Коррекция звукопроизношения у дошкольников с использованием массажера «Чудо валик»
Современная логопедия ищет разные методические приемы для повышения качества коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. В последнее время на первый план выступает проблема автоматизации поставленных звуков в речи ребенка-логопата: сроки введения звуков в речь значительно затягиваются в силу отягощения неврологической симптоматики. Логопедов беспокоит следующий вопрос: звук поставлен, проведено необходимое количество занятий по автоматизации, но в свободной речи ребенок данный звук не использует. В обиходе специалистов возник термин «кабинетный звук».
Одним из факторов успешного коррекционного воздействия является строгое соблюдение принципа интеграции всех анализаторов ребенка: слухового, зрительного и тактильного, что позволяет быстрее формировать новые условно-рефлекторные связи в коре больших полушарий головного мозга.
В практике нашей работы с этой целью используется медицинский массажер «Чудо-валик мини». Применение данного массажера при коррекции произношения у дошкольников основано на рефлекторной теории И.П.Павлова, согласно которой «при выполнении человеком двигательных действий вследствие сокращения мышц и возбуждения при этом двигательного, а также зрительного, слухового и других анализаторов в кору больших полушарий головного мозга поступает ряд нервных импульсов. В результате в корковых центрах создается ряд очагов возбуждения, между которыми образуются временные связи. При этом возникает новая, весьма сложная координация в деятельности нервных центров, участвующих в регуляции сокращения различных мышечных групп» [2].
Медицинский массажер «Чудо-валик мини» представляет собой игольчатый силиконовый валик длиной 8 см и шириной 4 см, выполненный в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. В инструкции по применению отмечено, что при перекатывании массажером по телу идет воздействие на кожу и мышцы, что способствует восстановлению нервной регуляции в организме. Мы считаем, что применение валика для массажа кистей рук детей способствует активизации зрительного восприятия и кинестетического праксиса, а сопровождение движений речью в комплексе активизирует и координирует работу всех трех анализаторов.
Перед введением работы над автоматизацией поставленных звуков ребенка с помощью «Чудо-валика», необходимо обучить его в игровой форме основным массажным движениям:
«Ежик»: прокатывание валика между ладонями на весу (движение «взад-вперед»),
«Поздороваемся»: сжимание валика рукой (правой, левой попеременно),
«Кто сильнее»: сжимание двух валиков двумя руками одновременно,
«Поменяемся»: перекладывание валика из одной ладони в другую со сжиманием,
«Колючка»: катание валика ладонью руки на поверхности стола (движение «взад-вперед», обучение начинается с ведущей руки),
«Иголочка»: катание одного валика ладонями двух рук на поверхности стола (движение «взад-вперед»),
«Вместе веселее»: катание двух валиков одновременно ладонями двух рук на поверхности стола (движение «взад-вперед» в одну сторону),
«Туда-сюда»: катание двух валиков одновременно ладонями двух рук на поверхности стола (движение «взад-вперед» в разные стороны),
повторение пунктов 5-7 тыльной стороной ладони,
«Огурчик»: фиксация валика вертикально на поверхности стола указательным пальцем одной руки,
«Два огурчика»: фиксация двух валиков вертикально на поверхности стола указательными пальцами двух рук,
«Карусель»: фиксация валика вертикально на поверхности стола указательным пальцем одной руки и поворот валика вокруг оси большим пальцем той же руки,
«Крутишка»: фиксация двух валиков вертикально на поверхности стола указательными пальцами двух рук и поворот валика вокруг оси одновременно большими пальцами обеих рук,
«Заводим карусель»: фиксация валика вертикально на поверхности стола указательным пальцем одной руки и поворот валика вокруг оси указательным пальцем другой руки
После того, как ребенок освоит основные приемы самомассажа с «Чудо-валиком», можно переходить к сопровождению движений речью.
Массаж валиком на весу, в положении локтей на столе (упр.1-4), эффективно сочетается с проговаривание чистоговорок и стихов на закрепление поставленных звуков. Упр.5-7,9,10 рекомендуется использовать на этапе автоматизации звуков в слогах, а упр.8 – на этапе дифференциации звуков в слогах и словах. Упр.12-14 способствуют развитию межполушарного взаимодействия и полезны на этапе автоматизации звуков в словах и фразах.
Массажер представлен в четырех цветах, что дает возможность выбора ребенком понравившегося цвета (красного, синего, зеленого или желтого). Так, например, красный цвет используют активные, непоседливые дети: они живые, непослушные, неугомонные. Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией, это дети–мечтатели: они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы, такие дети спокойны. Синий цвет предпочитают спокойные дети: они тихие и уравновешенные [1].
Кроме того, «Чудо-валик» традиционно можно использовать в начале каждого занятия с целью коррекции мелкой моторики рук и настроя ребенка на продуктивную совместную логопедическую деятельность, сопровождая массажные действия небольшими, ранее заученными стихотворениями:
Ежик колет нам ладошки, (упр.1)
Поиграем с ним немножко.
Будем с ежиком играть –
Пальцы будем развивать.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки нам готовит к школе.
Разотру ладошки сильно,
В них я валик покручу, (упр1)
Поздороваюсь с ним сильно, (упр.4)
И вращать его начну. (упр12)
Ручки я затем помою, (имитация движений мытья рук)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою, (упр. «Замочек»)
И тепло поберегу.
ЛИТЕРАТУРА
Добрынина, Е.В. Логоцветокоррекция как средство инклюзии детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательную среду // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. С.427-430.
Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1987. 447 с.
Леся Петровна Бакун