12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гришан Ирина Сергеевна130

Логопедическое пособие.

«Нужный звук найди, картинку собери»

Пояснительная записка

Необходимым условием гармоничного развития психики ребёнка является полноценность речевой деятельности. Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи. В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а в дальнейшем проявляется в трудностях овладения звуковым анализом и синтезом. Логопеду в своей работе особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Данное пособие предназначено, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Игра дает возможность педагогу избежать формального подхода в коррекционной практике. Может использоваться на этапе закрепления материала, а также в рамках комбинированного занятия для актуализации знаний.

Цель пособия: развитие слухового внимание и фонематического восприятия, формирование слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков С – Ц.

Задачи:

Закреплять умение определять наличие звука в слове.

Упражнять в определении позиции звука в слове.

Закреплять навык произносительной дифференциации звуков С-Ц в словах

и предложениях.

Развивать образное и логическое мышление.

Правила:

Правила игры основаны на навыках элементарного звукового анализа.

Первый вариант игры.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.

Педагог предлагает ребёнку рассмотреть картинки и назвать те в которых есть звук С или звук Ц. Ребёнок берёт картинку и называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.

Второй вариант игры.

Нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова). На этом этапе умственное действие ребёнка переходит в речевой план. Условие: нужно назвать слово и определить место звука, утрированно его выделяя. Соотнести с соответствующей схемой.

Третий вариант игры.

Направлен на дифференциацию звуков во фразовой речи.

При работе на втором этапе, над определением позиции звука в слове, у ребёнка, картинки разделились на три группы. Педагог предлагает перевернуть картинки одной из групп и составить пазл, на котором изображено действие с предметами (сюжетная картинка) на дифференцируемые звуки. Педагог зачитывает стихотворение, скороговорку или рассказ, насыщенный отрабатываемым звуком или просит ребёнка самостоятельно придумать предложения по картинке.

Аудитория: дети с речевыми нарушениями.

Материалы: прессованный картон.

Источники информации:

Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. ​​​​​​​

w1587323431.jpg
t1587323398.jpg
t1587323374.jpg
p1587323350.jpg

Речевой материал к игре.

Цапля сторожем в болоте

На одной ноге стоит.

- Цыц! Куда вы в грязь идёте?-

всем зверёнышам кричит.

 А. Пудваль.


Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву «Ц»:

- Подойди, цыплёнок Цып!

Повторяй-ка: цып-цып-цып!

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок!

 Г.Сапгир.

 

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов, наконец,

Прогоните овец!


Цыплёнок.

Из  яйца,  как  из  пелёнок,                     

Вышел  маленький  цыплёнок.               

Поглядел на  белый  свет                        

И  сказал  цыплёнок: «Нет,                      

Я  обратно  не ходок— 

Солнце  ярче,  чем  желток!                     

Для  меня,  для  молодца,                        

Белый  свет  белей  яйца!»                         

В. Левановский


Сквозь высокую осоку
Видно сойке, как высоко
Сорок соколов летят,
С сосен совушки следят!
Спрячет сойка свой носок,
Смолкнет сойкин голосок..


Слон раССелСя за Столом,
Съел Салат С большим трудом.
Вдруг достал он СакСофон,
Стал играть Сонату Слон.
Р. Горенбургова


Свинка соседей своих созвала.
Ставит на стол сухари и салат,
сахар, смородину, сок, пастилу.
Гости, скорее садитесь к столу!
С. Маршак






















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.