12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Титова Ирина Николаевна42


Критическое мышление


Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.


Технология тесно связана с понятием личностно- ориентированного обучения.


Под критическим мышлением авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.


О необходимости обучения критическому мышлению говорили и отечественные педагоги : П.П. Блонский, А.С. Байрамов, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, И.М. Синельников, С.И. Векслер.



Что дает ее применение ? В процессе применения технологии развития критического мышления вырабатываются общеучебные умения:

-- умение работать в группе;

-- умение графически оформить текстовый материал;

-- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию ;

-- умение распределять информацию по степени новизны и значимости;

-- умение обобщить полученные знания;

-- появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

-- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

-- вырабатывается собственная технология обучения.


Используется следующая классификация вопросов:

- простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);

- уточняющие (формируют способности выражать свои мысли);

- вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков);

- оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);

- творческие (направлены на развитие творческого мышления);

- практические (требуют каких-то действий, изменений, приближают знания

К практическим умениям).


В технологии КМ выделяют три стадии :

Вызов, осмысление новой информации, рефлексия.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.


Первая стадия – «вызов», во время которой у уч-ся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Кластер – суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово ( идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи ( слова, рисунки), как-то с ними связанные.

Вторая стадия « осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка. Составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко 6 это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.

Инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая значки :

«V “ галочкой отмечается то, что известно

« -« знаком «минус» отмечается то, что противоречит представлениям читающего

вызывает сомнения.

«+» знаком «плюс» отмечается то, что является для читателя интересным и

неожиданным

«?» вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки. Ученики читают текст, одновременно делая пометки на полях. Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.


Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей – читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста. Это таблица помогает детям воссоздать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.


Толстые и тонкие вопросы. Дети должны уметь различать «тонкие» вопросы ( на которые можно дать односложные ответы) и 2толстые» ( на которые следует давать развернутый ответ).


«Дерево предсказаний». Этот прием подходит дл развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «листочки» -прогнозы, «веточки» -аргументы.


Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии


«Мысли по аналогии» . то есть для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии» , «На что похоже?», « С чем можно сравнить ?» и так далее. Дети, проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем, что узнали.

Прием «Написание синквейна». В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное, это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке- записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпритацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение.


Закомство с синквейном проводится по :

1. объясняются правила написания синквейна.

2. в качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. задается тема синквейна.

4. фиксируется время на данный вид работы.

5.заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.



Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая раскрывается показателями :

-- оценка (где ошибка?);

-- диагноз (в чем причина ?);

-- самоконтроль (каковы недостатки?);

-- критика (согласны ли вы; опровергните; приведите контраргументы) ;

-- прогноз (постройте прогноз).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.