12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Мастер-класс "Технология творческих мастерских" (для урока по предмету "Основы духовно-нравстенной культуры народов России" в 5 классе)











Мастер-класс

Технология творческих мастерских




Работу выполнила:

Устинова Ирина Афанасьевна,

учитель истории

МБОУ ОСОШ №1 им.Героя РФ Брюхова В.П.,

филиал Паклинская ООШ










2023 год


Сценарий (план-конспект)


 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

 то и в жизни он будет только подражать, копировать»

 (Л.Н. Толстой)


 В 2022-2023 учебном году в преподавании предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» обращаем внимание на следующие особенности. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода.

Данный метод научно обоснован и подтверждён в системе развивающего обучения - Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов.

Особенность системы Эльконина–Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предположить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент. 

Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами. 

В системе Эльконина–Давыдова нет привычной системы оценок (а по курсу ОДНКНР как раз и не ставится бальная оценка). В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего, ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

По программе Эльконина–Давыдова домашние задания сведены к минимуму (и это тоже хорошо для уроков по ОДНКНР). Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.

Система Эльконина–Давыдова применяется в России с 1991 года. В 1996 году она вошла в список рекомендаций ФГОС.

        В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

 1. Информационно – коммуникационная

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4. Технология развивающего обучения

5. Здоровьесберегающие технологии 

6. Технология проблемного обучения

7. Игровые технологии

8.  Модульная технология

9.  Технология творческих мастерских

10. Кейс – технология

11. Технология интегрированного обучения

12. Педагогика сотрудничества.

13. Технологии уровневой дифференциации

14. Групповые технологии.

       Одним из эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.

        Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

  В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

Цель данной технологии не прямая передача информации, а совместный поиск знаний.

Технология имеет свой алгоритм и состоит из семи этапов:

1. индукция: создание эмоционального настроя;

2. самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

3. социоконструкция: работа учащихся в парах, группах;

4. социализация: выступление ученика в группе;

5. афиширование: предъявление коллективных работ учеников;

6. разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

7. рефлексия

Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер-класс организации и проведения урока-киностудии с применением технологии «творческая мастерская». Работать будем в группах 3-5 человек.

2.  Основная часть

Итак, я предлагаю вам создать фильм по теме «Береги землю родимую, как мать любимую». И пусть мы не обладаем профессиями оператора, режиссера, мы можем его изобразить.

Учитель:

1 кадр

На первом этапе вы должны все включиться в работу. Каждой группе (паре) я даю задание составить ассоциативный ряд к слову Родина. Первая группа работает по принципу «слова-ассоциации», вторая группа – «ассоциации - картинки», третья – «фамилии известных людей России"

Комментарий: Пока группы выполняют задание, я добавлю, что для создания эмоционального настроя я использую музыку – например, песня «С чего начинается Родина» или «Я, ты, он, она – вместе целая страна» или симфоническую увертюру «Рассвет на Москве –реке» М.Мусоргского.

Группы создали первый кадр «Родина - это» и я предлагаю им представить свои работы.

(Работы вывешиваются на доску в горизонтальном порядке и комментируются)

2 кадр

На втором этапе я предлагаю учащимся поработать с различными информационными источниками над формированием понятия «Защита Отечества» (Конституция РФ, справочники, толковые словари, википедия).

Вы в своей группе выберете определение из любого представленного источника к данному выражению и зафиксируете на 2 кадре. Группы создали второй кадр и могут представить свои работы.

(Работы вывешиваются на доску в горизонтальном порядке и комментируются)

3 кадр

На третьем этапе нам предстоит создать третий кадр «Родина-мать». Предлагаю работу в парах с использованием приема собирания пазлов.

Вам нужно собрать памятники, изображающие это понятие, соединив все в одном кадре (листе).

Итак, создан третий кадр "Родина-мать", пожалуйста, представители от групп - мы ждем ваших ответов.

(Работы вывешиваются на доску в горизонтальном порядке и комментируются)

У нас получился замечательный фильм по теме «Береги землю родимую, как мать любимую»!

 Рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Прием «Незаконченное предложение». Выберете любую фразу, соответствующую вашему настроению и закончите предложение.

Для меня было важно и интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу….

Я научился….

Мне было трудно…

Я сегодня смог…

Было интересно…

Я узнал…

Моё предложение..

4.Заключение

Мы с вами посмотрели применение технологии «педагогическая мастерская» в ходе, которой использовались приемы: создание ассоциативного ряда, собирание пазлов, работа с информационными источниками, прием "незаконченное предложение".

Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Сегодня я постаралась продемонстрировать данную технологию и некоторые приемы, повышающие мотивацию учащихся к изучению Основ духовно-нравственной культуры народов России.. Благодарю творческую группу за сотрудничество и активное участие в мастер-классе.

Спасибо за внимание!


Список литературы (ресурсов):

Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (edsoo.ru)

Методические пособия (edsoo.ru)

https://okunev.ucoz.net/load/biblioteka/knigi/urok_masterskaja_ili_okunev_a_a/4-1-0-12





Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.