12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токарева Елена Николаевна711
Место работы МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Россия, Пермский край, Усолье

 МАОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» СП «Школа-интернат» с.Пыскор


Мастер-класс: Обвинская «роза» - главный

цветок Пермской (Уральской) росписи.


          Продолжительность 45 минут.

          Участники: обучающиеся 2-4 классов

 

Цель: Украшение «посуды» элементами обвинской росписи.

 

Задачи: Познакомить с основными особенностями обвинской росписи.

             Выполнить упражнения по написанию элементов росписи.

             Расписать бумажный шаблон тарелки или ложки элементами обвинской росписи.

 

Оборудование: кисти, краски, листы бумаги для упражнений, шаблоны тарелки и деревянной ложки на цветной бумаге; презентация «Из истории обвинской росписи»


План мастер – класса:

1.     Приветствие обучающихся.

2.     Знакомство с обвинской росписью.

3.     Выполнение упражнений по образцу.

4.     Создание композиции по мотивам обвинской росписи.

5.     Выставка.

6.     Рефлексия.


Ход мастер-класса:


1. Организационный момент.

Ученик –помощник в шапке Петрушки возле дверей класса громко говорит:

- Гости дорогие, мимо не ходите,

В нашу мастерскую все вы проходите!

Только здесь и сейчас

Для всех будет мастер-класс!


Учитель приглашает пройти школьников за рабочие столы и занять места.

- Ребята, вы попали в художественную мастерскую на мастер-класс. Сегодня мы с вами будем подмастерьями – помощниками крестьянина-живописца, который расписывает деревянную посуду. (Рассказ сопровождается слайдами презентации).


2. Знакомство с Обвинской росписью.

В давние времена простые люди все предметы бытаt1681667375aa.gif изготавливали сами: и мебель – столы, лавки, табуретки, шкафы и полки, и посуду – кадушки, вёдра, ковши, ложки, и другие вещи – коромысла, прялки, и даже игрушки. Самым доступным материалом было дерево – вокруг деревень рос лес. Во время использования предметов постепенно дерево темнело и становилось некрасивым. Чтобы продлить срок службы и украсить дом, деревянные изделия начали расписывать. Сначала узоры рисовали на темном холодном фоне – коричневом, зелёном, синем. Расписывали простенки между окон, дверцы шкафов,

t1681667375ab.jpgМного позднее, когда изделиями начали торговать, фон стали выполнять более яркими и теплыми красками – оранжевыми, жёлтыми, красными.

Примеры вы можете видеть на экране.

Если вы заметили, то в каждом узоре присутствует цветок – так называемая «роза». Главный элемент яблочко коричнево-бордового цвета с закрученной внутри спиралькой – символ солнца и жизни. По краям располагаются мелкие лепестки или капельки, чтобы отделить этот цветок от других. Розу располагали в центре композиции, справа и слева от неё рисовали заострённые ланцетовидные лепестки. Таких лепестков у розы могло быть и 3, и 5, и 7.

t1681667375ad.jpgСуществует ещё восьмилепестковый цветок-звезда – отличительный знак мастера, который расписывает изделие. Лепестки этого цветка рисуют обычно двух цветов – 4 крестом одного цвета и 4 в промежутках - другого. Все элементы росписи украшают «приписками», чаще белого и черного цвета.

Пространство между цветами заполняли веточками или травкой, но не полностью.

                                       t1681667375ac.gif

Роспись выполняют водяными красками (гуашью или акриловыми) по предварительно загрунтованной и окрашенной поверхности материала. Фон бывает холодных (голубых, зелёных) и тёплых (оранжевых) оттенков.


Роспись ведется кистями № 3 из натурального упругого ворса с заострённым кончиком.


3. Выполнение упражнений по образцу.

Капельки, яблочки, лепестки, спиральки, травка.


                                 t1681667375ae.gif                                  t1681667375ag.gif

 

t1681667375af.jpg





t1681667375ah.jpg



4.     Создание композиции по мотивам обвинской росписи.


Дети выбирают шаблон ложки или тарелки и расписывают его элементами обвинской росписи.

- Начинают с центральной части. Выполняют основной узор.

- Переходят к заполнению свободного пространства.

- Выполняют приписки, оживки основного цветка.

- Рисуют травку.

- Затем вырезают по контуру.



t1681667375ai.jpg


t1681667375aj.jpg



t1681667375ak.jpg


t1681667375al.jpg

t1681667375am.jpg


5.     Выставка.

Петрушка на одну парту выкладывает ложки, на другую тарелки, при этом говорит:

- Подходите, поглядите и работу оцените:

Наши подмастерья демонстрируют изделия –

Ложки-то резные, тарелки расписные!



t1681667375an.jpg

t1681667375ao.jpg


- Подмастерья МОЛОДЦЫ – постарались от души!


6. Подведение итогов. Рефлексия.



Список используемой литературы

 

Барадулин В.А. Уральска народная живопись. Свердловск, 1982.

 

Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.

 

Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. – Пермь, 1987 (Серия «Искусство Прикамья»).

 

Мизгулина М.Т. Обвинская роспись. Методический альбом. – П., 1991.

   









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Трефилова Раиса Поликарповна, 16.04.23 в 23:33 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Елена Николаевна, за прекрасное занятие, посвященное Обвинской росписи! Очень приятно, что Вы передаете детям традиции этого древнего искусства! Этот вид росписи по дереву начал распространяться в 18 веке на территориях бассейна реки Обвы.
Токарева Елена Николаевна, 18.04.23 в 16:30 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к материалу. Буду рада, если кому-то пригодится в работе.
Трефилова Раиса Поликарповна, 18.04.23 в 20:45 0Ответить Пожаловаться
Наше село находится на берегу реки Обвы, поэтому приятно, что этот вид росписи носит название нашей реки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.