ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Юлия Митрофанова199
Каждый учитель, если пожелает может стать страшим наставником, но добрым другом, строгим критиком, но справедливым поклонником. Это та ниша, которую я хочу занимать, занимаю и, надеюсь буду занимать в своей профессии и дальше.
Татарстан респ., Нижнекамск

Митрофанова Юлия Андреевна, учитель истории, МБОУ СОШ № 2 НМР РТ;

Мультимедиа урок по теме «Культура»;

Обществознание;

Для 9

Целью использования мультимедиа разработки на данном уроке заключается в возможности визуализировать сложную тему, создать у учащихся системное представление о понятии «культура», заинтересовать учащихся;

Урок – изучение новой темы в курсе обществознания, 9 класс по темам «культура», «культурная ценность», «культурная универсалия» с применением разработки сделанной в программе Microsoft Office PowerPoint 2007.

План-конспект урока

Предмет: обществознание;

Класс: 9;

Тема: Культура;

Тип урока: урок изучение нового материала;

Вид урока: урок – беседа с привлечение мультимедиа средств;

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием культура, как комплексным явлением;

Воспитательные: привить учащимся трепетное отношение к предметам культуры, культурному наследию;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умения логически мыслить, находить ответы на поставленные проблемные вопросы;

Новые понятия: культура, культурный комплекс, культурное наследие, культурная универсалия;

Личности: Цицерон, А.С. Пушкин;

Оборудование: интерактивная доска, тетрадь, презентация в PowerPoint;

 

План урока:

Организационный момент (2-3 минуты)

Изучение нового материала (25-30 минут)

а) актуализация темы

б) работа с новыми понятиями

3. Закрепление

4. Подведение итогов урока

 

Ход урока:

№№

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Приветствие, проверка отсутствующих, готовности к уроку

Наличие ручки, тетради, дневника

2

А)

Б)

1

?

?

?

Работа с картинками

Работа с картинками

?

?

2

?

3

Работа с картинками

Дорогие ребята, мы с вами в течении года изучаем обществознание вместе. Какой у этой науки главный предмет изучения?

Является ли общество цельной единицей?

Какие сферы входят в эту систему?

Правильно, первые три сферы мы уже изучали, пришла пора новой – духовной. Ее изучение мы начнем с основного понятия. Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Культура (слайд 1)

Обратите внимание на экран. Цель нашего сегодняшнего урока такая « Познакомиться не с одним словом культура, а с целым комплексом понятий» (слайд 2)

А теперь давайте посмотрим, как мы будем сегодня работать. И так наш план

1. Знакомство с культурой

2. Знакомство с культурным комплексом

3. Знакомство с культурным наследием (слайд 3)

Мы с вами уже сталкивались с тем, что многие понятия в обществознании имеют широкий и узкий смысл (какие например). Имеет их и культура. Давайте посмотрим на экран.

(слайд 4)

Что делают люди на картинках?

Правильно, и представьте себе, они занимаются культурой. Дело в том, что самое первое значение слова культура. (слайд 5) от лат. Возделывание земли, обработка земли.

Используем ли мы это значение и где?

Такое значение хорошо приживалось до середины I века до нашей эры. Когда один очень не глупый Римлянин, вы можете увидеть его на экране, Цицерон решил, что можно возделывать не только землю, и связал это с человеком.

А что он предложит возделывать?

Верно, он предложит возделывать то, что отличает человека от животного, его «Душу».

Культура сказал он «… есть возделывание человеческой души»

Это очень красивое, но очень узкое понятие. Теперь давайте посмотрим, что включает в себя культура в широком смысле этого слова. ( слайд 6)

Работа со схемой.

Когда человек обрабатывает землю, что он с ней делает?

Для чего он это делает?

Есть ли какие нибудь правила обработки земли?

Кто может все это делать ( схема на экране)

Подводя итоги можно отметить, что в широком смысле Культура это: Все виды деятельности человека и ее итоги…

На экране вы видите 6 картинок. Что изображено? (слайд 7)

Является ли это культурой и как вы поняли, что все это культура?

А теперь посмотрите сюда? (слайд 8)

Что мы видим на этом рисунке?

Является ли это культурой?

Ни в коем случае это не культура, вернитесь к определению, записанному в тетрадь и впишите туда «… которые приносят пользу обществу и имеют общественную ценность»

Идем дальше. (слайд 9)

Культура имеет много лиц, как правило все предметы культура делят на два типа. Какие? (см.слайд)

Опрос с места: Что из показанного на экране можно отнести к духовной, а что к материальной культуре?

Мы с вами видим что путаемся, например Храм. Для чего строят храмы?

Молимся мы для души или для тела?

Значит мат. Или дух.

Неверно: храм это материальная культура, так как она создана человеческими руками, а не человеческим разумом, его можно потрогать, увидеть, осязать. Такие предметы называются артефактами

Духовную культуру тут выражает лишь один фрагмент. Какой?

Правило: все, что создано руками, материальная, все что разумом духовная, но духовная всегда нуждается в поддержке материальной.

посмотрите, пожалуйста, на экран, вы видите на схеме, какая бывает культура.

Можно сделать вывод, что культура зависит от нескольких факторов. Каких?

Можно ли говорить, что одна культура хуже другой???

Правило 2: уровень культуры оценивается большинством в обществе, как считает большинство, так культура и оценивается. Пример: культура Готов, тоже культура, но большинство ее не принимает.

Вспомните, правило номер 1.

Из-за этого правила возникает новое для нас понятие «культурный комплекс» Что бы понять, что это такое, давайте разберем явление «Брак (слайд 11)

Может ли брак быть без колец, свадьбы, свадебного платья, любви?

Культурный комплекс- совокупность элементов составляющих единое целое, возникших на базе одного.

Давайте разберем еще одно понятие в культуре. (слайд 12)

Не случайно на экране вы видите портрет. Кто это? Чем занимался?

Давайте теперь вместе подумаем соответствует ли Пушкин, требования приведенным с права от портрета.

- не зависит от времени?

- Имеет художественную ценность?

- вызывает национальную гордость?

-окружен ореолом авторитета?

-идеализируется?

Если мы согласны с этими признаками, значит, А.С.Пушкин является нашим «культурным наследием»

Культурное наследие - часть культуры, сохраненная временем и полученная по наследству

Скажите, а все ли, что передано нам по наследству может быть культурным наследием?

Например, утюг вашей бабушки?

Есть такие понятия, которые одинаковы для всех и имеют для всех равное значение, потому что, все люди одинаковы независимо от политических, религиозных, экономических взглядов, национальности, расы и т.д. (слайд 12)

Что является культурной универсалией? (слайд 13)

Культурная универсалия – норма, ценность, артефакт присущий всем народам независимо от времени, места, социального устройства

Общество

Нет, оно система

Политическая, экономическая, социальная, духовная.

Запись темы в тетрадь.

Запись плана в тетрадь, по ходу того, как учитель говорит

Общество, государство, право

Они обрабатывают землю, возделывают землю

С/х культуры

Ум, разум, Душу

Запись понятия в тетрадь

Улучшает

Что бы получить урожай

Да, по ним и нужно работать

Только человек (возможен спор с учащимися несогласными)

Запись в тетрадь (оставить место)

Танец, храм, Будда, ваза, наскальная живопись, посуда.

Да. Все создано человеком для себя и других.

Мусор, вырубленные деревья.

(Возможен спор, различные точки зрения, но большинство в замешательстве)

Материальная, духовная

Два, три ответа, ошибочные.

Что бы молиться.

Для души

Дух.

Запись в тетрадь определения.

Правильно, поющая девушка

Совместно с учащимися зачитываются и анализируются

время, место

Нет.

Приводят другие примеры

Духовная культура должна иметь материальную базу

Беседа по структуре брака.

Запись в тетради определения.

Примеры привести

Поэт Пушкин

- Да его стихи о любви понятны каждому. « Я вас любил, любовь еще быть может…»

- Снимают фильмы, пишут музыку, вдохновляются другие поэты (Пушкин есть гений, бог русской поэзии) А.Блок)

- Да.  Пушкина знают все русские

- Да, не все что он пишет хорошо, но критиковать не принято.

- Да все что он сделал, считается эталоном

Запись в тетрадь понятия

Нет, только то, что соответствует признакам и имеет ценность

Фронтальный опрос:

- здоровье,

- любовь,

- материнство,

- медицина.

3

(слайд 14) Ответить на вопросы закрепления, на экране.

 

4

Выставление отметок, § 17, понятия выучить, прочитать про этикет с.130-134. Определите, почему этикет является и культурным комплексом, и культурным наследием, и культурной универсалией

Запись в дневник Д/З, выставление отметок

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/m1456068608.ppt (Презентация к уроку "Культура". 9 класс)

Опубликовано


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.