12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Николаевна Беспалова22

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу: 

«Математические основы информатики»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ

Программ для общеобразовательных учреждений по информатике, 2-11 классы, М. Н. Бородин, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993

Курс «Математические основы информатики» разработан для учащихся 9 классов, на основе авторской программы элективного курса Е.В. Андреевой, Л. Л. Босовой, И. Н. Фалиной «Математические основы информатики» (Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, Составитель М.Н. Бородин – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008) и авторской программы И.Г.Семакина «Информатика и ИКТ» для 9 классов.

Данный курс носит интегрированный, междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных областей стимулировало развитие другой.

Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике; может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безкомпьютерном варианте.

Основные цели курса:

формирование у учащихся основ научного мировоззрения;

обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием за счет более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Основные задачи курса:

сформировать у обучаемых системное представление о теоретической базе информационных и коммуникационных технологий;

показать взаимосвязь и взаимовлияние математики и информатики;

привить учащимся навыки, требуемые большинством видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности и т. д.)

сформировать умения решения исследовательских задач;

сформировать умения решения практических задач, требующих получения законченного продукта;

развить способность к самообучению.

Место предмета в учебном плане.

Курсу отводится 2 часа в неделю в течение одного года обучения (9 класс), всего 64 учебных часа в год.

Курс «Математические основы информатики» имеет блочно-модульную структуру, учебное пособие состоит из отдельных глав, которые можно изучать в произвольном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся:

По окончании изучения данного курса учащиеся должны

знать:

свойства позиционных систем счисления;

алгоритм перевода целых чисел, конечных и периодических дробей из произвольной Р-ичной системы счисления в десятичную;

особенности целочисленной арифметики в ограниченном числе разрядов;

особенности вещественной компьютерной арифметики в ограниченном числе разрядов;

подходы к компьютерному представлению графической и видеоинформации;

основные теоретические аспекты, связанные с вопросами сжатия информации;

законы алгебры логики;

стандартные функции в электронных таблицах и вычисления с помощью функций и по формулам;

обработка информации в базах данных;

основные правила языков программирования;

основные правила составления и отладки программ на языке программирования.

уметь:

применять правила арифметических операций в Р-ичных системах счисления;

переводить целые числа, конечные и периодические дроби из десятичной системы счисления в произвольную Р-ичную систему счисления;

представлять вещественные числа в формате с плавающей запятой;

создавать архивы с помощью архиватора WinRAR;

формализовать сложные высказывания, т. е. записывать их с помощью математического аппарата алгебры логики;

строить таблицы истинности для сложных логических формул;

использовать законы алгебры логики при тождественных преобразованиях;

решать логические задачи с использованием алгебры высказываний;

составлять формулы для обработки массивов данных в электронных таблицах;

составлять программы на языках программирования.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328с.

2. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007- 312 с.

3. Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.:

4. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

5. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

1

Системы счисления

10

2

Представление информации в компьютере

11

3

Введение в алгебру логики

10

4

Вычисления в электронных таблицах

8

5

Обработка информации в базах данных.

5

6

Алгоритмизация и программирование

20

Всего

64

Программа курса

МОДУЛЬ 1. Системы счисления.

Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики, поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном, перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.

Цели изучения темы:

раскрыть принципы построения систем счисления и в первую очередь позиционных систем;

изучить свойства позиционных систем счисления;

показать связь между системой счисления, используемой для кодирования информации в компьютере, и архитектурой компьютера;

познакомить с основными недостатками использования двоичной системы в компьютере.

МОДУЛЬ 2. Представление информации в компьютере.

Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков, биологов, физиков, инженеров, ИТ-специалистов, программистов. Широко распространенные форматы форматы естественной информации (MP3, JPEG, MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные математические методы. Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены в базовом курсе информатики.

Цели изучения темы:

достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного представления целых и вещественных чисел;

выявить общие инварианты представления текстовой, графической и звуковой информации;

познакомить с основными теоретическими подходами к решению проблемы сжатия информации.

МОДУЛЬ 3. Введение в алгебру логики.

Цели изучения темы:

строго изложить основные понятия алгебры логики, используемые в информатике;

показать взаимосвязь изложенной теории с практическими потребностями информатики и математики;

систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.

МОДУЛЬ 4. Вычисления в электронных таблицах.

Цели изучения темы:

научить анализировать большие массивы данных;

научить пользоваться стандартными функциями электронных таблиц;

систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.

МОДУЛЬ 5. Обработка информации в базах данных.

Цели изучения темы:

уметь анализировать данные в базах данных;

обобщить знания, полученные ранее по данной теме

МОДУЛЬ 6. Алгоритмизация и программирование.

уметь составлять алгоритмы и программы по данным алгоритмам:

освоить этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент.

научить решать задачи по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Системы счисления – 10 часов

     

 

Основные определения, связанные с позиционными системами счисления. Понятие базиса. Принцип позиционности

1

1

 

 

Единственность представления чисел в Р-ичных системах счисления. Цифры позиционных систем счисления

1

 

1

 

Развернутая и свернутая формы записи чисел. Представление произвольных чисел в позиционных системах счисления

1

 

1

 

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

1

 

1

 

Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную

1

 

1

 

Перевод чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную

1

 

1

 

Перевод дробных чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную

1

 

1

 

Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в Р-ичную

1

 

1

 

Взаимосвязь между системами счисления с кратными основаниями: Рm=Q

1

 

1

 

Системы счисления и архитектура компьютеров

1

1

 
 

Представление информации в компьютере -11 часов

     

 

Представление целых чисел

1

1

 

 

Прямой код. Дополнительный код

1

 

1

 

Целочисленная арифметика в ограниченном числе разрядов

1

 

1

 

Нормализованная запись вещественных чисел. Представление чисел с плавающей запятой

1

 

1

 

Особенности реализации вещественной компьютерной арифметики.

1

1

 

 

Представление текстовой информации.

1

 

1

 

Представление графической информации.

1

 

1

 

Представление звуковой информации

1

 

1

 

Методы сжатия цифровой информации.

1

 

1

 

Кодирование информации.

1

 

1

 

Измерение информации. Большие единицы измерения информации.

1

 

1

 

Введение в алгебру логики -10 часов

     

 

Алгебра логики. Понятие высказывания.

1

1

 

 

Логические операции.

1

 

1

 

Логические формулы.

1

 

1

 

Таблицы истинности.

1

 

1

 

Законы алгебры логики.

1

 

1

 

Логические выражения и способы их упрощения.

1

 

1

 

Упрощение логических выражений.

1

 

1

 

Применение алгебры логики .

1

 

1

 

Решение текстовых логических задач .

1

 

1

 

Применение алгебры логики . Алгебра переключательных схем.

1

 

1

 

Вычисления в электронных таблицах- 8 часов

     

 

Электронные таблицы - мощный вычислительный инструмент.

1

1

 

 

Абсолютная и относительная адресация.

1

 

1

 

Графики и диаграммы.

1

 

1

 

Стандартные функции электронных таблиц.

1

 

1

 

Применение стандартных функций при решении задач

1

 

1

 

Вычисление суммы, среднего значения.

1

 

1

 

Вычисление максимума, минимума.

1

 

1

 

Обработка больших массивов данных с помощью стандартных функций.

1

 

1

 

Обработка информации в базах данных – 5 часов

     

 

Базы данных. Основные элементы в БД.

1

1

 

 

Правила обработки информации в БД.

1

 

1

 

Простейшие вычисления в базах данных.

1

 

1

 

Сортировка, фильтр в БД.

1

 

1

 

Макросы в БД.

1

 

1

 

Алгоритмизация и программирование-20 часов

     

 

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

1

1

 

 

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

1

1

 

 

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

1

1

1

 

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

1

 

1

 

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами).

1

 

1

 

Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

1

 

1

 

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.):

1

 

1

 

правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

1

 

1

 

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент.

1

 

1

 

Линейные алгоритмы.

1

 

1

 

Алгоритмы ветвления.

1

 

1

 

Циклические алгоритмы.

1

 

1

 

Вспомогательные алгоритмы.

1

 

1

 

Рекурсивные алгоритмы.

1

 

1

 

Подпрограммы и функции.

1

 

1

 

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования

1

 

1

 

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования

1

 

1

 

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования

1

 

1

 

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования

1

 

1

 

Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования

1

 

1

Перечень учебно-методических средств обучения

1. Математические основы информатики. Элективный курс: учебное пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – 2-е изд., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 328с.

2. Математические основы информатики. Элективный курс: методическое пособие/ Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007- 312 с. .Демонстрационные варианты ЕГЭ по информатике.

3. Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.: ил

4. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.

5. Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

Компьютер

Проектор

Принтер

Модем

Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.

Интернет.

ОС Windows или Linux.

10

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.