12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рогожникова Светлана Александровна92
Россия, Москва, Москва

Мастер – класс

для воспитателей

«Берегите природу»

 

ГБОУ Школа № 460 ДГ-7

Рогожникова Светлана Александровна

 

 

t1694409030aa.jpg

 

 

 

 


 

 

 

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

 

Задачи:

Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;

Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

Воспитывать любовь к природе.

 

 

 

«Все то, интересно, что неизвестно!»

 

 

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

 

Природа – это самая лучшая из книг.

Написанная на особом языке.

Этот язык надо изучать.

Н.Гарин-Михайловский.

 

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

 

В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы.

В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии. А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.

Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.

 

t1694409030ab.jpg


 


 


 


 

 

Воспитатель;

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

 

– Сегодня наше занятие пройдёт в форме путешествия. Мы совершим путешествие в гости к Природе: пройдем по лесным тропинкам, повстречаемся с животными и птицами, поговорим о том, как нужно относиться к природе.  А ещё мы постараемся  нарисовать картину природы.

 

А что мы называем природой?

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг,

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Воспитатель: Мы сегодня вместе составим коллаж « В гостях у природы».Мы будем путешествовать, а наша картина будет становиться красивой, яркой, красочной.


 

1. Первая остановка «Лесная опушка»

   Ведущий:  Как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом трав и цветов, красотами зелёного мира! Прогулка в лес – источник радости и здоровья.

 

Ребенок: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес?

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же знаешь,- мы свои!


 


 

Воспитатель: Говорят: «Лес – наше богатство!», а чем он полезен?

Дети:- Из древесины получают много нужных вещей. Стволы деревьев используют для строительства, из дерева делают мебель, из дерева получают бумагу, дерево используют как топливо, и, наконец, лес – это лёгкие нашей планеты, так как деревья выделяют кислород, необходимый нам для дыхания.   Поэтому лес действительно наше богатство!

Как должен человек относиться к лесу? (ответы детей)

(Бережно. Не оставлять незатушенные костры, чтобы избежать пожаров, не вырубать лес, насаживать молодые деревья.)

Для того чтобы пройти дальше, ребята должны назвать « лесной пароль», т.е. прочитать стихи о лесе.

 


 

1 ребенок: Лес наш добрый, лес могучий,

Лес зеленый — друг наш лучший.

Ты поможешь дом построить,

Людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод —

Всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи,

Лес зеленый — друг наш лучший.

 

2 ребенок: Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый,
И родник с живой
Ключевой водой.


 

3 ребенок: Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.

 

4 ребенок: Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь ёлочек густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.

Вот появилась лесная опушка.

 


 

2. Вторая остановка «Лесные великаны»

Кого мы называем лесными великанами? Конечно, это деревья.

Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»

Посмотрите на доску и назовите дерево по его листьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

t1694409030ac.jpg

 

 

 

t1694409030ad.jpg

t1694409030ae.jpg

t1694409030af.jpg

t1694409030ag.jpg

1. Весной зеленела, летом загорела, 


Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)

 

2. Не заботясь о погоде, 
В сарафане белом ходит, 
А в один из тёплых дней 
Май серёжки дарит ей. (Берёза)


 

3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)

 

4. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)

 

5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

 

(Ребенок, правильно назвавший дерево закрепляет его на картине.)

 

Ведущий: Вот и выросли деревья на нашей поляне.

Ведущий: Нужны ли человеку растения? Какая от них польза?  

(Их употребляют в пищу, из растений делают ткань и шьют из неё одежду, из них делают лекарства, и, наконец, ими любуются)

 

3. Третья остановка «Растения»

Ведущий: Поиграем в игру «Назови растение»


 

1. На верхушке стебелька солнышко и облака.
Ответ: Ромашка 

 

2. Только тронь —
И отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь. 
Ответ: Крапива 

 

3. Первым вылез из землицы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. 
Ответ: Подснежник 

 

4. Беленькие горошки, 
На зелёной ножке. 
Ответ: Ландыш 


5. Синенький звонок висит, 
Никогда он не звенит. 
Ответ: Колокольчик 

 

6. Тонкий стебель у дорожки. 
На конце его — серёжки. 
На земле лежат листки — 
Маленькие лопушки. 
Нам он — как хороший друг, 
Лечит ранки ног и рук. 
Ответ: Подорожник

 

- Какие из этих растений лекарственные? Для чего их применяют?

(Ромашка снимает воспаление, ею можно полоскать горло, когда оно болит. Подорожник заживляет ранки, его листья прикладывают прямо к ране.  Крапива останавливает кровь.)

(Отгадавший загадку ребёнок прикрепляет на доску изображение ) . 

Ведущий: Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе

Ведущий: Как мы будем беречь растения? (Не будем рвать букеты лесных и полевых цветов, особенно первоцветы, не будем топтать, не будем жечь прошлогоднюю траву, будем сажать новые растения) (ученик читает стихотворение )

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Дружно соберём цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

Ведущий:  Многие растения исчезают с лица Земли потому, что человек не бережно к ним относится. Эти растения занесены в Красную книгу.

( звучит музыка. Танец « Вальс цветов».Исполняют девочки.)


t1694409030ah.jpg

 

4. Четвертая остановка «В мире животных»

Игра  «Коварная рифма»

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый… (медведь)

 

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … (белка)

 

В чаще голову задрав

Воет с голоду… (волк)

 

Быстрее всех от страха

Несётся … (заяц)

 

В тёплой лужице своей

Громко квакал … (лягушонок)

 

Клубком свернулся, ну-ка тронь,

Со всех сторон колючий… (ёж)


Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее… (лиса)

 

Ведущий: Вот и звери появились в лесу.

(Отгадавший рифму ребёнок прикрепляет на доску изображение  животного.)

Ведущий: Животный мир очень разнообразен. Существуют животные ,которых очень сложно увидеть. Это редкие животные. Многие занесены в «Красную книгу».

Ведущий:А какие животные живут в нашем крае?

(На доске вывешены картинки с изображением животных)

Ведущий: А сейчас познакомимся с редкими животными. Дети подготовили небольшие сведения о них.

( показать презентацию о редких видах животных)

 

5. Пятая остановка «Птичьи трели»

Ведущий: Что-то тихо на нашей поляне. Чего не хватает? (пения птиц)

Послушайте птичьи голоса и назовите птицу, которая поёт. С помощью загадок:

* * *

1) Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

* * *

2)Птица чёрная сидит

На лохматой ёлке.

— Кар!- всё время говорит.

Клюв – страшней иголки. (Ворона)

* * *

3)Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей).

* * *

4) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка) 
* * *

5)Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

* * *

6)Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

* * *

7)Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Ведущий: Вот и зазвучали птичьи голоса на нашей полянке.

 

(Отгадавший птицу ребёнок прикрепляет на доску её изображение.)

Ведущий: Хорошо на нашей поляне! Вот и солнышко в небе улыбается!

 

6. Чтобы сберечь всю эту красоту, мы должны бережно относиться к природе.

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если действие хорошее, говорите хором «да», если плохо, то все вместе говорите «нет»!

— Если я приду в лесок

Я сорву ромашку? (нет)

— Если я конфетку съем

Я выброшу бумажку? (нет)

— Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

— Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)

— Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

— Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

— Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

— Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу.

 В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о правилах поведения в природе найдем знаки и раскрасим их:

 

 – Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.

– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?

– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.

– И тогда любой зверек – 
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»

 

 

t1694409030ai.jpg

 

Ведущий: Сейчас следующая остановка «Щедрые дары природы»

-Что такое дары природы?( ответы детей)

- Дары природы- это все что нам дарит природа без вмешательства человека.а теперь вам предстоит выполнить задание.

Ведущий: Обратите внимание на столы. Перед вами стоят чаши с предметами. Вам предстоит выбрать дары природы.( проводятся в виде соревнования « Кто быстрее».

Предметы в чаше: картофель, лук, шишка сосновая или еловая, грибы, шиповник, калина, каштан, болгарский перец, орех, подорожник и т. д . - А сейчас отгадайте загадки.

Загадки о фруктах и овощах:

Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в серцевине – притаился червячок.
- яблоко -

***
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч,
- Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
- груша -

***
Хоть жжёт его солнце,
Одет он в суконце,
А сукно золотистое,
тонкое и чистое.
- персик -

***
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его …
- лимон -

***
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
- апельсин -

***
На сучках висят шары,
Посинели от жары.
- слива -


 

***
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля …
- дыни -

***
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …
- банан -

***
Что за плод – шкатулочка с секретом!
Семена – стекляшки на вид,
Все прозрачные, все розового цвета,
Потрясешь, как странно, не звенит.
- гранат -

***
Он вздыхает очень тяжко -
Так бедняжка растолстел,
Что зелёную тельняшку
На себя с трудом надел.
- арбуз -

***
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
- малина -

***
Много ягод в огороде,
Все красны, как на подбор.
Собирают все их быстро
И кладут скорее в рот.
- клубника -

***
Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!
- смородина -

***
На ветке- конфетки с начинкой медовой,
А кожа на ветке породы ежовой.
- крыжовник

***
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед.
- вишня

***
Близнецы на тонкой ветке,
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий …
- виноград -

***
Мальчик крошка
В костяной одёжке.
- орех -

Ведущий: Наше путешествие продолжается .Давайте пофантазируем? У нас есть прекрасная возможность, так как следующая остановка:

Остановка « Фантазия и творчество»

 

 

t1694409030aj.jpg

 

 

 

Ведущий: Мы не перестаем удивляться забавам природы, а всегда ли мы бережно относимся к ней, с пониманием и любовью? Посмотрите на рисунки ( иллюстрации « уголки родного края».)

Ведущий: Посмотрите – какая красота. Природа нам дарит ее, но к сожалению есть и другая сторона- результат неразумного действия человека. ( показ рисунков на тему « Свалка».

 

Стихотворение .

Недалекое будущее
Человек идет скучает 
В одиночестве в лесу, 
По дороге не встречает 
Ни оленя, ни лису... 

Не летит пчела на клевер, 
Уток нету в камышах... 
Вместо птиц китайский плеер 
Заливается в ушах. 

Не цветет в траве фиалка. 
Рыбы нет в глубинах рек. 
Слева – свалка, справа – свалка, 
Посредине – человек. 

Что стоишь – глядишь уныло? 
Раньше думать надо было!
(А. Игнатова)

- Каждый из нас может внести свой вклад в преобразование природы. И следующая последняя остановка « Удивляемся и охраняем»

 

t1694409030ab.jpg

 

t1694409030ak.jpgt1694409030al.jpg

 

 

Правила поведения на природе

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.


 


 

Воспитатель: Мне в завершении путешествия хочется ,пожелать вам мудрости в своих поступках ,по отношению к себе, людям и окружай природе. И на память вам дарю сувенирчик в виде совы- символ мудрости. Нашу встречу завершим стихотворением. (Дети читают стихотворения.)

 

Наша планета
1.Есть одна планета-сад 
В этом космосе холодном. 
Только здесь леса шумят, 
Птиц скликая перелётных, 

2.Лишь на ней одной цветут, 
Ландыши в траве зелёной, 
И стрекозы только тут 
В речку смотрят удивлённо. 


Вместе: Береги свою планету – 
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)


 

 

t1694409030aj.jpg

Опубликовано


Комментарии (1)

Галина Владимировна, 11.09.23 в 19:54 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, работа нужная!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.