12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Eov1973*31

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южноуральский энергетический техникум»








Методическая разработка

внеклассного мероприятия в рамках недели естественно-научных дисциплин



Мt1707047953aa.gif АРАФОН БЕЗОПАСНОСТИ



t1707047953ab.jpg



Южноуральск ,2023








Составитель: Есина Оксана Викторовна, преподаватель высшей квалификационной категории.





Методическая разработка содержит указания по подготовке и проведению внеклассного конкурсно-игрового мероприятия по ОБЖ в форме марафона Безопасности

Методическая разработка предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.













Содержание


Введение…………………………………………………………………………...4

Теоретические основы применения нетрадиционных форм мероприятий...7

2.Организация внеклассного мероприятия…………………………………….10

Самоанализ……………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………...…….18

Список используемых источников……………………………………………..19

Приложения ……………………………………………………………………..20










































Введение



Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен в 1991 году. На сегодняшний день он значительно устарел и требует внедрения новых форм подготовки населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. В связи с этим, в настоящее время ведётся работа над Концепцией преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Ее реализацию в общеобразовательных организациях планируется начать с 1 сентября этого года. Концепция была подготовлена МЧС России и Минобрнауки России по поручению Президента Российской Федерации.

Заместитель главы Минобрнауки Татьяна Синюгина отметила, что данная Концепция ориентирована на изменение мотивации к изучению учебного предмета, а также учитывает необходимость формирования у школьников практических навыков по действиям в экстремальных ситуациях. Выступая на заседании Коллегии МЧС России, состоявшейся в марте 2018 года, министр Владимир Пучков подчеркнул, что в условиях возникающих опасностей и угроз природного и техногенного характера, важное значение приобретает обучение населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, совершенствование культуры безопасности населения с использованием современных методик и технических средств обучения.

Таким образом, в настоящее время обучение основам безопасности жизнедеятельности должно осуществляться с использованием новых интерактивных методов и технологий обучения, которые позволят обучающимся творчески взаимодействовать друг с другом, развивая навыки работы в команде, а также формировать способность быстро принимать решения, действуя в условиях неопределенности.

По мнению Паниной Т. С. и Вавиловой Л. Н., интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем [1, с.8].

Интерактивное обучение основано на следующих принципах: опора на опыт обучающихся (преобразование имеющегося опыта); активность обучающихся; обязательная обратная связь; позиция учителя — «консультант-фасилитатор».

Понятие «интерактивные методы» («interactive» с английского: «inter» — означает «между», «меж», «aktiv» — от «akt» — «действовать») можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.

По мнению Хархановой Г. С., под методами интерактивного обучения понимается совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающего условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения обучающихся между собой и в процессе общения с педагогом [2, с.29]. Задачи интерактивных методов обучения: научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации; научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения; научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Таким образом, интерактивное обучение представляет собой обучение «построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [3].

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии – наши постоянные спутники. На протяжении всей истории люди противостоят тяжелым испытаниям. И чтобы выйти живым и здоровым из этих испытаний надо знать, как действовать в таких экстремальных ситуациях. И поэтому, команды обучающихся 1 курса, отправились на «Марафон безопасности».

А что такое «марафон»? Это длительное, многоэтапное соревнование.

За правильное выполнение заданий команды получают баллы.








































1.Теоретические основы применения нетрадиционных форм мероприятий

В условиях современного образовательного учреждения проблема развития логического мышления приобретает доминирующее значение. Актуальность данной проблемы диктуется условиями современной жизни. Одним из условий развития логического мышления, познавательной деятельности является интеллектуальная игра, а именно, это интеллектуальные марафоны.

Интеллектуальный марафон – является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, обучающийся проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию у обучающегося адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Почему же именно интеллектуальный марафон? Этот вид деятельности развивает умение управлять своим поведением. К тому же игровые ситуации воссоздают общественный опыт и направлены на его усвоение. У игры значительный творческий и импровизационный потенциал, она вызывает эмоциональную приподнятость и соперничество игроков. Включить обучающегося в игровой процесс легче.

Эта форма внеурочной деятельности привлекательна тем, что выполняет целый ряд функций:

развлекательную,

коммуникативную,

диагностическую,

корректирующую,

функцию самореализации.

Интеллектуальные марафоны обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе для раскрытия личностного потенциала обучающегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования отвечает потребностям различных возрастных групп обучающихся. Различные по содержанию и форме вопросы раскрывают простор для творчества, как обучающегося, так и самого педагога. Хорошо подготовленный и проведённый интеллектуальный марафон становится настоящим праздником для его участников.

Цель: развитие мотивации учащихся к познавательной деятельности, социализации, к осознанному и самостоятельному добыванию знаний.

Задачи:

Расширить и углубить знания, привить интерес к предметам через нестандартные формы работы.

Закрепить умения у обучающихся работать с дополнительной литературой и

Закрепить умения у обучающихся работать с дополнительной литературой и использовать приобретенные знания на практике.

Способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей студентов, логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.

Воспитывать у студентов чувства ответственности за порученное дело, коллективизма, трудолюбие.

Формировать научное мировоззрение, целостную картину мира.

Принципы организации марафона

Для того чтобы эффективно организовать марафоны, следует придерживаться определенных принципов и условий:

все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево);

задачи, поставленные перед обучающимися, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;

ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка;

в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут;

задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;

игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;

подростки должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;

роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Виды педагогических марафонов:

линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую);

штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи);

кольцевые (по сути, тот же линейный марафон только для нескольких команд, стартующих из разных точек).Команды стартуют с разных точек, которые будут для них и финишными.

Структура марафона включает в себя следующие элементы [4]:

постановка задачи (введение) и распределение ролей;

список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т. д.);

порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы);

конечная цель (приз).

Что включает марафон .

Ведущий или ведущие (организаторы и участники).

Задания для команд Маршрутный лист

Карта или маршрут.

Оборудование спортивное, канцелярское и тд(ленты ручки. Цветная бумага , шарики…)

Чаще всего используем в своей работе линейные марафоны, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Задания для марафона могут быть самыми разнообразными:

загадки;

ребусы;

игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;

пазлы;

творческие задания;

игры с песком;

лабиринты;

спортивные эстафеты.










2.Организация внеклассного мероприятия

Цель проведения марафона: систематизация полученных на уроках ОБЖ знаний и умений обучающихся по безопасности поведения в повседневной жизни, их систематизация и практическое применение в различных жизненных ситуациях.

Задача:

выявление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности»;

развить умение готовности действовать при любых чрезвычайных ситуациях (ЧС);

развивать логическое мышление, быстрого ориентирования в предложенных повседневных жизненных ситуациях;

воспитание чувства товарищеского долга и коллективного мышления и принятие коллективного решения.

ОБЖ — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В марафоне использованы формы тематики безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и жизни подростка, его безопасного поведения, вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций и воздействия окружающей среды.

Условия проведения игры: участники команды - обучающиеся 1 курса, судейская группа – студенты 2-3 курса.

Педагог, используя марафон в форме занятия, выполняет много теоретических и практических заданий:

- участник игры показывает умение идентифицировать опасность, распознаёт и даёт свою оценку негативных воздействий среды обитания;

- распознаёт воздействия тех или иных негативных факторов на человека, повторяет и закрепляет пройденный материала в рамках дисциплины ОБЖ;

- умело применяет умение применять защиту от опасности, развивает умения мыслить и логически рассуждать, основываясь на полученных ранее знаниях по предмету ОБЖ.

- предлагает форму ликвидации отрицательных последствий воздействия на окружающею среду и человека опасных и вредных факторов.

Оборудование: карточки с заданиями в конвертах, маршрутные листы, ручки, карандаши, листы, форма для пожарного, часы (секундомер, таймер).

Правила марафона: команды путешествуют по станциям. На станциях команды выполняют предложенное задание  (за правильный ответ получают баллы. Команда, которая наберет больше всего баллов, станет победителем.

Ход мероприятия

Огласить вышеуказанные правила игры.

Команды получают маршрутные листы и приступают к выполнению заданий марафона.

Количество станций на марафоне равно количеству команд .

Этапы марафона:

Кроссенс

КРОССЕНС - ассоциативная головоломка нового поколения. Слово «Кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое обозначает с английского языка «пересечение слов». Основная цель создания кроссенса – это придумывание и решение загадки, головоломки, ребуса. Кроссенс представляет собой серию картинок, символов, каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.

За определенное время, обучающиеся должны разгадать кроссенсы (Приложение 1)

Дорожные знаки

Знание дорожных знаков помогает участникам дорожного движения принимать грамотные решения на дороге. Они предупреждают о наличии опасности, указывают на разрешенную скорость, запрещают выполнение определенных действий. Знание и понимание этих знаков позволяют соблюдать правила и снизить риск возникновения аварийных ситуаций.

За определенное время команда должна разделить знаки на группы и назвать их(Приложение 2)

Первая помощь

Умение оказать первую помощь – элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь.

Вам необходимо помнить 10 базовых навыков оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, отравлении, обморожении и в других экстренных случаях. Распространенные ошибки при оказании первой помощи подвергают жизнь пострадавшего серьезной опасности.

Первая помощь – это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление – в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской – она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу.

Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи – служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Участникам марафона предстояло оказать первую помощь при травме головы (Приложение 3)

Молодежные экстремальные хобби

Некоторые экстремальные занятия могут стать в какой-то степени полезными, но только в том случае, если соблюдается техника безопасности и за тренировками следит опытный наставник. Но часто подростки настолько самоуверенны, что откровенно играют со смертью. Какие бы причины ни толкнули ребят идти на риск, в лучшем случае, они попадают в больницу, в худшем – становятся инвалидами или погибают. Впрочем, поклонников адреналина это не останавливает. И они придумывают новые способы пощекотать себе нервы: спускаются под землю, забираются на крыши, прыгают с высоты и ездят на электричках.

Участникам марафона предстояла с помощью ребусов вспомнить опасные молодежные хобби и назвать их (Приложение 4)

Средства защиты

К средствам защиты органов дыхания относят противогазы, респираторы, противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки.

Команда на время должна одеть противогазы, учитывается правильность выполнения (Приложение 5).

Ориентирование

Спортивное ориентирование – один из самых массовых видов outdoor-спорта. Ежегодно, по спортивному ориентированию организуются десятки крупных соревнований с количеством участников в несколько сотен. Работают спортивные секции по ориентированию, где занимаются и дети, и взрослые.

Ну и кроме того, спортивное ориентирование, точнее его основы, база для знаний для всех поклонников outdoor-активности, потому что, GPS – GPS-ом, а знать, чем отличается направление на магнитный Северный полюс от направления на географический – надо!

Умение пользоваться компасом, «читать» карту, определять положение себя относительно других предметов на местности - все это поможет вам для выбора дальнейшего пути движения.


Ориентирование - это не только полезный навык, но ещё и интересное мероприятие. Это уникальный вид спорта, сочетающий физическую и умственную активности. В мире и в России проводится большое количество массовых соревнований по спортивному ориентированию. При помощи карты и компаса нужно не только определить свое местоположение, но и находить заданные контрольные пункты и отмечаться на них, уложившись в отведенный временной лимит.

Обучающиеся с помощью компаса определяли направления расположения различных предметов (Приложение 6)

После прохождения марафона, все команды вернулись в исходную точку, где было подведение итгов и вручение липломов и ценных призов.

































Самоанализ

Целью проведения данного мероприятия было развить интерес к предмету. И показать, что ОБЖ это не только определения, а достаточно интересный и многогранный предмет, с помощью которого можно объяснить явления и процессы, с которыми мы встречаемся ежедневно. 

Форма воспитательной работы была обозначена как «коллективно-распределительная»: это предполагает коллективное участие обучающихся в подготовке и проведении данного мероприятия, распределение общей ответственности и общего фронта работы на весь студенческий коллектив.

Такой подход обусловлен, с одной стороны, психолого-возрастными особенностями обучающихся, которым нравится проявлять самостоятельность в решении различных вопросов и они готовы к этому, с другой стороны, это помогает лучше сплотить коллектив, формировать у них не только личную ответственность за общее дело, но и переживать за товарища, помогать ему.

Форма мероприятия – познавательно-развлекательная игра, характеризующая и богатая информативная основа, и предполагающий образную, интересную форму преподнесения материала.

 Цель данного мероприятия были выполнены на довольно высоком уровне – развить у обучающихся коммуникативные способности и способствовать проявлению у них чувства уважения, желания общаться, дружить, поддерживать друг друга и помогать друг другу.

Выбранные методы соответствовали поставленным целям и задачам, и явились наиболее целесообразными и приемлемыми в данных группах, таким образом, время на внеклассное мероприятие было распределено рационально.

Участники особую коллективную активность проявили в разгадывании лабиринта, на практическом задании. 

Мероприятие оказало огромное влияние на межличностные отношения в коллективе: ребята стали больше общаться между собой, стали лучше понимать друг друга.

В целом некоторые обучающиеся проявили инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Основными достоинствами педагога можно назвать собранность, твердость в принятии сложных решений, умение устанавливать контакт даже с самыми «трудными» обучающимися. Общение педагога проходило достаточно спокойно, в демократическом стиле. Группы работали активно, обучающиеся были заинтересованы материалом, задавали вопросы, показали дисциплинированность и организованность.

План мероприятия был выполнен, поставленные цели и задачи достигнуты. Данное мероприятие оказало сильное эмоциональное воздействие на психологический климат в группах.

Считаю, что в целом мероприятие прошло успешно.



























Заключение



Интеллектуальный марафон не проверяет предметные знания, умения и навыки, а даёт возможность учащимся рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки учебной программы. Здесь нельзя довольствоваться поверхностными объяснениями, нужно проявлять эрудицию, творчество, развивать в себе целеустремлённость, нешаблонное мышление, эвристические умения, накапливать опыт интеллектуальной деятельности.

Подводя итог можно сказать, что интеллектуальные марафоны формируют:

логическое мышление,

эрудицию,

речевую культуру и словарный запас;

интуицию, умение работать в команде;

комбинаторное, ассоциативное и нестандартное мышление;

способности к изучению иностранных языков, чувство юмора.

В связи с этим в группе повышается мотивация к изучению предмета. Интеллектуальное творчество содержит в себе элементы психотерапии: благоприятное эмоциональное и энергетическое воздействие всех на каждого и каждого на всех.















Список литературы



Интеллектуальное развлекательное шоу «Где логика?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/статьи/664539/

Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий. http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy.

Петрова Ю. А. Интеллектуальная игра как способ развития базовых компетенций учащихся [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 141-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11534/ (дата обращения: 11.03.2020).

Резник Е.А. Роль интеллектуальных игр в формировании познавательных потребностей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/statya_rassuzhdenie_rol_intellektualnih_igr_v_f_151203.html

Ставропольцева, С. В. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе / С. В. Ставропольцева, Е. В. Гребенникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14000/ (дата обращения: 16.10.2022).

Черемисов Н. С., Гребенникова Е. В. Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. — СПб: УМЦ ГОЧС и ПБ, 2009,





Приложение 1

t1707047953ac.jpg

t1707047953ad.jpg



t1707047953ae.jpg

t1707047953af.jpg

t1707047953ag.jpg

t1707047953ah.jpg

ЗОЖ

t1707047953ai.jpg

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

t1707047953aj.jpg

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

t1707047953ak.jpg

ТЕРРОРИЗМ

t1707047953al.jpg

ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Приложение 2t1707047953am.jpg

t1707047953an.jpg

t1707047953ao.jpg

t1707047953am.jpgt1707047953am.jpg

t1707047953an.jpg



t1707047953an.jpg

t1707047953ao.jpg

Приложение 3

t1707047953ap.png





















Приложение 4

t1707047953aq.pngt1707047953ar.pngt1707047953as.pngt1707047953at.png

t1707047953au.png





Приложение 5

Команда одевает противогазы одновременно. Время записываем по последнему







































Приложение 6

С помощью компаса определите в какой части света находится дверь, окна, что находится на востоке и что находится на западе



Ответ

Север

дверь

Окна

юг

Запад

лестница

Восток

315 кабинет



За каждый правильный ответ 5 баллов

t1707047953ab.jpg

ГРУППА 10













Приложение 7

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

КАБ.

СТАНЦИЯ

БАЛЛЫ

315

ОРИЕНТИРОВАНИЕ


33

КРОССЕНС


207

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ


34

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ


306

МОЛОДЕЖНЫЕ ХОББИ


31

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ






Приложение 8

t1707047953av.png



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.