12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12786
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2); ученый Ломоносов Михайло Васильевич; граф Шувалов Иван Иванович; Императрица Елизавета Петровна; преподаватели специальных учебных заведений — Кулинар, Строитель, Разведчик; Студенты (трое); три Татьяны; вокальная группа.

Костюмы персонажей и аксессуары:

Ее величество Императрица — в богато расшитом платье на кринолине, волосы убраны в замысловатую высокую прическу; граф Шувалов и ученый Ломоносов — в костюмах, имитирующих наряды елизаветинских вельмож (цветные камзолы, кружевные манжеты, пышные жабо; панталоны, чулки; башмаки с пряжками); одежда графа должна выглядеть богаче. Преподаватели и студенты — участники шуточных сценок — одеваются карикатурно. "Кулинары" — в кухонных передниках, поварских колпаках, с посудой и ложками-поварешками в руках; у одного из студентов — заготовка "неправильные яйца": в картонную решетку для яиц ставят два настоящих яйца, а остальные ячейки заполняют мячиками для настольного тенниса, которые на нитках или резинках прикрепляются к донышкам ячеек. "Строители" — в касках и спецовках, со строительными инструментами и кирпичами, один из которых фальшивый (склеенный из картона или пенопласта и раскрашенный). "Разведчики" — в одинаковых серых костюмах, в темных очках, с одинаковыми фальшивыми усами. Три Татьяны — в шубейках и домотканых юбках, головы покрыты яркими платками.

ВЕДУЩИЙ (1) (поеживает­ся); Бр-р-р... Холод-то какой!..

ВЕДУЩИЙ (2): Самое время холодам: крещенские морозы на дворе трещат. А что поделаешь: в чужие края нашу зиму не пош­лешь! Солнышко-то... Оно толь­ко летом греет, а зимой морозит:

встает низко, светит косо, луча­ми по земле скользит только...

ВЕДУЩИЙ (1): Вроде уж и январь на исходе... Пора бы и к весне повернуть!

ВЕДУЩИЙ (2): Была зима, будет и лето... Да ты хоть парень молод, а, видать, не люб тебе холод!

ВЕДУЩИЙ (1); Ясное дело! Зимой только тулуп всякому люб!

ВЕДУЩИЙ (2): А у нас гово­рят: что парню сдеется — бежит себе да греется! Зима лето пугает, да сама и тает!

ВЕДУЩИЙ (1): Ладно, нас-то не испугать: мы к зиме при­вычные!

ВЕДУЩИЙ (2): Ну вот сов­сем другое дело! Мороз за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает.

ВЕДУЩИЙ (1): В зимний хо­лод всякий молод!

ВЕДУЩИЙ (2): Верно! А у ко­го младость, тому и радость. Вон какой веселой песенкой нас сегодня встретили!

ВЕДУЩИЙ (1): А почему бы это?

ВЕДУЩИЙ (2): Как - поче­му? Сегодня же 25 января!

ВЕДУЩИЙ (1): Ну и что?

ВЕДУЩИЙ (2): Так день-то необычный — студенческий пра­здник!

ВЕДУЩИЙ (1): Бр-р-р... Я бы для праздника денек потеплее выбрал!

ВЕДУЩИЙ (2): Это не нам с тобой выбирать! Так уж история распорядилась!

ВЕДУЩИЙ (1): Как это она распорядилась?

ВЕДУЩИЙ (2): Именно 25 января 1755 года был подписан исторический документ — Указ об открытии в Москве универси­тета. И много сил приложил к свершению этого события наш выдающийся ученый Михаил Ва­сильевич Ломоносов, а также его друг и покровитель, один из самых просвещенных людей ХVIII столетия, граф Иван Ива­нович Шувалов.

(Ведущие отходят в сторону. Вхо­дят Ломоносов и Шувалов; в руках у графа свернутый лист бумаги.)

ЛОМОНОСОВ: Ах, Иван Иванович, когда же наконец го­сударыня указ подпишет?

ШУВАЛОВ: Об университете? Не знаю, что вам и ответить. Сами знаете, который день во дворец езжу, специальной аудиенции ис­прашиваю, а ее величество... (С отчаянием машет рукою.)

ЛОМОНОСОВ: Что ж - от­казывает?

ШУВАЛОВ: Отказывать не отказывает, да и рассудить не из­волит. То гуляньем занята, то катаньем... Я об одном прошу: подпишите-де указ, у вас и хлопот более не будет. А она знай одно твердит: "Ах, мой друг, как это скучно!…"

ЛОМОНОСОВ: А подумайте, Иван Иванович, какие просторы откроются перед российским просвещением! Будем своих уче­ных воспитывать, у немцев не станем ума просить! А то посыла­ем толковых юношей в разные там Гейдельберги да Дерпты... Чем наша Москва-то хуже?

ШУВАЛОВ: Знаю, друг мой, что вы о пользе отечества радее­те... Помню, как вы стихами сие описывали — "может собствен­ных Платонов // И быстрых разу­мом Невтонов // Российская зем­ля рождать".

ЛОМОНОСОВ: Талантов у нас побольше, чем в иных прочих государствах! Дело за малым — просвещение юношества в госу­дарственный масштаб перенесть.

ШУВАЛОВ: Истинно так: в государственный масштаб!

ЛОМОНОСОВ: Так вы бы уж, Иван Иванович, еще бы разок съездили...

ШУВАЛОВ: Съезжу... как не съездить...

(Ломоносов, поклонившись, ухо­дит. Шувалов идет на другую сто­рону сцены, где появляется Импе­ратрица.)

ШУВАЛОВ (приветствует Императрицу поклонами): Не из­вольте гневаться, государыня, опять я к вам с нижайшей прось­бою...

ИМПЕРАТРИЦА: С нижай­шей просьбою? Скажите лучше — с очередным требованием... И, как всегда, по неотложному де­лу!..

ШУВАЛОВ: Простите вели­кодушно, государыня, — по весь­ма неотложному: о просвещении российского юношества...

ИМПЕРАТРИЦА: Опять про­свещение? Науки? Университет? Ах, мой друг, как это скучно!..

ШУВАЛОВ (умоляюще): Ваше величество!..

ИМПЕРАТРИЦА: Ладно уж, давайте сюда ваш указ...

(Шувалов разворачивает перед нею свиток, подает перо; Императри­ца небрежно ставит подпись.)

ШУВАЛОВ: Ах, ваше величе­ство, какое событие ныне свер­шилось!

ИМПЕРАТРИЦА (не слушая): Посмотрите, граф, какая погода славная! Парк в снегу тонет, снегири стайками порхают! Едемте, граф, кататься! Распорядитесь... (Уходит.)

ШУВАЛОВ (вслед}: Осмелюсь просить ваше величество... Спер­ва напишу... Весьма недолго... (Поспешно набрасывает записку, сворачивает ее и отдает за сцену.} Господину Ломоносову, немедленно, в собственные руки! (Сча­стливо улыбается.} Ах, погода ка­кая славная! (Уходит.}

ВЕДУЩИЙ (1): Так, значит, императрица Елизавета Петров­на указ подписала! Ух, Ломоно­сов обрадовался, наверное!

ВЕДУЩИЙ (2): Конечно, не все сразу наладилось в Москов­ском университете. Случались и конфликты среди преподавате­лей, и нехватка средств... Но польза от учреждения была оче­видна. Как сказал один совре­менник, университет "озарил своим светом всю Россию". Но­вое учебное заведение стало пользоваться почетом и уваже­нием. И когда на российский престол вступила Екатерина II, то и сама императрица, и ее просвещенное окружение со­действовали развитию универ­ситета. Именно тогда русские профессора стали читать сту­дентам лекции на русском язы­ке; возникли медицинские учебные лаборатории, благода­ря пожертвованиям покровите­лей появились редчайшие кол­лекции, пособия и приборы;

сформировалась превосходная библиотека. Научная жизнь за­била ключом! Архитектор Мат­вей Казаков выстроил для университета прекрасное зда­ние на Моховой.

ВЕДУЩИЙ (1): Так оно и по сей день стоит!

ВЕДУЩИЙ (2): И принадле­жит Московскому университету! Правда, оно сильно пострадало в 1812 г. при пожаре. Сгорели картинная галерея и библиоте­ка, классы и лаборатории были разрушены или повреждены. Но через семь лет университет отст­роили заново: над восстановлением главного здания работал Доменико Жилярди. И вновь закипела студенческая жизнь! А университетскую церковь вновь освятили во имя великомучени­цы Татьяны.

Московский государственный университет (старое здание —современный вид)

ВЕДУЩИЙ (1): Стало быть, 25 января все Татьяны именин­ницы!

(Входят три Татьяны, поют час­тушку.)

Ах, Татьяна я, Татьяна!

Наше имя славное.

Коль жена твоя — Татьяна,

Семья будет справная!

ТАТЬЯНА (1): В старину Татьянин день называли еще солнышем: прошел месяц с солнцево­рота. Уже не так долги сумерки, солнышко пораньше встает и по­позже садится. Мала прибавочка, а все таки заметна. Говорили: день возрастает на воробьиный скок!

ТАТЬЯНА (2): Та, что роди­лась в этот день, привязана ду­шой к зимней поре. В суровое, морозное время Татьяна заботли­во приглядывает за домочадцами, старается устроить домашнюю жизнь теплее и сытнее. Недаром имя ее значит "устроительница".

ТАТЬЯНА (3): Про Татьяну всегда говорят, что она хозяйка в доме. У нее ковши не дремлют, квашня не пуста, печка не угарна; а в избе чистота да красота!

ТАТЬЯНА (1): В Татьянин день старики да ребятишки выхо­дили на горку, где пригревает солнышко: говорили, что оно в этот день по-особому светит. А вот какая примета считается вер­ной: коли снег идет на Татьянин день — летом часто будет дождик поливать.

ТАТЬЯНА (2): К этому дню в подарок имениннице пекли хлеб­ный каравай; замешивая тесто, приговаривали: "Каравай-ба­тюшка, сытным утворяйся, рас­ти-подымайся всему роду-семей­ству на здоровье, на любовь, на добро".

ТАТЬЯНА (3): Когда хозяйка доставала каравай из печи, он си­ял, словно солнце, и благоухал на всю избу. В этот день Татьяна уго­щала всех домашних и гостей, ко­торые приходили ее поздравить.

ВЕДУЩИЙ (2): Говорят, у Та­тьяны изо льда корона, из снега поясок, из инея перстенек. Мо­роз трещит! А все равно молодежь этот день любит. Как не любить? Веселье кипит! Не зря же поется:

"Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!"

ВЕДУЩИЙ (1): Чего-чего? Это по-каковски?

ВЕДУЩИЙ (2): По-латыни, конечно! Ведь латынь в средние века была языком науки: преподавание в европейских универси­тетах велось на латинском языке. С тех времен и дошла до наших дней песня: "Давайте веселиться, пока мы молоды!" Студенты счи­тают ее своим гимном.

ВЕДУЩИЙ (1): Я что-то не понял: то Татьяны, то науки, то песенки какие-то!

ВЕДУЩИЙ (2): Что ж тут не­понятного? Раз университетский указ подписан в Татьянин день, значит, это праздник не только Татьян, но и всех студентов. А где праздник, там и песни!

(Вокальная группа исполняет шу­точную песню московских студен­тов.)

День Татьяны пришел,

Всех студентов завел,

Нашим праздником он называется.

Через тумбу, тумбу — раз,

Через тумбу, тумбу - два,

Нашим праздником он называется.

Шлет студентам привет

Наш университет,

Тот, где знания все набираются.

Через тумбу, тумбу — раз,

Через тумбу, тумбу — два,

Тот, где знания все набираются.

Есть в столице квартал,

Что студентов собрал:

Он Козихой Большой называется.

Через тумбу, тумбу — раз,

Через тумбу, тумбу — два,

Он Козихой Большой называется.

От зари до зари,

Как зажгут фонари.

Там толпою студенты шатаются.

Через тумбу, тумбу - раз,

Через тумбу, тумбу — два,

Там толпою студенты шатаются.

А Иван Богослов,

На нас глядя на всех,

С колокольни своей улыбается.

Через тумбу, тумбу — раз,

Через тумбу, тумбу — два,

С колокольни своей улыбается.

ВЕДУЩИЙ (1): Ничего себе песенка!

ВЕДУЩИЙ (2): Студенты во­обще пошутить любят...

ВЕДУЩИЙ (1): Так... (Тор­жественно.) Пора и мне подумать о своем жизненном пути!

ВЕДУЩИЙ (2): Подумай-по­думай...

ВЕДУЩИЙ (1): Неплохо, я думаю, пойти в кулинарный тех­никум.

ВЕДУЩИЙ (2): Это почему же?

ВЕДУЩИЙ (1): А сам рассу­ди: видел ты когда-нибудь стар­шеклассников, которые выпуск­ные экзамены сдают?

ВЕДУЩИЙ (2): Видел, ко­нечно.

ВЕДУЩИЙ (1): И какой у них вид?

ВЕДУЩИЙ (2): Бледный.

ВЕДУЩИЙ (1): То-то же! А посмотри на тех, кто в кулинар­ном техникуме учится! Все тол­стые, румяные, веселые...

(Входит группа Студентов во главе с Кулинаром. У Студентов в руках сковородка, нож, разные столовые приборы и посуда, а так­же заготовка "неправильные яйца")

КУЛИНАР: Внимание! Тема сегодняшнего практического за­нятия — "Как приготовить яичницу".

СТУДЕНТЫ (хором): Как приготовить яичницу!

 

 

КУЛИНАР: Для приготовле­ния указанного блюда необходи­ма сковородка. (Показывает сковородку.)

СТУДЕНТЫ (хором): Сково­родка!

КУЛИНАР: И нож! (Показы­вает нож.}

СТУДЕНТЫ (хором); И нож!

КУЛИНАР: Внимательно на­блюдайте за процессом! Помещаем сковородку прямо перед собой. (Дает Студенту сково­родку.) В левую руку берем яйцо, в правую — нож. (Берет одно из настоящих яиц.) Ударом ножа разбиваем скорлупу и выливаем содержимое на сковородку. (По­казывает.) Закрываем .сково­родку крышкой, засекаем время. (Пауза; Студенты ждут.) И вот готовое блюдо! (Открывает крышку; все видят, что приго­товление блюда не удалось.) Хм, не сразу все получается. Попро­буем повторить. Проделываем операции в той же последова­тельности. (Берет второе насто­ящее яйцо, показывает.) Берем яйцо и нож, разбиваем скорлу­пу, выливаем содержимое, закрываем крышкой, засекаем время... (Пауза.) И вот готовое блю... (Открывает крышку.) Хм, опять не получилось.

СТУДЕНТ (1) (жалобно): А может, посолить?

СТУДЕНТ (2) (с тоской): Или масла добавить...

СТУДЕНТ (3) (со знанием де­ла): Вероятно, необходима тер­мическая обработка продукта?

КУЛИНАР: Не надо меня учить! Это просто неподходящая сковородка и неправильные яй­ца. (Обращается к Студенту, ко­торый держит решетку с яйцами.) Выбросите их немедленно!

(Студент выбегает на авансцену и опрокидывает решетку над голо­вами зрителей. Те шарахаются от теннисных мячиков. Кулинары убе­гают.)

ВЕДУЩИЙ (1): Вот ви­дишь — отличная профессия!

ВЕДУЩИЙ (2): А можно еще в строители! Они такие сильные, ловкие!

(Входит группа Студентов во главе со Строителем. У Студентов в руках инструменты; трое с трудом тащат кирпичи, один из кото­рых фальшивый.)

СТРОИТЕЛЬ: Прежде чем возвести здание, необходимо вы­брать место для постройки. Вот вы... (Обращается к Студенту с настоящим кирпичом.) Как вы ду­маете, где лучше всего строить дом?

СТУДЕНТ (1): Надо, чтобы окна нашего дома выходили на север. Тогда жильцы смогут лю­боваться северным сиянием. По­этому дом надо строить здесь. (С грохотом бросает на пол кирпич.)

СТРОИТЕЛЬ (к другому Сту­денту с настоящим кирпичом): А вы как думаете?

СТУДЕНТ (2): Я думаю, что окна дома должны выходить на юг, чтобы жильцам всегда свети­ло солнце. Значит, надо строить здесь. (Бросает свой кирпич.)

СТРОИТЕЛЬ: Гм...

СТУДЕНТ (3) (с фальшивым кирпичом): Нет, коллеги, вы не правы! Посмотрите на наших зрителей! Их лица так и светятся улыбками! Дом надо строить там! (Бросает фальшивый кирпич в про­ход зрительного зала. Строители убегают.)

ВЕДУЩИЙ (1): Нет... что-то не то. Романтики не хватает.

ВЕДУЩИЙ (2): Тогда иди в разведчики! Куда уж романтич­ней! Представляешь: разведчик знает всех, его — никто...

(Звучит музыкальная заставка М. Таривердиева к телефильму "Семнадцать мгновений весны ". Строевым шагом входят и стро­ятся в шеренгу студенты во главе с Разведчиком. Все в одинаковых се­рых костюмах, в очках, с прикле­енными усами.)

 

РАЗВЕДЧИК: Товарищи бу­дущие разведчики! Домашнее за­дание готово?

 

СТУДЕНТЫ (хором): Так точ­но!

РАЗВЕДЧИК: Что вам было задано? Доложите.

СТУДЕНТЫ (хором, четко): Изучить биографию разведчика Штирлица.

РАЗВЕДЧИК: Изучили?

СТУДЕНТЫ (хором): Так точ­но!

РАЗВЕДЧИК: Слушаю вас.

СТУДЕНТ (1): Штирлиц то­пил печку. Через два часа печка утонула.

СТУДЕНТ (2): Штирлиц си­дел у окна. Из форточки дуло... Штирлиц закрыл форточку, и ду­ло исчезло.

 

СТУДЕНТ (3): Штирлиц от­правился по грибы. Долго ходил по лесу, но ничего не нашел. "Не сезон", — догадался опытный разведчик и присел на снег.

СТУДЕНТ (1): Ночью Штир­лиц шел по лесу. Из дупла сверк­нули чьи-то глаза. "Сова", — по­думал Штирлиц. "Сам сова", — подумал Мюллер.

 

СТУДЕНТ (2): Штирлиц ехал по шоссе, увидел голосующего Мюллера и проехал мимо. Через некоторое время он вновь увидел голосующего Мюллера и проехал мимо. Через некоторое время он вновь увидел голосующего Мюл­лера... "Кольцевая", — догадался опытный разведчик.

СТУДЕНТ (3): Штирлиц по­дошел к двери и повернул ручку. Дверь не отворилась. Штирлиц толкнул ее плечом. Дверь не под­далась. Штирлиц разбежался и бросился на дверь всем корпусом. Дверь не открылась. "Заперта , — догадался опытный разведчик.

РАЗВЕДЧИК: Так держать! Вольно. (Студенты одинаковым движением снимают очки и усы.) А теперь изучаем Гимн разведчи­ков. Приго-товьсь! (Выразитель­но читает текст; Студенты син­хронно мимикой и жестами "дублируют "слова.)

РАЗВЕДЧИК: Отлично!

(Разведчики убегают.)

Гимн разведчиков:

Не думай Студенты прикладывают палец ко лбу;

о секундах вздернув руку, смотрит на часы;

свысока, встают на цыпочки, смотрят сверху вниз;

Наступит делают шаг вперед,

время — смотрят на часы;

Сам ударяют себя кулаком в грудь;

поймешь, ударяют себя по лбу;

наверное: разводят руками, пожимают плечами;

Свистят они, наклонившись вперед, беззвучно свистят в два пальца;

как пули имитируют передергивание затвора у винтовки;

у виска, — крутят указательным пальцем у виска;

Мгновения, на каждое слово поворачивают голову влево-вправо мгновения, и посвистывают;

мгновения... по окончании куплета встают по стоике "смирно".

ВЕДУЩИЙ (1): Как много на свете хороших профессий!

ВЕДУЩИЙ (2): И как хоро­шо, что у нас есть студенческий праздник — Татьянин день!

ВЕДУЩИЙ (1): И мы в этот день поздравляем всех студентов!

ВЕДУЩИЙ (2): И всех Тать­ян!

(Входят все ребята, изображав­шие Студентов, и Татьяны. Ис­полняется студенческий гимн.)

Для веселья нам даны

Молодые годы,

Для веселья нам даны

Молодые годы.

Но уходит человек,

Жизнь его— короткий век

По вине природы,

По вине природы.

Лишь наука на земле

Служит людям вечно,

Лишь наука на земле

Служит жизни вечно.

Слава тем, кто нас ведет

Неустанно — все вперед

В жизни быстротечной,

В жизни быстротечной?

(Праздник заканчивается поздрав­лениями.)

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.