12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44217
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия №5" г. Брянска

Мастерская ценностных ориентаций

«Ложь -это воплощение зла?»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

 

Цели:

- разъяснить отрицательные и положительные стороны лжи;

-формировать собственную позицию ко лжи как социальному явлению;

-убедить учащихся в необходимости быть честными.

Задачи:

-развивать навыки межличностного взаимодействия;

-выявить различные способы борьбы с ложью.

Оборудование:

Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и листы Приложение 1, цветные мелки, книги

( С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка», Н.Ф.Дик «10 000 лучших пословиц и поговорок русского народа»).

Мастерская может быть организована для учащихся 7-9 классов. Накануне учителем проводится анкетирование «Каковы мотивы моей и чужой лжи».

ХОД МАСТЕРСКОЙ

1. Введение в тему

Мастерская начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, улыбаясь друг другу, затем рассаживаются на места, разделившись на 4 группы по просьбе учителя.

Учитель. В.Гюго считал, что ложь-это воплощение зла. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять об этом. Ведь практика жизни показывает, что ложь, к сожалению, является неотъемлемым явлением. Представить себе мир, в котором отсутствует ложь как факт, практически невозможно. Значит, вам, людям, которые еще только учатся строить свои отношения с окружающими, есть что обсудить сегодня в нашей мастерской, сформировать свое отношение ко лжи, понять ее безнравственную сущность.

2. «Определимся в понятиях»

Учитель. Прежде всего определим, что же такое ложь. Обсудите в группах и продолжите ряд определений, воспользовавшись словарями.

Ложь - это…

Учащиеся. Работают в группах, затем по очереди представитель каждой из групп продолжает начатый на доске ряд.

Ложь - это искажение действительности, подделка, вымысел, дезинформация, неправда, неточность, обман, искажение истины, клевета, заблуждение.

Учитель. Обобщив ваши ответы, можно сделать следующий вывод. Нельзя назвать ложью высказывание, выражающее личное мнение, даже если оно неверно, но не имело целью ввести другого человека в заблуждение. Но если был умысел ввести в заблуждение - это ложь. Обманывает тот, кто имеет явные намерения ввести другого человека в заблуждение для реализации каких-то целей. В своей беседе сегодня мы будем исходить из определения лжи известным психологом В.С.Мухиной: «Ложь – нарочитое искажение истины в корыстных целях. Ложь – это только сознательный обман окружающих с выгодой для себя». В нашем языке множество устойчивых выражений, раскрывающих отношение ко лжи простого народа. Какие из них вам известны? О каком отношении ко лжи в них говорится?

Учащиеся. Наводить напраслину, мутить воду, наговорить с три короба, возводить поклеп, травить байки, напустить туману, вертеть мельницу, крутить динамо, вешать лапшу на уши, кормить завтраками, ломать комедию, наставить нос, кривить душой, пудрить мозги, заговаривать зубы.

Учащиеся отмечают отрицательное отношение ко лжи со стороны русского народа.

Учитель. Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление, в этом вы убедились, подбирая синонимичные устойчивые сочетания к слову ложь. Однако отношение к этому феномену у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И. Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков менялось: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания. Как видим, однозначно ответить на вопрос нашей мастерской сложно.

Учащийся (заранее подготовленный читает выразительно наизусть отрывок из стихотворения С.Северянина «Баллада о правде и лжи»)

Бывает правда злей, чем боль.

Есть ложь святая во спасенье.

Неоднозначна правды роль:

Она и смерть, и воскресенье.

Представьте мир наш безо лжи:

«Ты плохо выглядишь, родная!»-

Твоя любимая сбежит,

Слезами правду проклиная.

Сказал бы врач, что ты умрешь,

Твоя болезнь неизлечима.

Чем эта правда-лучше ложь!

Она уместна и простима.

Когда убийственны слова

И предсказуемы поступки

Заведомо, как дважды два,

Разрушит правда

Мир твой хрупкий.

Бывает правда злей, чем боль.

Есть ложь святая во спасенье.

Неоднозначна правды роль:

Она и смерть, и воскресенье.

3. «Моделируем ситуацию»

Учитель. Обсудите в группах и приведите примеры ситуаций, свидетельствующих о негативном и о положительном влиянии лжи на ваши взаимоотношения со сверстниками, родителями.

Учащиеся обсуждают в группах, учитель направляет мысль детей так, чтобы ребята привели различные примеры:

лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной,

лжец не только скрывает правду, но и представляет ложную информацию, выдавая ее за истинную,

правда говорится не полностью, не договаривается,

сообщение правды в виде обмана (то есть, сообщается правда, но, например, интонация голоса показывает обратное; обманывающий ожидает, что его праве не поверят).

4. Дискуссия (задача учителя -построить обсуждение таким образом, чтобы завязалась дискуссия).

Вопросы для обсуждения:

1) Что такое ложь во спасение (во благо)?

2) Энн Ландерс считает, что правдой порой пользуются как дубиной, причиняя жестокую «боль». Поэтому «ложь во спасение» можно понимать еще и как нежелание причинять боль правдой другому человеку. Согласны ли вы с мнением психолога? Ответ аргументируйте.

3) Известный социолог Б.С. Шалютин считает, что лгут все. Согласны ли вы с этим мнением? Ответ аргументируйте.

4) Известный американский исследователь человеческого поведения Мюррей убежден, что самый главный мотив лжи- самозащита, потребность защитить себя от критики, оправдать свои действия. Докажите или опровергните это мнение. Какие другие мотивы лжи вам известны?

Учащиеся. (Обсуждают в группах, выходят по очереди к доске и заполняют начатую на доске схему:

Мотивы лжи:

- преступный (мошенничество – обман ради наживы),

- страх перед наказанием (трусость, малодушие),

- способ навредить другому человеку, очернить его,

- способ получить выгоду для себя за счёт других,

- защита других (стремление не огорчать, ложь во благо),

- ложь ради удовольствия, ложь для красного словца (фантазирование, развлечение, шутка),

- желание получить что-то, чего иначе не получишь,

-желание произвести лучшее впечатление о себе (хвастовство),

-ложь из-за зависти,

- ложь из-за отсутствия истинного знания (не знал, что врет),

- ложь для того чтобы наладить отношения,

- желание выглядеть воспитанным (комплименты),

- способ доказать свою независимость (наши сверстники часто врут именно по этой причине),

- способ получить внимание окружающих.

Учитель обсуждает записи учащихся и знакомит их с результатами анкеты, которая проводилась накануне. Результаты анкеты также обсуждаются (почему я ответил так или иначе).

Каковы мотивы моей и чужой лжи (всего 29 опрошенных, 13 мальчиков, 16 девочек)

Мотивы

Мотивы своей лжи

Мотивы чужой лжи

мальчики

девочки

мальчики

девочки

1. Чтобы не испортить впечатление о себе

13

12

18

2

2. Чтобы окружающие не контролировали

8

11

12

6

3. Чтобы не огорчать близких

13

14

12

11

4. Чтобы не испортить отношений с окружающими

10

11

8

14

5. Чтобы избежать упрёков со стороны окружающих

6

12

11

13

6. Чтобы составить о себе хорошее впечатление

8

15

9

14

5. Составляем рекламный щит.

Учитель. Вспомните рекламные щиты на улицах нашего города. Во многих содержится призыв: «Трансформируйся!», «Вливайся!», «Живи вкусно!» и т.д. Давайте поработаем в группах и составим свои варианты рекламного щита, в котором бы звучал призыв к сверстникам быть честными, правдивыми, не врать. Рисунки можно изобразить схематично, сосредоточьте внимание на тексте. (За помощью можете обращаться к Приложению1, словарям).

Учащиеся.

1. Ложь затягивает, как омут, бойся попасть в него!

2. Ложь заставляет жить в страхе, избегай ее!

3. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость, будь искренним!

4. Правда- это особое состояние взаимной открытости людей и любви. Люби и будь любим!

6. Рефлексия.

Учитель. Чтобы подытожить сказанное, предлагаю вам составить даймонд. (Алгоритм составления даймонда см. в Приложении 3).

Учащиеся. (Работают в группах, затем читают или записывают на доске, обсуждают).

Пример 1

Правда

Светлая, уверенная

Расширяет, поднимает, украшает

Человека превращает в жалкую тварь

Унижает, уменьшает, обезображивает

Трусливая, мелкая

Ложь

Пример 2

Правда

Красивая, эффектная

Уверяет, разнообразит, привлекает

Лучших друзей превращает в злейших врагов

Отвращает, гниет , воняет

Противная, затхлая

Ложь

Пример 3

Правда

Добрая, человечная

Ласкает, заботится, нежит

Все доброе низводит до зла

Рычит, вопит, разрушает

Злая, безнравственная

Ложь

Учащийся (заранее подготовленный читает выразительно наизусть стихотворение И.Талькова «Никогда не надо лгать»)

Никогда не надо лгать,

Даже если очень трудно,

Даже если очень нудно,

Никогда не надо лгать.

Если даже вспыхнут вспять

Твои помыслы и планы,

Не спасайся под обманом,

Не пытайся себе лгать.

Если жизнь твоя, как дым,

Бесполезно проплывает

И надежды тихо тают-

Ты не лги, не лги другим.

Если стиснули долги

Перед совестью и волей

Не пытайся сгладить боли-

Ни за что не лги…

И когда поймешь, что можно

Брать от жизни с полной силой

Все, что не прикрыто ложью,

Что в себе земля носила,

Ты поймешь, что быть счастливой

Можно только в честном споре,

В честной жизни,

В честном слове,

В честном взгляде,

В честной мысли,

Даже если и повисли

Твои мысли на заборе

Огорчений и лишений,

Уважений и мучений,-

Будь счастливой в честной ссоре,

И к себе без предпочтений

Отнесись в беде и горе.

Ложь -железное бревно,

Если тонешь в океане,

Как в обмане, и оно

Увлечет тебя на дно.

Это ржавое бревно

Церемонится не станет.

И тогда только поймешь,

К сожаленью, с опозданьем,

Что всему причина – ложь,

Оправданья не найдешь-

Бесполезны оправданья.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Афоризмы и цитаты о лжи

1. В конце концов, что такое ложь? - Замаскированная правда.

Джордж Гордон Байрон

2. В отношениях между людьми нежность и ложь стоят тысячи правд.

Грэм Грин

3. Есть три разновидности лжи: ложь, гнусная ложь и статистика.

Бенджамин Дизраэли

4. Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью. Петр Чаадаев

5. Из всех пороков ложь — самый ненавистный. Мёртвою рукою душит она человека. Начинает с мелочей, с повседневных пустяков, незаметно впивается в самую глубь души. Всюду несёт опустошение. Всюду смрадным дыханием отравляет жизнь... В. Свенцицкий

6. Ложь - это воплощение зла. В. Гюго

7. Ложь несет душе и телу бесконечные мученья. Ш. Руставели

8. Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер.

Фрэнсис Бэкон

9. Ложь во спасение — это то масло, которое способствует гладкому течению жизни. Пол Сигер

10. Самая опасная ложь - слегка извращенная истина. Г. Лихтенберг

11. И ложь бывает святой, как правда... Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается. Г. Троепольский. "Белый Бим Черное Ухо"

12. Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком солгал. М. Монтенъ

13. Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями. - Ч. Диккенс

14. Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что лжешь. А. Дюма-сын

15. Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя. Л. Толстой

16. Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека.

М. Горький

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как распознать лжеца

Лжец часто повторяет слова всегда - никогда, везде- нигде, все – ничего, все – никто, конечно, непременно, обязательно, абсолютно, во всех случаях и пр. (в 60%-70% случаев).

Лгущий настойчиво повторяет слова - Ты меня уважаешь? Доверяешь? Веришь? (50%).

Лжец окружает слова ложь и правда различными эпитетами (чистая правда, стопудовая истина и т.д.) ( 50% ).

Лжец настойчиво оправдывается и восхваляет себя – Я хороший, честный, правдивый, или - Я этого не делал, не мог и пр. (40%).

Неуверенность лгущего в истинности высказываемого, частые повторы высказывания (20%).

Паузы в разговоре (20%).

Лжец часто употребляет в речи междометия – ну, вот, значит, м-м-м и пр. (10%)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Алгоритм написания даймонда

Даймонд – состоит из 7 строк.

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Третья строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие, характеризующее первое существительное.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Пятая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие, характеризующее второе существительное (существительное из последней строки).

Шестая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного. (Пятая и шестая строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики раскрывают существительное в последней строке).

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращает в Мальчика- с- пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Использованная литература и Интернет-ресурсы

1. Дубровский Д.И. Обман. Философски-психологический анализ. – М., РЭЙ, 1994.

2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., Академия, 1995.

3. Куликов Л.В. составитель. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., Питер, 2000.

4. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М., Наука, 1997.

5. Михайлов В. Плацебо: ложь во спасение // bookz.ru/authors/vladimiz.

6. Мягких С.Г., Петров А.М. Некоторые аспекты психологии лжи // http://www.mytests.ru/articles/633.html.

7. Экман П. Психология лжи. – СПб., Питер, 2000

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.