12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31850
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Тренажеры для УУД.»
13

Статья «Маленькие «хитрости» из опыта работы»

Маленькие «хитрости» из опыта работы.

Я думаю, что у каждого учителя есть своя любимая технология обучения и есть маленькие «хитрости», благодаря которым он организует учебный процесс и добивается высоких результатов. Хочу поделиться с коллегами одним простым приемом организации работы школьников с учебником физики. Я называю этот прием - «поабзацная проработка» параграфа. Дело в том, что у детей недостаточно развиты навыки работы с информацией. Порой они не могут выделить главную мысль в небольшом тексте или просто озаглавить абзац. Поэтому их приходится специально этому учить. Существует очень интересная и продуктивная методика поабзацной проработки текстов, которая называться кратко «методикой Ривина». Эта методика предназначена для изучения научных, учебных, художественных текстов. Одна из особенностей методики заключается в том, что в ходе освоения содержания текстов ученик особым образом составляет подробнейший план содержания текста, который складывается из заглавий абзацев (частей) текста. Ученик каждую свою тему прорабатывает по абзацам. При этом каждый раз перед тем, как приступить к проработке очередного абзаца, ему приходится воспроизвести (как бы заново переосмыслить) всю проработанную до этого абзаца часть темы. Так как при проработке определенного абзаца ученик озаглавливает его и пишет заглавие в свою тетрадь, то у него постепенно появляется подробнейший план данной темы. Необходимо воспроизвести части темы с помощью плана. Ученик читает заглавие первого абзаца и восстанавливает (вслух) его содержание, потом читает заглавие второго абзаца и восстанавливает содержание и т.д. Если при восстановлении определенного абзаца у него появляются затруднения, он может заглядывать в текст. «Методику Ривина» я использую в старших классах, когда работаю в профильных группах. Но перед этим, начиная с 8 класса, я готовлю детей к работе по данной методике. Предлагаю ученикам не просто прочитать материал параграфа, а изучить его несколько необычным способом. Обращаю их внимание на то, что параграф уже разбит на короткие смысловые части. Каждая часть содержит определенную информацию, которую необходимо проработать. Ученик должен вслух прочитать свой абзац, остальные следят за текстом по своим учебникам. После даю некоторое время обдумать, осмыслить прочитанное и предлагаю сформулировать главную мысль этой части текста. Главная мысль должна заключаться в одном коротком предложении, не более. Это предложение может быть полностью взято из текста, а может быть сформулировано своими словами. Если ученики класса согласны с предложенным вариантом, то делается запись в тетрадь. Если есть спорные вопросы, тогда начинаем обсуждение. Каждый из выступающих должен убедить остальных в том, что именно он прав. Другой ученик читает следующий абзац и выделяет в нем главную мысль. Записываем в тетрадь и двигаемся дальше. Когда весь параграф прочитан, в тетрадях остается запись из нескольких предложений. Таким образом, мы прочитали и «сжали» текст, составили план – тезис, проработали материал. При пересказе параграфа разрешаю ученикам воспользоваться планом.

Конечно, такой прием работы с текстом отличается от «методики Ривина», но он готовит их к дальнейшей самостоятельной учебной деятельности. Школьники учатся ориентироваться в содержании и находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста и структурировать его; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста. В процессе обсуждения учебного материала они учатся корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, выдвигая свои контраргументы или с достоинством признавать ошибочность своих утверждений. В дальнейшем, наблюдая за тем, как учащиеся справляются с такой работой, я изменяю условия, приближая их к «методике Ривина».

Источники.

Персональный сайт педагога Забелиной М.В. ychitelfiziki.ucoz.ru/publ/metodika_rivina/1-1-0-18

Опубликовано в группе «Тренажеры для УУД.»


Комментарии (2)

Старшов Михаил Александрович, 17.08.17 в 05:46 1Ответить Пожаловаться
Понимаю, что чтение - один из наиболее сложных процессов в жизни каждого человека. Это только кажется, что я уже научился читать в первом классе или ещё раньше. Возможно, Ваша методика, Маргарита Владимировна, помогает учащимся именно это понять и приучает читать правильно, со смыслом, а не просто складывать из буквочек слова. Хотя многие авторы, работая над своим произведением, отдают нам в итоге очень плотный по содержанию продукт. Вот попробуйте найти главную мысль в том абзаце, который у меня сейчас получился. Если она вообще есть!
Забелина Маргарита Владимировна, 17.08.17 в 08:35 1Ответить Пожаловаться
Я бы выбрала (без всяких изменений) "... чтение - один из наиболее сложных процессов в жизни каждого человека". Иногда замечаю, чем старше дети, тем хуже читают, а говорить о внимательном и вдумчивом прочтение "плотного по содержанию продукта" ...ОХ и АХ... "сложный процесс". А как научить детей решать задачи, без этого главного умения - "читать правильно"? Спасибо, Михаил Александрович, что поняли меня!

Отредактировано 17-08-2017 08:36

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.