12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»
32

Статья «Литературная гостиная как средство формирования УУД у учащихся»



Слайд 1.

Литературная гостиная как средство формирования УУД у учащихся.

Все началось с отсутствия у меня классного руководства.

Слайд 2.

Приближалось 75-летие обожаемого мной Владимира Высоцкого. Очень хотелось поговорить о его творчестве, о нем, как о человеке. Так родилась идея "Литературной гостиной".

Слайд 3.

Выбирая форму общения, хотелось избежать монолога и морализаторства, поэтому мы (работа идет в тесном сотрудничестве с учителями литературы) решили, что дети должны стать соавторами и соисполнителями идеи.

Соавторство детей выражалось в подготовке презентаций "Высоцкий в театре и кино", Слайд 4 Ребята рассказали, как складывалась актерская карьера Владимира Высоцкого, какие роли были им сыграны. Слайд 5 Мы посмотрели отрывок из спектакля "Пугачев" по поэме С.Есенина. Я думаю, вы помните этот спектакль. Никому больше ТАК сыграть Хлопушу не удалось!

Слайд 6 Тема "Войны в творчестве Высоцкого" кроме презентации была представлена его песнями, Слайд 7 о любви в жизни и творчестве Высоцкого рассказывали 11-классники. Кроме презентаций каждый класс оформлял газету.

Поразила заинтересованность детей, когда они слушали выступления своих товарищей! Именно слушали, а не отбывали время! Слайд 8

На первой встрече мы знакомились с творчеством Высоцкого, отвечая на вопрос: кто он? Актер? Поэт? Певец? И поняли, что однозначного ответа на вопрос нет. Как написал Р.Рождественский: "... он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается".

Слайд 9

После общения детям было предложено написать отзыв о мероприятии, высказать предложения. Детям понравилось, но предложений, о ком бы они хотели узнать, не было.

Слайд 10

2015 год был объявлен годом литературы. И так совпало, что в этот год исполнялось 120 лет со дня рождения С. Есенина. Так родилась литературная гостиная "Я сердцем никогда не лгу".

Если в первый раз мы смотрели и слушали записи самого Высоцкого, то теперь такой возможности практически не было. Как обычно, дети приготовили презентации. Слайд 11 Однако появилась возможность расширить сотрудничество. Кроме презентаций в сценарий литературной гостиной были включены номера в исполнении детей и педагогов.


Слайд 12,13,14

Томасенко Максим

Подключились студии нашей школы: хоровая "Созвездие мечты" и студия художественного чтения "Эксперимент". Приняли участие не только старшеклассники, но и ребята из начальной школы.

Прозвучали и песни на его стихи в исполнении современных артистов эстрады в записи.

Слайд 15

Следующей темой стало творчество Владимира Маяковского. Именно отрывки этой литературной гостиной мы хотим Вам предложить.

Когда мы проводили первую гостиную, мы не знали, что из этого получится. Первый блин комом не оказался! Но фотографий нет. Со второй гостиной фотографии утрачены, поэтому мы решили снимать мероприятие целиком!

1. Самое начало.

2. Отрывки с Вадимом Зыряновым и Яковлевой Дарьей

У Маяковского можно найти стихи на любой случай жизни. Слушайте. Читает Максим Томасенко.

3. "Я счастлив" - Томасенко Максим

Чувствуете, какие стихи. Не похожие ни на кого! А рифмы? А Ритм? Нравится? Не поняли еще? Тогда продолжим! Одни названия чего стоят! "Нате","Даешь изячную жизнь","Ух, и весело!","Послушайте". Да-да, это название стихотворения.

Удивительное время тогда было! Состязались в творчестве, а не в том, у кого круче тачка или дача! Смотрите!

4. Поэтическая дуэль

Это было удивительное время! С нуля, всего за 3-4 года строились крупнейшие предприятия тяжелой промышленности! "Богатыри не вы!"- сказал бы о нас с вами Лермонтов. "Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей!"- сказал о своих современниках Маяковский.

Владимир Маяковский остро чувствовал всяческую фальш. Очень резко реагировал на любое проявление мещанства, ханжества, показушности.

Несмотря на очевидные успехи страны, радоваться рано, считал он. Читает Вячеслав Малюков.

5. "Радоваться рано" - Малюков Вячеслав

Давайте представим, как бы на наши вопросы ответил сам Маяковский. Это будут реальные ответы поэта на записки и на откровенные провокации из зала.

6. Ответы Маяковского - Евсеев Никита

А закончить нашу встречу я бы хотела песней на стихи Маяковского в исполнении группы "Лобо". Вы, наверное, удивитесь, что очень много стихов Владимира Маяковского положены на музыку. В стиле ноктюрна, рэпа и рока. Эти песни поют совсем малознакомые исполнители и признанные корифеи, такие группы как "Сплин" и "Горький парк". Читайте Маяковского, слушайте Маяковского, узнавайте о Маяковском! Поверьте, с него стоит писать свой портрет.

7. Финальная песня на фоне презентации

Возможно, возникнет вопрос: какое отношение имеет литературная гостиная к УУД?

Помните, я обращалась к залу, просила детей оценить , попытаться почувствовать стихи Маяковского? Таким образом прямо в процессе мероприятия я пыталась организовать рефлексию.

Отрывок из фильма, соответственно, тоже искали дети.

Если брать познавательные УУД, то дети, принимавшие участие, должны были найти стихотворение, образ Маяковского, презентацию, а это работа с информацией. Чтобы проделать все это надо было организовать себя. В процессе подготовки мы должны были общаться (коммуникативные). А знакомство с творчеством поэта выводит на личностные УУД (интересно - неинтересно, нравится - не нравится).

Кроме вышесказанного, хочу добавить, что литературная гостиная, родившаяся спонтанно, сегодня приобрела логическую стройность. Есенин и Маяковский, как Вам известно, встречались на поэтической дуэли. И Высоцкий, и Есенин, и Маяковский были хулиганами. Нам очень хотелось донести до детей мысль, что хулиган Есенин - это не мелкий пакостник, а человек, оставивший о себе добрую память. Тема отношений с женщинами (а их было много у каждого нашего героя) тоже очень актуальна для подростков. Нам хотелось показать ребятам, что в жизни случается и не одна любовь на всю жизнь. Но отношения между мужчиной и женщиной должны строиться на уважении к друг другу, и надо постараться сделать красивыми эти отношения, красивыми и чистыми. Следующая гостиная познакомит ребят с творчеством Роберта Рождественского, а Вы знаете, что его стихи написаны такой же "лесенкой", как у Маяковского. Рождественский - представитель шестидесятников, творчество которых представлена громкой и тихой лирикой. Далее мы планируем познакомить детей с творчеством Евтушенко, Рубцова, Ахматовой. Таким образом эта форма работы прижилась у нас в школе и стала традиционной.

Презентация к выступлению.
PPT / 1.78 Мб

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (2)

Радченкова Тамара Ивановна, 03.06.17 в 22:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое.Добавила себе в закладки. Хорошо придули с закладками.Целые закрома прекраснейших работ уже собрала)))))))))))И искать не надо, если потребуется. Пришллсь вступить в группу)
Лихина Елена Викторовна, 04.06.17 в 02:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку. Тамара Ивановна, поищите, есть сами сценарии гостиных.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.