12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Мастер-класс по изготовлению игрушки: «Дымковская барыня».

Автор-составитель: Улитина Лариса Евгеньевна.

педагог дополнительного образования,

высшая квалификация ​​​​​​​


Каменск-Шахтинский

2023 г


Технология изготовления игрушки: «Дымковская барыня».

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы.… Ну а там, где жили гончары, лепили из глин

- Сегодня на своем мастер-классе мы с вами научимся изготавливать самую известную русскую игрушку из глины «Дымковскую барыню».


Материал: Для создания изделия берут глину или песок из реки. Согласно классической технологии это должна быть вятская красная глина. В данном случае: глина с берега реки Западная Двина, Велижский район. Глина красножгущая, средней жирности. Красные глины характеризуются высоким содержанием оксида железа. Состав глиняной смеси: красная глина-85%, огнеупорная глина-15%. После обжига приобретает терракотовый цвет.

t1680944900aa.jpg

Оборудование для лепки: Салфетка, губка, дощечка, шликер (глина разведенная до консистенции жидкой сметаны) для соединения деталей.

t1680944900ab.jpg

Материал и оборудование для росписи: акриловые краски, белила, турнетка (поворотный станок), кисти колонковые №4,1

t1680944900ac.jpg

Способ лепки: конструктивный. Каждый элемент фигурки создается по отдельности: из шара формируют тело, на которое крепят остальные части. Все детали соединяют плавным переходом, чтобы избежать сколов на готовом продукте. Также стыки аккуратно обрабатывают влажной губкой.

Технология изготовления

Процесс создания глиняной игрушки состоит из нескольких этапов:

Лепка.

Сушка.

Обжиг.

Побелка.

Роспись.

Лепка.

Шаг 1. Первым делом вылепливается конусообразная юбка. Лепим юбку – колокол (ступку), вдавливая пальцами во внутреннюю поверхность формы, выравнивая края стенок по толщине.

t1680944900ad.jpgt1680944900ae.jpg

Шаг 2. Тело в виде усеченного конуса с углублениями в основаниях изготавливаем из шара поменьше объемом с помощью раскатывания прямыми движениями ладоней.

t1680944900af.jpg

Шаг 3. Соединяем полученную деталь с формой ступки.

Шаг 4. Голову лепим в форме шара и примазываем ее к телу

Шаг 5. Лепим руки барыни в форме скругленных конусов с помощью раскатывания прямыми движениями ладоней.

t1680944900ag.jpg

Шаг 6. Соединяем руки с основной формой.

t1680944900ah.jpg

Шаг 7. Выравниваем и заглаживаем фигурку. Определяем положение рук на форме.

Шаг 8. Отдельно лепим детали (налепы): кокошник, волосы и передник с оборкой. Приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, пальцевые защипы (оборка передника). Примазываем к основной форме.

t1680944900ai.jpg

Шаг 9. Соединяем их с общей формой. «Детали» крепят к телу с помощью шликера.

Шаг 10. Выравниваем, заглаживаем игрушку. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной губкой. Игрушка выравнивается мокрыми пальцами.

t1680944900aj.jpg


Сушка

После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться. В данном случае игрушка сушилась 3 дня.

Обжиг

Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой. В данном случае использовалась муфельная печь с фронтальной загрузкой. Печь оборудована пирометром и электронной системой автоматического программирования.

t1680944900ak.jpgt1680944900al.jpg

Температура.  Вначале температуру обжига повышают медленно. В первые два-три часа идет процесс «досушки», выпаривание физически связанной воды. Температуру печи стараются не поднимать выше 150—200°, пока не исчезнет влага. При этом технологические отверстия в печи должны быть открыты для того, чтобы через них выходила влага. 1-1,5 часа.

После предварительного нагрева можно уже быстрее повышать температуру до 300—500°. Однако при достижении температуры 600°С следует соблюдать осторожность, так как при слишком быстром нагреве даже совершенно высохших изделий они могут разорваться из-за слишком большого давления паров воды, образующихся в результате диссоциации глинистого вещества (удаление химически связанной воды).

Продолжительность. В зависимости от величины изделия и способа обжига длительность процесса может колебаться от 6 часов до нескольких суток. Совсем небольшие изделия можно обжечь за минимальный срок- данная игрушка обжигалась в течении 5 часов, при температуре 900°.

Выемка. Чтобы избежать образования трещин, изделия надо охлаждать по возможности медленно.

Во всех случаях надо твердо придерживаться правила: охлаждение в первые часы должно быть замедленным, пока температура не снизится до 450—400°С. Особенно важно медленно охлаждать большие изделия и скульптурные произведения. При этом лучше совсем не открывать дверь печи до тех пор, пока температура не снизится по крайней мере до 220—200°С, а затем не открывать ее полностью; выгрузку не рекомендуется производить, пока температура не снизится до 120—100°С. Лучше всего разгружать печь при температуре изделий 50—60°С.

Отбеливание

Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон. В данной игрушке использовалась белая акриловая краска.

t1680944900am.jpg

Роспись

В древности для росписи применяли темперные краски, которые разводили квасом либо растирали на яйце. В большинстве случаев на фигурку наносилось около 8 цветов. Роспись производилась посредством палочек с накрученными тряпками. Сейчас для этого используют акриловые краски или раствор, предназначенный для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки.

Последовательность росписи барыни.

Лицо: щеки и рот — круги красного, разового, оранжевого цветов

Брови: тонкие дуги черного цвета.

Глаза: точки черного цвета.

Волосы: коричневого цвета различных оттенков.

Серьги: желтые или оранжевые.

Головные уборы: кокошники, венцы чаще всего выкрашиваются в желтый, оранжевый или красный цвета, являясь символами небесных светил. Разнообразные шапочки сочетаются по цвету с узорами на юбке.

t1680944900an.jpgt1680944900ao.jpg

Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей.

Кофточка: одноцветная, по цвету сочетается с любым цветом украшения юбки.

t1680944900ap.jpg

Юбка: всегда расписная, простые узоры наносят кистью от руки по белому фону. Разукрасить юбку лучше всего поэтапно, начинать нужно с нежных цветов, к которым со временем следует прибавлять более тёмные. Настоящий мастер должен точно понимать, что значит каждый цвет в композиции. К примеру, зелёный — знак природы и земли, красный — здоровья и процветания, белый — чистоты и доброты, голубой — неба. Чаще всего для этого используют следующие геометрические фигуры: овалы, полоски, круги, кольца.

t1680944900aq.jpg

Передники остаются белыми, тонкой кистью наносятся узоры-точки, крестики, волнистые линии, подражая народной вышивке.

t1680944900ar.jpg

Дополнительным элементом рисовки были небольшие квадратики сусального золота. Их применяли для добавления дымковской игрушки индивидуальности. Для этого вырезались небольшие куски сусального золота квадратной формы и приклеивались к игрушке с помощью кисти, смоченной в яичной белке, а после аккуратно расправлялись сухой кистью.

Творческих вам успехов!!!



Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.