12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44207
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»
6

Мастерская ценностных ориентаций «Уважение других дает повод к уважению самого себя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 5" г. Брянска

Мастерская ценностных ориентаций

«Уважение других дает повод к уважению самого себя»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Цели:

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;

-формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия;

-выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение, цветные мелки, книги (С.Ковалева «7.000 золотых пословиц», В.И.Даль «Пословицы и поговорки русского народа», Н.Ф.Дик «10 000 лучших пословиц и поговорок русского народа», М.П.Филипченко «Пословицы и поговорки народов мира»).

Мастерская может быть организована для учащихся 6-8 классов.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Введение в тему

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. Китайский мыслитель Шоу-Дао когда-то говорил своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто недостоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения».

Много лет прошло с тех пор, как мир впервые услышал эти слова, однако и ученики Шоу, и современники продолжают следовать этим мудрым советам. Как вы думаете почему? Можете воспользоваться Приложением, в котором представлены афоризмы великих об уважении.

Ученики.

-Вероятно, в межличностном общении уважение играет очень большую положительную роль;

-наверно, людям очень ценно это чувство и качество; люди стремятся к хорошему и доброму, а уважение можно рассматривать как проявление добра, теплоты, заботы;

-взаимное уважение является гарантией добросердечных отношений между людьми, гарантией эффективной работы в коллективе.

Учитель. Значит, это важная нравственная категория, и вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть что обсудить сегодня в нашей мастерской, сформировать свое отношение к уважению как нравственной категории. Обратимся к названию нашей мастерской. Как вы понимаете слова великого Декарта?

Учащиеся. Когда мы проявляем уважение к другим людям, то тоже пользуемся уважением с их стороны; я думаю, что, уважая других, мы поднимаем собственную самооценку; уважение со стороны других людей позволяет чувствовать себя нужными, важными, интересными.

2. «Ассоциативный ряд»

Учитель. Настало время определить, что же такое уважение. Обсудите в группах и продолжите ассоциативный ряд.

Уважение - это…

Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп продолжает начатый на доске ряд.

Уважение - это почтение, преклонение, признание заслуг, указание на достоинства, высокая оценка, желание быть похожим, восхищение, оказание почестей, признание равенства всех людей.

Учитель. Как видим, не случайно многие люди пытаются завоевать уважение других. А что такое самоуважение? Взаимоуважение?

Учащиеся. Те же чувства, только человек испытывает их к себе самому; взаимные чувства почтения, преклонения, признания и др.

3. «Пословица недаром молвится»

Учитель. Народная мудрость всегда была сосредоточена в пословицах и поговорках. В них простой народ выражал свое отношение к человеческим достоинствам и недостаткам, в том числе к уважению и неуважению. Какие из них вам известны? Какие чувства и мысли выражаются в этих пословицах?

Учащиеся. (Работают в группах со словарями и справочниками. Выбирают понравившиеся пословицы, обсуждают, выступают перед одноклассниками). В выступлениях ребят звучит мысль о том, что уважительность во всех культурах почитается как важная добродетель, а презрение, дерзость, непочтительность, пренебрежение осуждаются.

Поклониться - голова не отвалится. (Русская)

Где есть ум, есть и уважение. (Абхазская)

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут. (Русская)

Человека уважай, но достоинства не теряй. (Русская)

Бранью уважать себя не заставишь. (Монгольская)

Не дорог обед, дорог привет. (Русская)

Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших. (Абхазская)

Худого человека ничем не уважишь. (Русская)

Добивайся не услужения, а уважения. (Кабардинская)

За фальшивое уважение не жди почтения. (Русская)

Уважение трудно заработать, но легко потерять. (Русская)

Добро приносит богатство и уважение, зло приносит проклятие и унижение. (Лезгинская)

Если народ уважаешь, к себе уважение проявляешь. (Казахская)

4. Словесное портретирование

Учитель. Попробуем составить портрет уважительного человека. Какие нравственные качества лежат в основе такой личности? Что уважительный человек должен делать регулярно и чего не должен делать никогда? Вновь можете обратиться к Приложению.

Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп заполняет начатую на доске схему.

Уважительный человек

добрый отзывчивый

веселый честный

общительный благородный

внимательный правдивый

деликатный искренний

заботливый рассудительный скромный

Уважительный человек

Всегда

Улыбается

Говорит правду

Готов помочь

Интересуется проблемами

Уступает

Выслушивает

Никогда

Не перебивает говорящего

Не оскорбляет

Не сплетничает

Не лицемерит

Не хвалится

Не высмеивает

Делает комплименты не обижает младших и слабых

Учитель. Ребята, теперь, когда портрет уважительного человека составлен, оглянитесь вокруг, вспомните своих знакомых, родственников. Кто из них в основных чертах соответствует данной характеристике? Как складываются ваши отношения с ними?

Учащиеся размышляют, высказываются, дискутируют.

5. «Посоветуй другу»

Учитель. Известный педагог 20 века В.А.Сухомлинский говорил: «Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей». Понятно, что каждый, кто хочет завоевать доверие окружающих, должен научиться уважать людей. Можно ли этому научиться? Попробуйте, обсуждая в группах, сформулировать советы для тех, кто хочет воспитать в себе это нравственное качество.

Учащиеся. Работают в группах, обсуждают, формулируют советы и кратко записывают на доске.

Если Вы хотите, чтобы Вас уважали и Ваше мнение было важно для других, научитесь проявлять уважение к другим. Для этого:

-внимательно выслушивайте людей, уважение которых Вы стремитесь завоевать;

-проявляйте сочувствие;

-проявляйте свои лидерские качества;

-предлагайте помощь;

-берите на себя ответственность;

-разносторонне развивайте себя, ведь люди всегда проявляют уважение к интересным личностям;

-будьте откровенными;

- отмечайте достижения и успехи окружающих Вас людей;

-избегайте конфликтных ситуаций;

-будьте правдивы;

-прощайте людям их недостатки;

-будьте приветливы.

6. Рефлексия.

Учитель. Поделитесь своими впечатлениями (письменно или устно), закончив следующие предложения:

Сегодня в мастерской

я узнал…

понял…

почувствовал..

Ответы учащихся:

- Я узнал, что уважение-это взаимное чувство.

- Я узнал, что многие мои одноклассники часто бывают неуважительны по отношению друг к другу и ко взрослым.

- Я понял, что уважение-залог доброжелательных отношений между людьми.

-Я поняла, что уважать других приятно, интересно, выгодно .

- Я почувствовал, что бороться с неуважительностью в себе можно.

- Я почувствовала, что мне срочно нужно исправляться.

- Я почувствовала на уроке уверенность в себе, в том, что я правильно отношусь к людям.

Учитель. Уважение дорого стоит. Любому человеку уважение нужно, как хлеб и воздух. Без него трудно дышать и жить. Оно позволяет расти и любить и залечивает раны от столкновения с жестоким миром. Существует множество проявлений уважения: искреннее внимание и любопытство к человеку, желание с ним говорить, поддержка, доверие. Уважение проявляется в тысяче мелочей: как тебе открывают дверь, как говорят о твоих родителях, друзьях или музыкальных вкусах, как тебя слушают, как на тебя смотрят. Но все эти вещи говорят человеку: ты для меня ценен, я хочу быть рядом с тобой, я даже готов согласиться с тем, чтобы твоя жизнь влияла на мою. Помните об этом, ребята, будьте уважительны и уважаемы!

Приложение

Уважайте в себе и других человеческую личность. Д. И. Писарев

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Ф.М. Достоевский

Кто сам не уважает никого, того, кажется мне, тоже никто не уважает.

Д. Голсуорси

Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других людей. Демокрит

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего. Ф. М. Достоевский

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. М. Горький

Взаимная благожелательность есть самое близкое родство. Л. Н. Толстой

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Ф. Ларошфуко

Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. И. Гёте

Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Н.М.Карамзин

Те, кто жадны на похвалу, бедны заслугами. Марк Твен

Нам следует искать расположения тех, кому мы хотим помочь, а не тех, от кого ждешь помощи. Л.Н.Толстой

Ничто не утрачивается так легко, как уважение: злословие и клевета похищают его тайком. П. Буаст

От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения. М. Монтень

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения. У. Шекспир

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. Б. Паскаль

Использованная литература

1. Алоева М. А. А у нас - классный час: 5-8 классы. Лучшие разработки на нравственные и патриотические темы.-Ростов - на- Дону: Феникс, 2009.

2. Виноградова Е. Уйти или преодолеть? Классное руководство и воспитание школьников. 2010, №7.

3. Гауткина Л.Д. Настольная книга классного руководителя. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя 5-9-х классов в вопросах и ответах.- Ростов - на -Дону: Феникс, 2007

5. Мирошниченко В. Н., Остапенко Л. В., Шахова Э. В.Философский словарь.- М.: 2004.

6. Новая философская энциклопедия в 4-х тт.-М.: Мысль, 2000.

7. Цырлина Т.В. Обреченные на успех. Авторские школы гуманистического типа. - Курск, 1995.

Интернет-ресурсы

Афоризмы, цитаты и крылатые слова.

http://aphorism-list.com/t.php?page=vysokomerie

Пословицы и поговорки народов мира.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/proverb/p_pride.html

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-4990.htm

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.