12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Юрьевна Добрынина358
Работаю в сфере реабилитации детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью.
Россия, Алтайский край, Бийск
d1694420032.jpg

/data/files/d1694420032.jpg (1920x1107)

​​​​​​​

 

 

Мастер-класс по каллиграфии

для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

«Кошка в лукошке»

 

Автор-составитель – И.Ю. Добрынина

 

Продолжительность – 30-35 минут

Материалы и оборудование: бумага формата А4, плоские кисти, карандаши «мультицвет», клей-карандаш, распечатанные бланки, мел, слайдовая презентация, проектор (или распечатанные цветные иллюстрации),

Место проведения: класс каллиграфии Православной школы во имя праведного Иоанна Кронштадтского.

 

Цель: знакомство детей с ОВЗ с искусством каллиграфии, освоение приемов работы плоской кистью и карандашом, используемых в написании букв.

 

Задачи:

познакомить детей с понятиями «каллиграфия», «каллиграф»;

наглядно продемонстрировать многообразие техник и способов изображения букв русского алфавита,

познакомить с материалами и инструментами, используемыми для написания букв;

совершенствовать мелкую моторику детей в ходе освоения приемов работы плоской кистью и выполнения упражнений карандашом;

активизировать интерес к письменной культуре своего народа;

воспитывать усидчивость и аккуратность;

развивать фантазию, формировать эстетический вкус;

обогатить социокультурный опыт, создать ситуацию успеха в группе.

 

 

Ход мастер-класса

Организационный момент - приветствие, активизация внимания.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы оказались в особом месте. Посмотрите – что нас окружает? Что вы видите чаще всего? Правильно, но плакатах, картинах, листах прописей мы видим буквы русского алфавита. Все они разные – большие и маленькие, тонкие и широкие, написанные пером или кистью… Но объединяет их красота. Искусство красивого письма называют каллиграфией, а тех людей, кто владеет этим искусством – каллиграфами. Как и любому делу, каллиграфии нужно учиться, быть усидчивым и терпеливым.

Сегодня мы с вами тоже прикоснемся к этому искусству и совершим путешествие в волшебную Страну Букв.

Задание 1. Попробуем найти ее жителей! Какие буквы спрятались на картинках? (на экране поочередно демонстрируются иллюстрации из книги Дарьи Герасимовой «Азбука превращений»).

t1694414155aa.jpg

t1694414155ab.jpg

t1694414155ac.jpg

t1694414155ad.jpg

t1694414155ae.jpg

t1694414155af.jpg

 

 

 

Основная часть

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой «К».

Ведущий:

К – это клоун в красном колпаке

Он держит кролика ушастого в руке

Вокруг него танцуют куры и коты,

А кошка убежала вдруг в кусты.

Пропала Мурочка в тени рябины -

Остались только бантик да корзина…

Ребята, давайте поможем клоуну найти кошку!

 

Ведущий показывает бланк с изображением корзины.

Чтобы это сделать, нам пригодятся волшебные предметы на букву «К». Догадайтесь, о чем идет речь:

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.

(Кисточка и краски)

 

Ведущий: Верно, это краски и кисть! А волшебные они потому, что в наших руках могут создавать все, что угодно! Теперь посмотрите, какие инструменты приготовлены у вас на партах. Найдите кисть и покажите мне ее. А краска у нас необычная – созданная специально для письма и рисования. Она называется «тушь».

Задание 2. Выполнение вертикальных и горизонтальных штрихов плоской кистью.

Ведущий: Вероятно, кошка Мурка сбежала потому, что ее корзиина белая и скучная… Давайте раскрасим ее тушью! Но делать мы это будем по правилам.

t1694414155ag.jpg

Инструкция:

«Посмотрите внимательно на корзинку. Она сплетена из веточек – мы видим короткие вертикальные и длинные горизонтальные полоски.

Сейчас мы будем поочередно их раскрашивать. Кисточка будет двигаться строго сверху вниз и слева направо. Теперь можно перевернуть листочек и выполнить закругленные линии, раскрашивая ручку корзинки.

Педагог осуществляет показ на доске.

 

Ведущий: Молодцы, теперь нашим корзинкам нужно подсохнуть. Положите их, пожалуйста, на край стола. А мы немного отдохнем и разомнем наши пальчики!

 

Задание 3. Пальчиковая гимнастика.

Вот кулак, а вот – ладошка

На ладошку села кошка

Села мышек посчитать

Раз, два, три, четыре, пять!

Мышки испугались –

В норки разбежались!

 

Ведущий: Молодцы! А вот и наша Мурка появилась! (Раздает детям шаблоны «мордочка кошки»).

Мурочка усатая, шубка полосатая!

 

 

t1694414155ah.jpg

 

Задание 3. Выполнение прямых и закругленных элементов плоской кистью.

Ведущий: Сейчас с помощью кисти мы нарисуем нашей Мурке глазки, а также и полоски на шерстке (выполняет показ на доске). Молодцы!

 

Пока наша работа сохнет, давайте вспомним, с какой буквой мы сегодня познакомились поближе? (буква «К»)

Какие слова на букву «К» мы сегодня называли? (клоун, кролик, колпак, курица, кошка, корзина)

Какой инструмент на букву «К» мы использовали в работе? (кисть)

 

А сейчас вольмите в руки клей-карандаш и приклейте мордочку кошки на лист с корзинкой. Вот какая красота у нас получилась!

 

И заключительное задание! Сейчас мы поработаем еще одним волшебным инструментом на букву «К» – радужным карандашом!

 

Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.

 

Ведущий раздает детям бланки.

t1694414155ai.jpg

Задание 4. «Клубочки» цветным карандашом

Ведущий: Кошки очень любят играть клубочками ниток. Сейчас мы волшебным карандашом нарисуем нашему котенку клубочки (выполняет показ на доске).

А теперь раскрасьте букву «К» так, как вам нравится!

 

Подведение итогов занятия, рефлексия.

Все работы детей размещаются на доске или столе. Педагог комментирует работы, отмечает что особенно удалось, побуждает детей высказывать мнения, создавая для каждого ситуацию успеха в группе.

Дети с педагогом подводят итог занятия, отвечая на вопросы:

Где мы побывали сегодня?

Как называется искусство красивого письма?

Чем можно писать и рисовать буквы?

Какими инструментами мы сегодня пользовались?

Что больше всего понравилось, запомнилось?

 

Ведущий: Ребята, благодарю вас всех за старание! Выполненные работы вы можете оставить себе на память или подарить кому-то из близких. Желаем вам творческих успехов! Пишите красиво!

До новых встреч!


 

Обрзцы выполненных заданий:

t1694414155aj.jpg

 

t1694414155ak.jpg

 

 

y1694420107.jpg
Опубликовано


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 11.09.23 в 11:45 1Ответить Пожаловаться
Молодцы! Мастер-класс удался!
Ирина Юрьевна Добрынина, 13.09.23 в 11:43 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за отзыв! Да, ребята с интересом включаются в такую деятельность. Теперь проводим подобные занятия систематически.
Ирина Юрьевна Добрынина
Комментарий был удалён пользователем 13 сен 2023 в 11:42
Галина Владимировна, 11.09.23 в 19:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Ирина Юрьевна Добрынина, 12.09.23 в 04:35 1Ответить Пожаловаться
Галина Владимировна, благодарю за обратную связь! Рада, что материал вызвал интерес у коллег.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.