12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск

2 этап

На этом этапе занятия учащимся предлагается обсудить «Мысли мудрых» по теме урока, придерживаясь следующего плана (согласно критериям оценивания обществоведческого эссе) в своих рассуждениях:

- согласиться или не согласиться с автором,

- аргументировать свое мнение, опираясь на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы,

- привести факты и примеры из различных источников (сообщения СМИ, материалы учебных предметов, собственный жизненный опыт).

Возможные высказывания для обсуждения:

  1. «Свободная конкуренция больше соответствует интересам народного хозяйства, чем монополия» (Л.Б. Кафенгауз).
  2. «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» (Дж. Фейлан).
  3. «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция» (Л. Эрхард).
  4. «Лучшая хозяйственная система та, которая не убивает свойственного предпринимательству оптимизма и не показывает ему сугубой расчетливости» (Г. Гинс).

Параллельно (или по окончанию) с обсуждением высказываний группам предлагается обозначить недостатки и преимущества экономических систем:  группа «командная экономика» называет свои преимущества и недостатки рыночной экономики, а группа «рыночная экономика» соответственно называет свои преимущества и недостатки командной  экономики. 

 Возможные ответы:

экономическая система

преимущества

недостатки

командная

  1. Возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения.
  2. Отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества.
  3. Возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.
  4. Минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики.
  1. Отсутствие свободы выбора товаров для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено.
  2. Необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений.
  3. Отчуждение собственников (населения) от объектов собственности и отсутствие конкуренции, которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов.

рыночная

  1. Способствует эффектив­ному распределению ре­сурсов.
  2. Создает ма­териальную заинтересо­ванность производить то, в чем есть потребность.
  3. Стимулирует научно-тех­нический прогресс.
  4. Обеспечивает свободу выбора и дей­ствий участников рыночных отношений.
  5. Обеспечивает высокую эффективность производ­ства.
  1. Не гарантирует решение социально-экономиче­ских проблем (безработи­ца, инфляция, защита окру­жающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки).
  2. Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами.
  3. Приводит к социальному нера­венству.
  4. Порождает тенденцию к моно­полизации производства.
  5. Не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, до­роги, мосты, парки и т.д.).

Вывод: у каждой экономической системы есть свои преимущества и свои недостатки.


Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.