12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Замурий Ирина Владимировна2992
Учитель химии с 39-летним стажем.
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Макеевка
Материал размещён в группе «Учителя химии»
6

Статья «Личностно-ориентированное обучение при изучении химии»

 

 

Чтобы быть хорошим педагогом,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский.

В настоящее время в образовании необходимо не только учитывать индивидуально-личностную природу обучающегося, его склонности и потребности, но и создавать условия для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная деятельность учителя и обучающегося.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал. И здесь особое значение приобретает личностно-ориентированное обучение, которое обеспечивает максимальный учет возможностей и способностей обучающихся и позволяет создать необходимые условия для развития их индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для обучающегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению.

Цель этого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с каждым учащимся с учетом его индивидуальных возможностей, потребностей и интересов.

При личностно - ориентированном обучении

Учащийся становится субъектом деятельности на всех этапах урока.

Учитель является организатором деятельности учащегося, в процессе которой учит его осуществлять целеполагание, овладевать способами и приемами учебной деятельности, формирует критерии и навыки самоанализа.

Основная задача обучения – открытие учащимися новых знаний и способов деятельности, перевод ученика в режим саморазвития.

Учащийся => учебник => учитель.

Личностно-ориентированное обучение необходимо внедрять с использованием современных педагогических технологий.

 

1.Технология уровневой дифференциации.

Повышение качества знаний определяется не только содержанием обучения, но и во многом зависит от того как организована работа учащихся на уроке. Поэтому, кроме традиционных уроков учитель организует уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки с ролевыми играми учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Организовать различные виды деятельности следует с помощью специально подобранных заданий, в которых предусмотрено описание, объяснение и самостоятельное применение учащимися учебных знаний, умений, проводя дальнейшее обсуждение этих заданий в классе.

Развитие знаний и умений путем включения их в систему действий аналогичных и выполняемых в сходных условиях, а затем в непривычных для учащихся ситуациях обеспечивает развитие в процессе обучения.

2. Технология коллективного взаимодействия

При обобщении материала по различным темам можно использовать общественный смотр знаний. Общественный смотр знаний привлекает прежде всего тем, что учащиеся включаются в такие взаимоотношения, при которых развиваются чувства коллективизма и ответственности. Реализация воспитательной функции общественного смотра знаний стимулирует повышение познавательной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности обучения.

Методика организации общественного смотра знаний предусматривает проведение своеобразного отчета учащихся за свои знания перед товарищами, учителями, родителями. При такой организации общественного смотра знаний даже самые слабые учащиеся стремятся как можно лучше подготовиться к нему. Для достижения воспитательных целей смотра, учащихся необходимо включить в систему отношений ответственной зависимости как на этапе подготовки, так и в ходе проведения. Ребята должны запомнить то, что писал А.С. Макаренко: “В каждом нашем поступке должна быть мысль о коллективе, о всеобщей победе, о всеобщей удаче”.

Эта технология ведет к партнерству, сотрудничеству, вызывает у учащегося радость от совместного труда, учащийся учится умению слушать и слышать друг друга, повышается его самооценка. Обучающиеся приобретают умения выстраивать диалог, культурно дискутировать. И самое главное: учащийся поглощает не только поток знаний, но и чувств. Он имеет право высказывать свое мнение и отстаивать его.

 

3. Технология проблемного обучения.

При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует обучающихся на их поиск. Поэтому при изучении разных тем, на разных этапах уроков необходимо создавать проблемные ситуации, направлять учащихся на их решение, организовывать поиск решения и применение полученных знаний в решении практических задач. При реализации проблемного обучения надо строить взаимоотношения так, чтобы учащиеся могли проявлять инициативу, высказывать предположения, то есть способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся.

4. Педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества – это система методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к личности.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не что-то выполнять одновременно. Учиться вместе легче, интереснее, эффективнее.

Необходимо использовать основные способы реализации технологии обучения в сотрудничестве:

- обучение в команде. Предполагает предварительное объяснение материала педагогом, затем группы выполняют полученные задания.

- мозаика. При использовании этого способа учебный материал разбивается на подтемы:

а) каждый член группы работает индивидуально над своей частью материала;

б) объединяются в группы те учащиеся, которые изучали один и тот же материал для обсуждения и уточнения его содержания;

в) потом группы обучают остальных тому, что изучили сами.

- учимся вместе. Каждая группа получает свое задание. Внутри группы, учащиеся сами распределяют роли, необходимые для выполнения задания.

5.  Игровые технологии.

На развитие компетентности учащихся определенное влияние оказывает привлечение дополнительного материала в качестве источника приобретения знаний.         

Главное, чтобы учащиеся поняли, что учитель сам не может не использовать дополнительный материал, он поощряет любую попытку ученика привлекать разнообразные источники для приобретения новых знаний.

Здесь большую роль играют рефераты, проведение конференций. Ребятам с литературными

наклонностями можно предложить написать химическую сказку.

Следует обратить внимание на использование в обучении подростков элементов занимательности. Уроки в средних классах должны быть яркими, эмоционально насыщенными. Поэтому надо использовать загадки, рассказы, кроссворды, занимательные игры, химические игры такие как «Счастливый случай». «Лото наоборот», «Третий лишний» и другие.

Личностно-ориентированный урок состоится, если

- учителем будет созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, саморазвитии;

- учитель будет являться организатором и помощником в учебно-познавательной деятельности, а не главным действующим лицом на уроке;

- субъективная роль учащегося будет включать свободу выбора, его темпа;

- учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

И так, современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

ЛИТЕРАТУРА.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М, Просвещение, 2003.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, издательство ВЛАДОС, 2002.

Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки // Директор школы , 2006, № 2.

Интернет – ресурсы.

 

 

 

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.