12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаламаева Валентина Викторовна64
Россия, Алтай респ., Горно-Алтайск
2

Литературный дилижанс "Живая классика К.Г.Паустовского"


Презентация Литературный дилижансPPT / 10.85 Мб

/data/files/c1713186008.ppt (Презентация Литературный дилижанс)Литературный дилижанс

Живая классика К.Г.Паустовского


Цель внеклассного занятия: Воспитание человечности, чуткости, внимательности на основе произведений К. Г. Паустовского, формирование навыков выразительного чтения.

Задачи:

Обновить и расширить знания обучающихся по биографии и творчеству К.Г. Паустовского

Продолжать расширять кругозор обучающихся в работе над внеклассным чтением.

Продолжать развивать творческие способности обучающихся.

Продолжать развивать чувства человечности, чуткости и внимательности к природе.

Продолжать нравственно-эстетическое и гражданское воспитание обучающихся на основе произведений художественной литературы.

Планируемые результаты

Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения,   сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Регулятивные: оценивать учебные действия; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение целеполагания.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проявляют внимательность, помощь.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, рисунки, выполненные обучающимися ,раздаточный материал.



Ход занятия


Организационно - мотивационный этап.

Учитель: Все друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь, поприветствуем гостей, дружелюбно им кивнем и рукой слегка махнем.

Слайд Девиз:

Вместе совсем не трудно, вместе совсем не тесно, вместе всегда легко и интересно! (прочитать про себя, шепотом, все вместе)


Подготовительный этап.

Проводится игра «Узнай и назови писателя»

слайд писатели

На экране демонстрируются портреты знакомых писателей (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю. Лермонтов. Портрет К.Г. Паустовского показывается последним. Назовите писателей, которых видите нас экране.

Слайд Паустовский

- Кто это?

Если вы прочтете буквы, то назовёте фамилию писателя.

1П2А3У4С5Т6О7В8С9К1И2Й

- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский.

Слайд Паустовский -2

На уроках чтения мы с вами познакомились с выдающимся писателем, жившим в XX веке, которого нередко называют «певцом русской природы».

«Мы любим Паустовского, глубоко уважаем и чтим за то, что он был влюблен в жизнь, в людей, в природу, в искусство, за то, что веселый и  мечтательный, доверчивый и добрый,- быть может, самый мирный из всех писателей на свете. Всем своим творчеством он воспитывал чувства читателя, воспитывал его сердце, а сердце нуждается в воспитании так же, как и разум »

- в своих произведениях он сердечно, просто, с большой теплотой изображал не только нашу природу, но и наш народ, нашу историю, писал поучительные сказки и рассказы для детей. Паустовского уже нет с нами, но его произведения по-прежнему интересны людям.

-Сегодня мы отправимся в путешествие, которая поможет нам вспомнить талантливого человека, его самые лучшие произведения, живую классику Паустовского.,.


Словарная работа

Отправимся на дилижансе. Кто-нибудь знает

Что такое дилижанс?


Слайд Дилижанс – обоз, карета. Что нужно для путешествия? Хорошее настроение и понимающий интересный собеседник.

.

Что мы будем делать вовремя нашего путешествия. Прочитает ……

Обсуждать;

Наблюдать;

Догадываться;

Делать выводы;

Получать удовольствие от работы и жетоны.

В конце нашего занятия выявим знатока творчества К.Г.Паустовского. Помогать мне будет Аня.

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ

Прежде, чем отправиться в дорогу, нам нужно размяться (упражнение наберем полную грудь воздуха носом и выдохнем ртом2 р. «Удивляемся»).


На нашем сегодняшнем дилижансе мы проедемся по страничкам рассказов и сказок .

Ведь сам Паустовский говорил


СЛАЙД Слова Паустовского

садимся на дилижанс, поехали.Поехали музыка СЛАЙД ДИЛИЖАНС


Вот первая наша остановка все же называется БИОГРАФИЧЕСКАЯ, СЛАЙД

Остановка первая. Биографическая.


СЛАЙД Учитель, а теперь проверим наши знания, за правильный ответ-жетон. слайд Я знаю…

1.В каком городе родился К. Паустовский? (Москва)

2.Какой любимый учебный предмет был у К. Паустовского в гимназии?

(география, литература )

3.Какие профессии сменил К. Паустовский, прежде чем стать писателем?

(вожатый трамвая, санитар, учитель, журналист)

3.Назовите основные темы произведений К.Г. Паустовского? Кто герои его рассказов и сказок?

(писал о природе, животных, людях, о Родине)

4.Назовите 6 известных вам произведений (сказок и рассказов), написанных К.Г. Паустовским?

(«Стальное колечко», «Похождение жука-носорога», «Теплый хлеб», «Дремучий медведь», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Подарок», «Резиновая лодка», «Заячьи лапы», «Грач в троллейбусе»)

5.Назовите имя друга К. Паустовского, о котором автор упоминает в своих рассказах?

(Рувим Фраерман)

Биографию писателя знаете хорошо, давайте вспомним произведения Паустовского

СЛАЙД

Задание 1 (общее): Соедините левую и правую части фраз и прочитайте названия произведений писателя.

- Какие, из которых мы изучали сюда не вошли? Телеграмма Стекольный мастер, Последний черт.

-Едем дальше музыка СЛАЙД ДИЛИЖАНС


Остановка втораяСолдатская

Остановка четвертая. «Солдатская».

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом на Южном Фронте и писал рассказы. Думается, что эта остановка станет для вас самой приятной.


-Назовите рассказы о войне, о солдатах?

СЛАЙД

Сегодня на уроке мы вспомним замечательную, добрую сказку –рассказ


К.Г.Паустовского «Стальное колечко». СЛАЙД


Эта сказка была написана Паустовским сразу после войны, в 1946 году, – поэтому она такая пронзительная, и в ней встречаются солдаты. 

- Сказка часто предполагает волшебство.

-Посмотрим небольшую сценку и попробуем ответить. Что значит быть счастливым по Паустовскому.?

Во время выступления слайды 2+3=5 штук



-О чем мечтала Варюша после подарка солдата? Что значит быть счастливым по Паустовскому?

Слайд Мечты Варюши сбылись, она бежала и радовалась тому что дед выздоровел, радовалась весне .Вот она большущая радость ,так красива родная земля.


ФИЗМИНУТКА

Увидим глазам Вари приход весны. Сделаем физминутку.

-Какие звуки она услышала? Что звучало? Кто создавал эти звуки? Я буду читать текст ,а вы изображайте

 (Колокольчики, подснежники качались и кивали на заре,

каждый цветок позванивал (,руками эвонок)

будто в нем сидел жук(сесть)

ударял дятел(ножками), запела иволга,(взмахи руками) что- то прошелестело рядом, мимо прошла весна).


Едем дальше музыка СЛАЙД ДИЛИЖАНС


Слайд Остановка третья. «В мире животных»

Одна из основных тем сказок и рассказов К.Г. Паустовского – животные.

----Какие рассказы вы знаете о животных? СЛАЙД


С каким знанием и любовью описывает Паустовский животных в своих рассказах, их повадки и привычки


Слайд Послушаем отрывок из рассказа Кот-ворюга определим какова главная мысль рассказа

Саша


----Какова главная мысль рассказа?


Главная мысль рассказа Паустовского «Кот-ворюга» заключается в том, что доброе отношение к человеку или животному может положительно сказаться на его поведении. Кот Ворюга с детства обладал скверным характером и воровал еду. Кот портил людям жизнь до тех пор, пока его не накормили досыта. После этого кот исправился и перестал воровать.

Рассказ Паустовского «Кот-ворюга» учит решать проблемы с помощью добрых поступков, которые могут благотворно повлиять на тех, кто совершает плохие действия. В рассказе мне понравился мальчик Ленька, который придумал способ, как вытащить кота Ворюгу из его убежища.

Хочешь, чтобы враг не доставлял тебе неприятностей — подружись с ним! Это простая истина, к которой невольно прибег мальчик Ленька, спасла и урегулировала ситуацию.



А это произведение нужно узнать по словам

СЛАЙД Задание: «Узнайте произведение по словам»

Ветеринар, пожар, аптекарь, пенсне.

Угадали это рассказ «Заячьи лапы»

Просмотрим небольшую инсценировку.

Инсценировка «Заячьи лапы»

Автор Альберт К ветеринару в наше село пришел с Урженского озера Ваня Малявин и принес завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами... (выходит мальчик со свёртком)

Ветеринар (Юра (кричит) Ты что, одурел? Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

Ваня Артем)(хриплым шёпотом) А вы не лайтесь, это заяц особенный. Его дед прислал, велел лечить.

Ветеринар От чего лечить-то?

Ваня Лапы у него пожжённые.

Ветеринар (поворачивает Ваню лицом к двери, толкает в спину и кричит вслед) Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком - деду будет закуска.

Автор Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

Бабка Настя ) (жалостливо) Ты чего, малый? Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

Ваня (тихо) Пожжённый он, дедушкин заяц. На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрёть.

Бабка Не умрёть, малый. Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота зайца выходить, пущай несёт его в город к Карлу Петровичу.

В чем главная мысль рассказа ?

На добро нужно всегда отвечать добром.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, беречь её и никогда не причинять вред беззащитным животным. Также учит состраданию, милосердию и всегда протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается. Будем беречь братьев меньших?


Едем дальше музыка СЛАЙД ДИЛИЖАНС


Слайд Остановка пятая. Красота человеческих душ


Какие рассказы мы изучили о душах человеческих, о мастерстве? Телеграмма, Стекольный мастер.

Слайд книги


Послушаем отрывок из рассказа «Телеграмма» Хабарова. К.

Чему нас призывает К.Г.Паустовский какая тема поднимается в рассказе ? кому адресован рассказ?

-Чему нас призывает К.Г.Паустовский какая тема поднимается в рассказе ? кому адресован рассказ?


Тема человеческого равнодушия и одиночества. Пожилая женщина забытая дочерью, занятой своей работой. Умирает в одиночестве. Следует беречь родителей и просто близких людей.


------А теперь

Посмотрите небольшой фрагмент видео и скажите о каком произведении пойдет речь? ВИДЕО


-Прочитает Андрей, а вы подумайте

Каких людей ценит Паустовский и почему? Какие качества у человека ценятся.

Каких людей ценит Паустовский и почему? Какие качества у человека ценятся. Чему учит на рассказ? Главная мысль рассказа Паустовского «Стекольный мастер» заключается в том, что чувство красоты дается человеку от рождения. И неважно, где человек появился на свет — в большом городе или в глухой деревне. Если человеку даровано чувство прекрасного, он в любой обстановке будет стремиться к тому, чтобы создавать красоту, как это делал стекольный мастер Вася.

Рассказ Паустовского «Стекольный мастер» учит ценить красоту во всех ее проявлениях. Красота есть и в человеке, и в природе, и понимание и осознание прекрасного наполняет жизнь любого человека радостью и счастьем. Стекольный мастер Вася, который мечтал о создании хрустального рояля. И он, без всякого сомнения, смог бы реализовать свою мечту, если бы появилась такая возможность. Ведь он был настоящим мастером.

Едем дальше музыка СЛАЙД ДИЛИЖАНС


Остановка шестая «Привет от Паустовского».

Рассказы Константина Георгиевича учат любить родную природу, быть наблюдательными, видеть в обычном необычное, понимать красоту природы, уметь фантазировать, быть добрым, честным, способным признавать и исправлять свою вину.

Его рассказы учат важным человеческим качествам, которые так необходимы в жизни.


Привет от Паустовского – это его книги, на нашей выставке. Каждый возьмет по книге и прочитает дома.

Мы потихоньку возвращаемся домой и думаем

Наше путешествие подходит к концу. Наш литературный дилижанс возвращается.

Заключительный этап. Рефлексия.

Подведем итог путешествия: Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. Паустовский нам в этом помог. Люди всех времен будут признательны ему за это.

-Какой вывод вы для себя сделали после нашего занятия?

- О чем задумались ?

-Захотелось ли вам прочитать другие рассказы К.Г.Паустовского?


-Если вам понравилось путешествовать помашите флажками.


А кто в нашем путешествии стал знатоком творчества К.Г.Паустовского.

Сосчитаем. Вручается медаль «Знаток творчества К.Г.Паустовского»


Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности, желание рассуждать, делать выводы и высказывать свое мнение. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности .Мне очень хочется, чтобы  каждый из вас был счастлив от того, что делает счастливыми других как это делает Паустовский




6


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.