут допинг пробу(ы) у пловца(ов). Рекорды могут быть поставлены на промежуточных дистанциях в индивидуальном виде и в первой попытке эстафеты.

  

 Список использованной литературы

1.   Учеб. пособие / Физическая культура студента Н.С. Дядичкина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004

2.   Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001.

3.   Викулов А.Д. Плавание М. Владос пресс 2004

4.   Основы теории физической культуры / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург УГТУ, 2004

5.   Теория и методика физического воспитания. Учебник Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков / 1967

6.   Плавание. Учебник для высших учебных заведений. М. ФиС 1988

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.