12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Угатьева Елена Мечеславовна40 |
Мастер- класс «Повышение качества чтения у младших школьников »
ГУ «Отдел образования по Жаркаинскому району Управления образования Акмолинской области»
Мастер- класс
«Повышение качества чтения у младших школьников »
Автор: Угатьева Е.М., учитель начальных классов КГУ «Общеобразовательная школа села Пятигорское»
2023 год
Введение
«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»
Ян Коменский
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и в повседневной жизни. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Для начала выясним, что же такое чтение и читательская грамотность? Эльконин говорил, что
Психологи утверждают, что на успеваемость влияют более 40 факторов, одним из самых важных является – скорость осознанного чтения, а также способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.
Необходимо на протяжении всего обучения в начальной школе работать над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения, а именно чтением, пониманием, оценкой и интерпретацией текстов.
Навык чтение имеет две стороны, техническая и смысловая. Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой. Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Содержание: Работа над формированием у обучающихся полноценного навыка смыслового чтения в рамках урока литературы.
Содержательная деятельность:
1. Подготовительный этап- приветствие, знакомство.
2. Практический этап: работа над развитием навыка смыслового чтения.
3. Аналитический этап- проведение анализа после чтения; работа по тесту.
Рефлексивно- оценочная часть
соотнесение целей и полученных результатов деятельности
осознание ценности полученных результатов
оценка собственной деятельности
Результативность: работа над формированием навыка осознанного чтения в начальном классе позволяет вовлечь всех учащихся в учебный процесс урока литературного чтения; совершенствует навыки смыслового чтения; развивает самостоятельность.
Используемые методы работы:
Приёмы «Чтение текста задом наперёд», «Чтение с пропущенными буквами»
Упражнения тренируют внимание при чтении, учат воспринимать слово как картинку, а не отдельные буквы.
Приём «Многократное чтение»
Упражнение на развитие скорости чтения.
Исследовательский метод. Методика определения уровня развития чтения Ясюковой Л.А.
Слайд 1 Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Елена Мечеславовна. Сегодня урок литературного чтения у вас буду вести я. А наш урок я предлагаю вам начать с пятиминутного чтения.
Слайд 2. -Текст, который вы будете читать, называется «Как волки учат своих детей». Как вы думаете, что мы узнаем, прочитав этот текст?
Читать мы будем необычным способом, прочитывая каждое слово не слева направо, а наоборот- справа налево. Читаем про себя 5 минут.
Слайд 3.
Как волки учат своих детей
Я лёш оп егород и идазс ябес лахылсу кирк . лачирК хутсап-кичьлам. нО лажеб мелоп и ан от-огок лавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоп тугеб авд аклов : нидо йырётам , йогурд йодолом . йодолоМ сён ан енипс огонназераз акнёнгя , а имабуз лажред оге аз угон . йырётаМ клов лажеб идазоп адгоК я ладиву воклов , я етсемв с мохутсап лажебоп аз имин , и ым илатс ьтачирк . аН шан кирк илажебирп икижум с имакабос каК окьлот йыратс клов ладиву кабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у оген акнёнгя , луникереп ебес ан унипс , и або аклов илажебоп еерокс и ьсилыркс зи залг адгоТ кичьлам латс ьтавызакссар , как олыб олед : зи агарво личоксыв йошьлоб клов , литавхс акнёнгя , лазераз оге и сёноп учертсваН лажебыв коночлов и яслисорб к укнёнгя . йыратС ладто итсен акнёнгя умодолом уклов , а мас екгелан лажебоп елзов окьлоТ адгок алширп адеб , йыратс ливатсо еьнечу и мас лязв акнёнгя.
Беседа после чтения.
- О чём вы узнали из этого текста?
Слайд 4 - Давайте проверим, всё ли вы верно прочитали. Кто хочет прочитать этот текст вслух?
Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик-пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Я поглядел и увидал - по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а зубами держал его за ногу. Матёрый волк бежал позади. Когда я увидал волков, я вместе с пастухом побежал за ними, и мы стали кричать. На наш крик прибежали мужики с собаками.
Как только старый волк увидал собак и народ, он подбежал к молодому, выхватил у него ягнёнка, перекинул себе на спину, и оба волка побежали скорее и скрылись из глаз. Тогда мальчик стал рассказывать, как было дело: из оврага выскочил большой волк, схватил ягнёнка, зарезал его и понёс. Навстречу выбежал волчонок и бросился к ягнёнку. Старый отдал нести ягнёнка молодому волку, а сам налегке побежал возле. Только когда пришла беда, старый оставил ученье и сам взял ягнёнка.
- К какому жанру можно отнести этот текст? ( рассказ)
- Рассказ о ком? ( о животных)
- О чем ещё бывают рассказы? ( о путешествиях, о людях, о птицах, о насекомых, о природе) Правильно, молодцы!!!!!
- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним рассказом, а для того чтобы узнать название и автора рассказа, прочитайте с обратной стороны листка слова с пропущенными буквами. ( читают все)
Д.нь з.щ.т. пр.р.д. Ир.н. П.вов.р.ва.
- Кто может озвучить название рассказа? Кто автор?
Слайд5 - Правильно, сегодня мы будем читать рассказ Ирины Пивоваровой «День защиты природы». Вы недавно уже читали рассказ этого автора. Может кто-нибудь помнит его название? ( « Весенний дождь»)
Немного хочу напомнить об авторе. Ирина Михайловна Пивоварова родилась в 1939 году в семье врача. Окончив школу, поступила в университет на художника. Работала на киностудии Мосфильм. Позже стала писать для детей.
Слайд 6- По опорным словам предположите, о чём пойдёт речь в этом рассказе. Кто как думает?
- Для чтения вам понадобится учебник и простой карандаш. Откройте учебник на с. 58. Читать будем так: читаем 1 минуту текст по моему сигналу. Читаем внимательно, не торопясь, вчитываемся. Точно также 1 минуту читаем текст второй раз сначала. Третий раз нужно читать сначала в темпе скороговорки, не проглатывая окончания 30 секунд. И четвертый раз читаем с самого начала выразительно с переходом на незнакомую часть, до вопросов на с.61.
Слайд 7 -В парах ответьте друг другу на вопросы:
- Как звали главных героев рассказа?
- Почему они решили защищать природу?
- Как начался день защиты природы?
- Молодцы! А теперь, давайте немного отдохнём. Встаньте, пожалуйста, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.
- Молодцы! Садитесь, продолжим нашу работу.
Дома вы дочитаете этот рассказ и выполните задание на 4 с.63
Я предлагаю вам выполнить ещё одно интересное задание, которое поможет определить, насколько внимательно вы научились читать.
Тест на оценку сформированности навыков чтения
(познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой. Тест проводится однократно в год)
Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Регистрация данных: групповая форма проведения.
Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.
Инструкция для учащихся: «Листочки, которые вы сейчас получаете, сначала надо подписать (фамилия, имя, школа, класс), только потом можно приступать к работе. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».
Слайд 8.
БЛАНК ОТВЕТОВ
к тесту «Сформированность навыка чтения»
Ф.И. ____________________________________________________ Скоро она зашла в самую чащу ____________. Ни одна ______________не залетала сюда, ни единый ___________________ не проникал сквозь ________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ______________, что Элиза _______________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого__________________, попадавшего ей __________ ноги. Никогда еще Элиза ____________________ в такой глуши. |
Время выполнения теста строго не лимитировано. Ответные бланки у учащихся следует собирать по мере выполнения теста. По истечении 5 минут поторопите тех, кто еще не закончил работу, скажите, что уже надо заканчивать. По истечении 7 минут соберите ответные бланки у всех.
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.
Ключ к тесту навыка чтения:
1 – леса
2 – птица, птичка
3 – луч света, лучик, луч, звук
4 – густые
5 – стояли, деревьев стояли, встали
6 – тихо
7 – слышала
8 – листа, листочка, листика
9 – под
10 – не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для определения уровня (зоны) развития навыка чтения.
Содержание показателя | Зоны | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
уровень патологии | слабый уровень | средний уровень | хороший уровень | высокий уровень | |
Навык чтения | | 0–4 | 5–7 | 8–9 | 10 |
Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Зона патологии по чтению не выделяется. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).
Слайд 9
- Спасибо за работу. Вы молодцы, хорошо потрудились. Результаты теста вы узнаете завтра.