12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Почалова Анна Ивановна22
0

Коррекция проявлений дислексии и алексии у воспитанников детского дома, имеющих речевые нарушения и интеллектуально-педагогическую запущенность в условиях логопункта .

Коррекция проявлений дислексии и алексии у воспитанников детского дома, имеющих речевые нарушения и интеллектуально-педагогическую запущенность в условиях логопункта .

Выполнила: учитель-логопед

КГКУ Детский дом10

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Почалова Анна Ивановна



Речевое развитие является важнейшей составляющей полноценного и всестороннего развития ребенка. Однако речевое развитие детей из детского дома не достигает показателей детей, воспитывающихся в семьях, как по своим количественным, так и качественным показателям.

Многие воспитанники детских домов имеют трудности в обучении, что требует индивидуального подхода в коррекции нарушений и кропотливой логопедической работы с каждым из детей.

Многие воспитанники детских домов имеют трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, что требует индивидуального подхода в коррекции нарушений и кропотливой логопедической работы с каждым из детей.

Процесс логопедического воздействия в детском доме №10 направлен на преодоление речевых дефектов у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Возрастные границы коррекции речи расширены не случайно, так практика работы с данной категорией детей, которым вовремя не была оказана логопедическая помощь из-за разных причин, показывает, что дети поступают в учреждение в возрасте от 3 до 17 лет и у них обнаруживается ряд речевых расстройств: задержка речевого развития, общее недоразвитие речи; нарушение звукопроизношения, которое может быть отягощено дизартрическим синдромом; нарушение письма и чтения. Деятельность логопеда в учреждениях различного типа имеет свои особенности. Логопед, работающий в детском доме, сталкивается с детьми с различными вариантами дизонтогенеза. Поступающие к нам дети разновозрастные и имеют самый широкий спектр отклонений: нарушение речи (как устной, так и письменной), задержка психоречевого развития, нарушение зрения, состояния, пограничного с умственной отсталостью, «социально-педагогическая (бытовая) запущенность», а также различные явления социальной дезадаптации. В устной и письменной речи, при чтении у таких детей отмечается масса специфических ошибок. В последние годы все острее становится проблема с обучением чтению, так как все чаще в детский дом поступают дети младшего школьного возраста, которые не усваивают программу даже 1 класса. Такие дети на момент поступления в детский дом не знают букв, не умеют читать, писать. У детей сформировано стойкое негативное отношение к школьным занятиям, они характеризуются неверием в собственный успех при обучении в школе. Перед учителем-логопедом детского дома стоит задача не только научить, разуверившегося в себе и окружающих ребенка, навыкам чтения и письма, но и вернуть воспитаннику веру в собственный успех. Шаг за шагом, занятие за занятием, постепенно с терпением и упорством продвигается такой воспитанник дорогой знаний, учится запоминать буквы, читать слоги и слова, составлять предложения. Ведь без навыков беглого чтения ребенок не может продолжить дальнейшее обучение.

Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающейся личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение нарушений чтения предупреждает возникновение нарушений письма.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения: первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение зрительного образа, вторая – понимание прочитанного. Становление технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.

Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и, как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией, при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами, пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.

Следует понимать, что дислексия не относится к нарушениям чтения и письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии, отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием определённых участков коры головного мозга.

Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного расстройства, тем лучше результаты.

Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия или недостатка ума.

В первые годы обучения ребенка, дислексия может остаться незамеченной. Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться первые признаки депрессии и низкой самооценки. Если не лечить данное заболевание, то проблемы в школе у ребенка еще больше усугубятся.

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

Замены и смешение графически сходных букв (И – Ш, Б – Д, Х-Ж, П-Н, З-В), фонетически близких звуков ( звонких- глухих, твёрдых - мягких)

Побуквенное чтение, нарушение слияния звуков в слоги и слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуск слогов или буквы, перестановки, добавления, усечение слов).

Аграмматизы при чтении (пропуск слов, предложений, абзацев; нарушения падежных окончаниях, нарушения согласования и управления слов).

Нарушения понимания смысла прочитанного.

Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников, а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и педагогами, начинает комплексовать.

Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации; трудности восприятия и усвоения информации.

Коррекция дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства.

Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе – им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как дети начнут испытывать трудности в учебе. Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова.Дети страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Учитель начальных классов достаточно часто встречается с тем, что дети не различают фонем родного языка. При письме такой школьник пропускает буквы в словах, пишет их в неправильном порядке, в зеркальном отражении. Он чаще других детей совершает нелепые или, как мы говорим, нелогичные ошибки. При чтении он пропускает слова и целые строки, зачастую прочитывает одну и ту же фразу несколько раз, медленней своих сверстников понимает прочитанное. Он списывает с доски, не запоминая слова, и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски. У него путаница с написанием буквы "б" и "д". У ребёнка проблемы с ориентацией, он постоянно путает правую и левую стороны

Цель логопункта - оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи.

Основная задача учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

В то же время следует отметить, что логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения воспитанниками грамматических правил, то есть подвести их к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем связанный с коррекционным процессом.



Список литературы

1. Алексеева А. В., Сиделева Г. Н. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика / А. В. Алексеева А. В. - М., 2003.

2. Аманатова М. М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.изд-во МСГИ, 2006г., с.10-13

3. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: «Российское психологическое общество», 1998. С. 289-298.

4. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. - М.: Владос, 2001.

5. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. / М. М. Безруких. – М.: Просвещение, 2003.

6. Борисенко И. В. Методические уроки Ушинского К.Д. / И. В. Борисенко. Начальная школа, 1994, №3, с. 12-19.

7. Брагинский В. Необычные дети в обычной школе / Русский медицинский журнал, 2000, №2

8. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Логопед, 2005 - №3

9. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей / И. В. Винокурова.

- М.: Росмэн – пресс, 2002.

10. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

11. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2004.

12. Волоскова Н. Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова. – М., 1996.

13. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по

логопедии. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по специальности №03.08. Дошкольное воспитание. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.