Лабораторная работа «Выявление приспособленности организмов к среде обитания» (11 класс)
Лабораторная работа «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»
Автор разработки: Васильева Татьяна Сергеевна, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №268
Предмет: биология
Класс: 11
Продолжительность работы: 30 минут
Планируемые результаты:
-
Личностные: сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на осознание того, что даже в человеческом обществе, хорошо защищённом от действия естественного отбора. Его интенсивность весьма значительна, а адаптивные возможности людей различны;
-
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности, развитие навыков работы с источниками информации, логического мышления и оформления результатов работы в виде таблицы;
-
Предметные: приобретение знаний о приспособленности (адаптациях) как результате эволюционного процесса и относительности приобретённых адаптаий..
Материалы:и зображения животных и растений (гербарии, живые растения), учебник.
Работа проводится в парах.
Порядок выполнения работы:
!. Рассмотреть предложенные изображения растений и животных (гербарии, живые растения). Предпочтительнее выбрать виды, типичные для своей местности. В зависимости от уровня подготовки класса, можно предложить 2 или 3 вида;
2. Используя учебник, заполнить таблицу:
Вид растения или животного |
Среда обитания |
Поведенческие адаптации |
Морфологические адаптации |
Анатомические адаптации |
Физиологические адаптации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Ответить на вопросы:
-
Какой фактор эволюции играет решающую роль в формировании адаптаций (приспособлений)?
-
Каков механизм возникновения адаптаций?
-
В чём проявляется относительный характер приспособлений?
-
Сделать вывод о биологической роли приспособленности.
Домашнее задание: подготовить сообщение о роли естественного отбора в человеческом обществе и адаптивных возможностях человека.
Критерии оценки:
Заполнение таблицы (рассмотреть 1 вид растений и один вид животных) – до 10 баллов;
Ответы на вопросы – до 6 баллов (соответственно: 1, 3 и 2 балла за вопрос);
Вывод – до 4 баллов.
Оценивание:
От 18 до20 баллов – «5»,
От 13 до 17 баллов – «4»,
От 8 до 12 баллов – «3»
Литература для учителя:
1. Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. СПб, изд. СПбГУ, 1992.
2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., "Высшая школа", 1989.