12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воробьева Ирина Александровна1749
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Воробьева Ирина Александровна,

учитель-логопед ГКУСО ПК ЦПД г. Перми



Всероссийский дистанционный конкурс

педагогического мастерства на лучшую разработку программы дополнительного образования



Логопедический проектный кружок «Веселые ладошки»



Пояснительная записка:

- содержание данного проектного кружка по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.


Направление проектного кружка:

- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1-3 лет.


Инициатива:

- организовать совместную работу воспитателей, кровных и замещающих родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста через проектную работу с использованием разных видов нетрадиционных материалов.


Основа проектного кружка:

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможности и особенностями воспитанников;


Участники проектного кружка:

- учитель-логопед;

- дети раннего и младшего дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ;

- воспитатели групп (по возможности – помощники воспитателей);

- кровные и замещающие родители воспитанников.


Актуальность:

Проектный кружок, направленный на развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста актуален, т.к. дети данного возраста с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Детям бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой.

Достаточно часто дети раннего и младшего дошкольного возраста не могут держать карандаш и рисовать им.

От степени развития ручной моторики в дальнейшем зависит уровень подготовки руки старшего дошкольника к письму. А это значит, что и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе, возможно, будет страдать. Вот почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка раннего и младшего дошкольного возраста.


Цель:

- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных средств.


Задачи:

- создать развивающую предметную базу для работы с детьми раннего возраста, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики;

- развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук детей раннего возраста;

- способствовать овладению детьми пальчиковыми играми;

- побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.


Продолжительность:

- в течение всего календарного года.


Продолжительность занятий:

- 15-20 минут 2 раза в неделю.


Форма работы:

- групповая;

- индивидуальная (по запросу кровных или замещающих родителей)


Предполагаемые результаты:

- у детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики;

- дети умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту;

- дети проявляют интерес к играм с предметами различной текстуры;

- дети проявляют желание применить полученные умения в повседневной жизни;

- повышение родительской компетенции.


Техническое оснащение:

- картотека пальчиковых игр с использованием нетрадиционных средств;

- ИКТ-технологии: презентации-консультации, игровые презентации;

- набор нетрадиционных средств, используемых для занятий;

- средства гигиены.


Этапы реализации:

I. Подготовительный этап:

- изучение научно-методической литературы по данной теме;

- обновление картотеки игр для развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- подбор и обновление наглядно-информационного и консультативного материала для кровных и потенциальных родителей в кабинете учителя-логопеда и на информационных ресурсах (стенды, «Методическая копилка» на сайте ГКУСО ПК ЦПД г. Перми).


II. Диагностический этап:

- диагностика воспитанников;

- устный опрос кровных и замещающих родителей на выявление компетентности по данной теме.


III. Основной этап

- практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста;

- совместная деятельность с кровными и замещающими родителями (по запросу).


IV. Заключительный этап

- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.


Диагностика:

- Шкала KID для оценки развития ребенка в возрасте до 16 месяцев;

- Шкала RCDI для оценки уровня развития детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.


Риски:

- низкая заинтересованность кровных родителей;

- отказ от участия в проекте.





В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Пальчиковые игры – это легкий и приятный способ развития мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста, т.е. для самых маленьких.

Дети узнают мир через прикосновения.

Дети постоянно пытаются за что-то ухватиться, взять в руки, а потом – в рот. Это все познание нового мира, новых вещей.

Для детей, возраст которых не превышает 2-3 года, нужны особые игры, в том числе и пальчиковая гимнастика. Игры должны быть не только направленными на развитие, они должны быть безопасными.

Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция.

Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Педиатры всех стран рекомендуют родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста. В данном возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы.

Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования просты и забавны.

Эти игры улучшают память и восприимчивость ребенка.




Подготовительный этап


Январь

Реализация первого этапа в/т месяца


Февраль

Реализация второго этапа в/т месяца


Основной этап

Реализация третьего этапа март-ноябрь

Март

Игра «Ладошки»

t1703847870aa.png

Лапушки, лапушки,

Поиграйте в ладушки.

Хлопайте в ладошки –

Вам дадут лепешки.


Апрель

Сухой бассейн. Игра «Прятки»

t1703847870ab.jpg

Маленькую игрушку из киндер-сюрприза прячем в коробку с наполнителем. Предлагаем ребенку отыскать игрушку с помощью рук.

Май

Игра-массаж с помощью тактильных мячиков

t1703847870ac.png

Мы мячом круги катаем

Взад-вперед его гоняем.

Им погладим мы ладошку,

А потом сожмем немножко.

Июнь

Игра с кинетическим песком «Месим тесто»


t1703847870ad.jpg


Тесто мы месили,

Мы пирог лепили.

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп –

Слепили мы большой пирог!

Июль

Игра с бельевыми прищепками

t1703847870ae.png

Сильно кусает

Котенок-глупыш!

Он думает, что это

Не палец, а мышь!

Август

Игра-массаж с помощью грецкого ореха

t1703847870af.jpg

Прокачу я свой орех

По ладоням снизу вверх,

А потом обратно –

Ладошкам так приятно!


Сентябрь

Игра с цветными карандашами

t1703847870ag.gif

Взять короткий карандашик и сжать его в кулачке, спрятать. Затем - спрятать в другой руке:

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.


Октябрь

Игра с еловыми шишками

t1703847870ah.jpg

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Шишку будем мы катать,

Наши ручки разминать.


Ноябрь

Игра с помощью веточек искусственной елки

t1703847870ai.jpg

Как у нашей елочки

Колкие иголочки.

В руки елочку возьму

И ладошками прижму.

Заключительный этап

Декабрь

Реализация четвертого этапа в/т месяца





Литература:

1. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006

2. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: Книголюб, 2006.

3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007.

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.