12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
pilipenko.s.1972@mail.ru24
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

+





лендарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Планируемые результаты УУД (познавательные – П., коммуникативные – К., регулятивные – Р.)

Д/З

Примечание

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы (9 часов)

1

Что роднит музыку с литературой.


1

01.09


П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки.

Р. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями.

К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения;уметь высказывать свои размышления о музыке.

Вспомнить литературные произведения, в которых рассказывается о музыке или музыкантах. Выучить 1 куплет и припев гимна РФ.


2


Вокальная музыка.

«Россия, Россия, нет слова красивей…»

1

08.09


П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.

Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов.

Р.Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия.




3


Вокальная музыка. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Звучащие картины

1

15.09


Назовите народные праздники, традиции, обряды, распространенные в вашем городе или семье.


4

Вокальная музыка. «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо»

1

22.09


Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

П: Воспитание любви и уважения к родному краю.

К: Передавать свои впечатления в узкой форме

Записать в тетради примеры 5-10 романсов


5


Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»


1

29.09.

П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников.

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования.

Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе.

Нарисовать портрет героини из симфонической картинки Лядова "Кикимора"


6


«Что за прелесть эти сказки..»

1

06.10.


Р: проявлять творч. инициативу и самостоятельность в процессе овладения уч. действиями

П: Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

К: Выражать собств. мысли, настроения речи в пении.

Нарисуйте рисунок на прослушанную музыку А.Н. Римского-Корсакова


7


Жанры инструментальной и

вокальной музыки.

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Контрольная работа

1

13.10.


Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки

П: Углубить представления обучающихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

К: Выражать собственные мысли, настроения речи в пении, движении.

Сравнить настроение романса Глинки "Венецианская ночь" с настроением картины Мордовина "Итальянский пейзаж"


8


«Песнь моя летит с мольбою»

1

20.10


Р: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.

П: Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки.

К: Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Вспомни песни и романсы, в которых нарисованы образы природы.



9


Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.

1

10.11

П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством.

Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.

Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях

К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

Римский-Корсаков опера "Снегурочка". Какие русские народные песни композитор использовал в опере? Назовите их.


Что стало бы с литературой, если бы не было музыки 7 часов

10

Всю жизнь мою несу родину в душе… «Перезвоны»


1

17.11



Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке

П: Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

К: Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Подберите из учебника «Литература» отрывки прозы или стихотворение русских поэтов, писателей, близких к музыке Гаврилина «Перезвоны»


11


Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Слово о мастере.

1

24.11.



Р: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру

П. Размышлять о значимости музыки в творчестве писателей и поэтов; высказывать суждения о национальном своеобразии музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов.

К: Определять названия произведений и их авторов.

Выучить стихотворение о Шопене


12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Опера-былина «Садко»

1

01.12.


П. Знать историю развития оперного искусства; что в основе оперы -литературное произведение; основные понятия жанра.

Р.Передавать в вокальном исполнении музыки особенности развития музыкальных образов. Выявлять национальные стилевые особенности музыки.

К. Размышлять о синтезе искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми.

Найти сказки, легенды, в которых воплощаются образы народных музыкантов.


13


Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Балет-сказка «Щелкунчик»

1

08.12.



П. Знать историю развития балетного искусства; что в основе балета лежит литературное произведение; основные понятия жанра.

Р. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, пластическое интонирование).

К.Совершенствовать учебные действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проб лемных ситуаций.

Нарисовать афишу к балету П.И. Чайковского "Щелкунчик"


14


Музыка в театре, кино, на телевидении.

Проверочная работа (викторина)

1

15.12

П.Актуализировать жизненно-муз. опыт учащихся.

Производить интонационно - образный анализ муз. фрагментов произведений разных композиторов.

Р. Выявлять нац.стилевые особенности музыки.

Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями

К.Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Вспомни песни из кинофильмов , теле- и радиопередач.


15


Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Контрольная работа

1

22.12.


Р: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

П: Познакомить обучающихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера,

К: Выявлять характерные особенности мюзикла.

Сделать худ. зарисовку понравившегося сюжета или героя мюзикла Уэббера "Кошки"


16


Мир композитора.


1

12.01


П.Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности.

Р.Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Слушать произведения своих любимых композиторов


Можем ли мы увидеть музыку? (10 часов)

17


Что роднит музыку с изобразительным искусством?


1

19.01


П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Выписать в тетрадь сходства и различия между музыкой и ИЗО.

-Подобрать примеры «муз.живописи» и «живописной музыки».


18


Небесное и земное в звуках и красках.


1

26.01


Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.

Соотносить звучание музыки с произведениями изо. искусства. Определять средства выразительности (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит – лад).

П.Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их художественного содержания.

К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения

Отобразить свои музыкальные впечатления с помощью изобразительного искусства


19


Звать через прошлое к настоящему

1

02.02


Р. Выявлять жанровые и нац.-стилевые особенности музыки.Пропевать основные темы муз. образов.

П: Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

К: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Подобрать стихи и песни о героях-защитниках


20


Музыкальная живопись и живописная музыка.


1

09.02


Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

П: Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы;

К: работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Привести примеры взаимосвязи живописи, музыки и литературы.


21


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.


1

16.02


Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

П: Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты.

К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Составить синквейн на тему урока


22


Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


1

02. 03.

П: Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами разных эпох.

Р: Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.Сравнивать классические произведения и сочинения в совр.интерпретациях

К: Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов.

Подготовить сообщение о знаменитых итальянских скрипичных мастерах: Амати, Страдивари, Гварнери


23



«Неукротимым духом своим он побеждал зло».

Контрольная работа

1


09.03.

П: Находить ассоциативные связи между худ. образами музыки и изобразительного искусства.

Распознавать худ. смысл различных форм построения музыки.

Р: Уметь устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.Совершенствовать действия в процессе самостоятельной работы с муз.информацией;

Соотносить звучание музыки с нотной записью.

К: Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Нарисуйте образы, возникшие при прослушивании музыки Паганини на тему "Каприса №24"


24




Волшебная палочка дирижера.



1

16.03


Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

П: Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

К:Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Послушать в концертном зале или по телевизору выступление симф.оркестра. Во время концерта понаблюдай за жестами дирижёра.



25




Образы борьбы и победы в

искусстве.


1

30.03


Р: Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

П: Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ответить на вопрос: «Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его види-те?»


26



Застывшая музыка.


1

06.04

Р: Предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов

П: Постижение обучающимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

К: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Подготовить сообщение о музыкальности архитектуры нашего города


Можем ли мы услышать живопись? (8 часов)

27


Полифония в музыке и живописи.


1

13.04

Р: самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.

П: Продолжить знакомство обучающихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Знать творчество Баха.


28

Музыка на мольберте.

1

20.04

Р: Формирование и уважение к различным видам искусства, композитору-художнику.

П: Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

К: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Знать творчество Микалоюса Чюрлёниса


29


Импрессионизм в музыке и

живописи.


1

27.04

Р: Формирование и уважение к личности композитора.

П: Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере художников – импрессионистов и музыки К. Дебюсси.
К. Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

В каких произведениях русских композиторов нашел отражение мир детства, игр, забав?


30

О подвигах, о доблести и славе...


1

04.05.


Р. Приобретать опыт участия

в муз.-творческой деят-ти (индивид. и коллективной).

П: Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.



31

В каждой мимолетности вижу я миры…

Проверочная работа (викторина)

1

11.05

Р.Воспринимать, и сравнивать отдельные образцы музыкальных произведений.

П: Ввести обучающихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

К: осуществлять сравнение; излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Что отличает музыку «Мимолётностей» от других музыкальных произведений?


32

Мир композитора

Контрольная работа


1

18.05


Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

П: Обобщить представления обучающихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников.

Составить синквейн на тему: "Музыка"


33

С веком наравне

Урок-концерт

1

25.05

Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

П: Обобщение музыкальных представлений обучающихся.

К: осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи.

Знать историю возникновения современных жанров музыки.


34

Заключительный урок –

обобщение.


1

31.05

Р: Проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

П: Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений

К. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.





Опубликовано


Комментарии (1)

Трефилова Раиса Поликарповна, 30.07.21 в 08:22 0Ответить Пожаловаться
Пожалуйста, исправьте заголовок к публикации!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.