Урок литературного чтения на тему «Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 В |
Учитель |
Бойцова Галина Дмитриевна |
Тема урока |
Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» |
Цель урока |
Знакомство с новыми рассказами Л.Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов. |
Задачи урока |
Расширение знаний о типах текста рассуждение и описание |
Формирование умения находить выразительные средства языка |
|
Воспитание бережного отношения к природе , коммуникативной культуры, расширение кругозора детей |
|
Планируемые результаты |
Предметные: научатся называть характерные особенности текста – описания и текста рассуждения, их отличительные признаки; читать выразительно; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, метафора, эпитеты)
|
Метапредметные: познавательные: сопоставляют и сравнивают тексты разных типов; выделяют в тексте-описании и тексте –рассуждении необходимую информацию с целью осмысления их специфических особенностей; регулятивные: оценивают свою работу на уроке и работу своих товарищей; читают в соответствии с целью чтения; коммуникативные: работа в паре, договариваются между собой; выслушивают мнение товарища
|
|
Личностные: рассказывают о своих чувствах связанных с чтением произведений, делятся своим эмоциональным состоянием, объясняют свои чувства и эмоции
|
|
|
|
Технологии |
|
Формы работы обучающихся |
Работа с текстом, работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная работа. |
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Орг. Момент
|
-Здравствуйте. У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь с ними.
|
Дети приветствуют гостей. Ученица рассказывает приветствие в стихах |
Проверка домашнего задания. |
-Мы продолжим знакомство с творчеством великого писателя. Давайте вспомним, какие рассказы мы изучили?
- Что объединяет эти произведения?
- О чём были эти произведения? - События в этих рассказах развиваются быстро, динамично, но есть другой жанр текст описание. На уроках русского языка мы уже с вами знакомились с таким типом текста. Что такое текст- описание?
|
«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» ( «Два товарища», «Ваня и Буян», «Кто страшнее»)
- Жанр-рассказы.
- О детях и их поступках, о животных. - Текст –описание это текст, к содержанию которого можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? |
|
|
|
Мотивация. Целепологание. |
-Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Какое родственное слово к слову «художественный»? - А мы продолжаем знакомиться с текстами, в которых писатель «рисует» словами. -Послушайте загадки и попробуйте догадаться о чём сегодня пойдёт речь в произведениях. Загадка о росе: Вот так дивные проказы - На траве горят алмазы. ------- Обильная ночью выпала, На солнце в траве искрится. - Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? - Прочитайте, как об этом явлении написал С. И. Ожегов в " Словаре русского языка".
|
- «художник», человек, который рисует красками, карандашами.
Выслушиваются ответы детей
Дети читают текст с экрана доски Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)
|
Открытие нового знания |
Сейчас я прочитаю рассказ Л.Толстого «Какая бывает роса на траве» - Подумайте, в какой сборник может войти это произведение? С какой целью Толстой написал такой рассказ? Чтение рассказа учителем. Что вы представили во время моего чтения? Какие ощущения вызвал у вас этот текст? - Давайте теперь с вашей помощью прочитаем рассказ - Найдите в тексте сравнения. - А что такое алмазы? . Он, правда, видит алмазы? Что общего между алмазом и росинкой? -С чем сравнивает листок? - А что такое бархат? Показать лоскутки бархатной ткани
- Какие выразительные средства языка использует автор? -Какой тип текста мы прочитали? - Докажите, что это текст описание. - Теперь мы сможем на вопрос автора, какая бывает роса на траве? Найдите в тексте и прочитайте. - Найдите в тексте слова , которые выбрал автор чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте - Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению?Подтвердите словами из текста.
-А как называется текст, в котором автор передаёт свои эмоции? |
( писал для крестьянских детей книги, написал азбуку; чтобы привлечь внимание детей к окружающему миру, чтобы заинтересовать) -Ответы детей
Дети с экрана читают текст. -капельки-алмазы, лист- как бархат -Алмазы - драгоценные камни - блестит, переливается -с бархатом. - Бархат- плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким и густым ворсом - метафора, эпитеты, сравнения - описание - описывается роса - как алмаз, жёлтого, красного , синего цвета, как шарик светлый). - алмазы блестят и переливаются разными цветами Да. Автор любуется, восхищается, хочет поделиться своими чувствами с читателями: «Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется» - Художественный
|
Работа в парах |
Работа с текстом «Какая бывает роса на траве» С чем сравнивает капельки росы автор С травой С бриллиантами С алмазами Драгоценными камнями Какой формы листы, на которых собираются капли росы Вытянутой Прямоугольной Треугольной Круглой Продолжи предложение Листок этой травы внутри _______________________ _____________________________________________ .
На вкус росинка Как вода Имеет солёный вкус Как сок Сладкая Вкуснее всякого напитка кажется
Какие приёмы использует автор рассказа Сравнения Олицетворения Эпитеты
|
Учащиеся выполняют в парах задание. Проверяют все вместе. |
Физминуика |
|
|
|
- Послушайте, ребята, о чём однажды поспорили Море и Туча. Говорило Море Туче, Той, что ливень пролила: -Эй, ты Туча! Что ж ты лучше Места выбрать не могла? Отвечала Морю Туча: - Я у всех морей в долгу! И сегодня выпал случай – Расплатилась, чем могу! - За что расплатилась Туча с Морем, почему она у всех Морей в долгу? -Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили. - О чём данный текст? - В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.
- Откуда вода попадает в моря?
- Почему туча у всех морей в долгу?
- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею? - Какая цель у автора?
-к какому типу текста относится это произведение?.На какие вопросы отвечает этот текст? |
-О круговороте воды в природе -Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край? - из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв- в речки, из речек- в большие реки, а из больших рек течёт в моря. – С поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи. -Нет. - Он объясняет, доказывает, куда девается вода. - Это текст-рассуждение . Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?. |
Рефлексия. Подведение итогов. |
- с текстами каких типов мы работали на уроке? Начните с фразы «Сегодня на уроке я могу похвалить себя за…»
|
- текст-описание и текст-рассуждение - ответы детей
|
Домашнее задание. |
- В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам превратиться в авторов. Придумайте свой текст-описание или текст-рассуждение, в котором главным героем будет какое-нибудь природное явление. |
|