12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария19
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Конспект урока

Тема: «Местоимение как часть речи» 6 класс

(Программа под ред.Н. М. Шанского)

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, толковый словарь.

Цели:

I. Обучающие цели:

1. Знания: дать представление о местоимении как части речи, об употреблении местоимений в речи, о синтаксической функции местоимений; повторить правописание окончаний прилагательных и глаголов, повторить постановку знаков препинания при однородных членах.

2. Умения: находить местоимения в речи, определять их синтаксическую роль в тексте, правильно употреблять местоимения, различать местоимения, указывающие на предмет, признак, количество.

3. Навыки: способствовать совершенствованию навыка находить в тексте местоимения и отличать их от других частей речи, продолжить формирование навыка грамотного письма.

II. Развивающие цели:

1. Развивать когнитивные процессы: восприятие, внимание, память, мышление (умение наблюдать, обобщать, делать выводы, сравнивать).

2. Развивать общепредметные умения: умение работать со словарем, умение работать с таблицами.

3. Развивать речь:

а) максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как: слушание (глобальное, критическое), говорение (диалог, монолог), чтение (изучающее, поисковое) + письмо (составление словосочетаний, предложений);

б) коммуникативные умения, связанные с речеведческими понятиями (умение определять тему текста, озаглавливать текст, формулировать ЛЗ словарных слов).

III. Воспитательная цель: формировать интерес и любовь к русскому языку.

Речеразвивающий потенциал дидактического материала высокий (текст А.П. Чехова).

Стилистический аспект: работа с художественным стилем (текст А.П. Чехова), учебно-научным подстилем научного стиля (толковый словарь).

Оформление доски:

t1705951811aa.png

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент (1 мин)

 

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ключникова Мария Романовна. В ближайшее время уроки русского языка буду вести у вас я. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с хорошим настроением и с готовностью работать вместе. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число, двадцать восьмое февраля, классная работа.

 

Отмечаю присутствующих

 

II. Подведение к теме урока 2 мин

Отгадайте загадку: (прошу прочитать ученика)

 

Это он, это ты, это вы, это я.

Это кофта чья? Моя.

Ну а шуба наша,

Уж никак не ваша.

Где-то некто вольно жил,

Делал нечто, не тужил,

С каждым он поговорит,

Всякого развеселит,

Никого и ничего

Не обидит ни за что.

Кто я, по вашему мнению?

Конечно же, я____________.

 

Да, верно

 

По содержанию учебника ознакомьтесь с разделом «Местоимение». Определите, что нового вы узнаете, изучая этот раздел? (просмотровое чтение,

прием: прогнозирование содержания текста по оглавлению)

 

 

 

 

 

III.Открытие темы урока 1 мин

 

Так какая тема нашего занятия будет?

Да, верно.

Запишите в тетрадь тему нашего урока: «Местоимение как часть речи»

 

IV. Целеполагание (1 мин)

Ребята, какие цели мы сегодня перед собой поставим?

 

 

 

 

V. Изучение нового материала (12 мин)

 

1) СОР (4 мин.)

Прежде, чем мы начнем говорить о местоимениях, давайте проведем словарно-орфографическую работу со словом профессия.

(появляется на слайде).

 

Ребята, посмотрите на слайд. Внимательно прочитайте слово, всмотритесь, постарайтесь запомнить. Обратите внимание, что это слово пишется с одной ф и двумя с.

Каково лексическое значение этого слова?

 

Давайте обратимся к толковому

словарю русского языка С.И.

Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Какое

значение этого слова дано в словаре?

(поисковое чтение, прием – поиск слова)

Проговорим слово четко, по слогам.

 

Запишем слово в тетради, поставим ударение, подчеркнем ошибкоопасные места.

 

Чтобы запомнить, что в слове «профессия» одна буква Ф и две буквы С, я предлагаю вам посмотреть на то, как это слово пишется в английском языке: profession. Здесь у нас также одна буква Fи две S.

Записать!!!!!

 

Подберите однокоренные слова к слову профессия.

 

Верно, запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места.

 

 

Выполним морфемный разбор слова «профессия». Ученик 1 диктует, я оформляю запись на доске.

 

 

Составьте и запишите словосочетание со словом «профессия».

 

Составьте и запишите предложение со словом «профессия», употребив в предложении также любое местоимение.

 

Отлично!

 

2) беседа

Что вы знаете о местоимении как части речи?

В слове местоимение два корня: место (вместо) и имя (имение). Местоимение – это то, что употреблено вместо имени.

 

Вместо какого имени употребляется местоимение?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем. Сравните два предложения (одного ученика прошу прочитать вслух) и ответьте на вопрос: какие части речи может заменять местоимение?

 

Петр подошел к незнакомому дому через два часа.

 

Он подошел к какому-то дому через несколько часов.

 

Какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак, а какое – на количество?

 

 

 

 

 

Давайте понаблюдаем. Посмотрите на слайд, какой вывод вы можете сделать?

Текст слайда:

 

И.п.

Я

Р.п.

Меня

Д.п.

Мне

В.п.

Меня

Тв.п.

Мной

П.п.

обо мне

 

И.п.

Ты

Р.п.

Тебя

Д.п.

Тебе

В.п.

Тебя

Тв.п.

Тобой

П.п.

о тебе

 

И.п.

Он

Р.п.

Его

Д.п.

Ему

В.п.

Его

Тв.п.

Им

П.п.

о нем

 

Давайте посмотрим на слайд, какой вывод вы можете сделать? Местоимения изменяются по……

мест. им. тот какого рода и числа?

мест.им. та какого рода и числа?

мест.им. те какого рода и числа?

 

И.п.

тот

та

те

Р.п.

того

той

тех

Д.п.

тому

той

тем

В.п.

тот (неодуш.)

того (одуш.)

ту

те (неодуш.)

тех (одуш.)

Тв.п.

тем

той

теми

П.п.

о том

о той

о тех

 

 

Давайте определим, какими членами предложении являются выделенные местоимении? Но перед этим выделите грамматическую основу предложения.

Ученик 1, прочитай, пожалуйста, 1 предложение, выдели грам. основу и определи, каким членом предложения является местоимение выделенное, напиши над каждым словом часть речи.

 

Профессия у него была благородная: он лечил людей. (А.П. Чехов)

 

Ученик 2 , прочитай, пожалуйста, 2 предложение, выдели грам. основу и определи, каким членом предложения является местоимение выделенное. , напиши над каждым словом часть речи.

 

 

Ветер ревел целый день и утихал глубокой ночью. Такая погода стояла несколько дней. (М.А. Шолохов)

 

Ученик 3, прочитай, пожалуйста, 3 предложение, выдели грам. основу и определи, каким членом предложения является местоимение выделенное. , напиши над каждым словом часть речи.

 

 

Я думаю о ней, я плачу и люблю.

(П. А. Висковатов) 

 

Да, верно. Какой вывод можем сделать?

Вывод: в предложении местоимения обычно выполняют роль следующих членов : ….

 

 

 

Подведём итог. Дайте определение местоимению как части речи. Напоминаю, любую часть речи мы рассматриваем с трех позиций: 1) ГЗ; 2) морфологические признаки; 3) синтаксическая роль.

 

 

Физминутка (1 мин)

Я иду и ты идешь – раз, два, три (Шагаем на месте, руками показываем на себя и на друзей)

Он поет, она поет – раз, два, три (Шагаем на месте, руками показываем на себя и на друзей)

Мы идем и мы поем – раз, два, три (Шагаем на месте, хлопаем в ладоши)

Очень дружно мы живем – раз, два, три (показываем рукой класс, потом хлопаем в ладоши)

 

VI. Закрепление изученного(15,5 мин.)

Работа с текстом

Спрашиваю у детей, знают ли они что-то о творчестве и о жизни Антона Павловича Чехова?

 

Если ученики предоставили исчерпывающую информацию, то

переходим к чтению текста. Если дети мало знакомы с автором или не знают о нем ничего, то я показываю слайд на доске с краткой справкой об А.П. Чехове, с портером и с книгами его. Текст представлен на слайде, прошу одного ученика прочитать.

 

Антон Павлович Чехов - русский писатель,общепризнанный классик мировой литературы.

По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии

наук по Разряду изящной словесности

(1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его

произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в

особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении

более 100 лет ставятся во многих

театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал около 900различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей и пьес).

 

Ребята, откройте упражнение 482 на странице 67

 

Установка на слушание

Сейчас один из вас вслух прочитает отрывок из произведения А.П. Чехова, а остальные подумают, о чем этот текст. Ученик 1, прочитай, пожалуйста.

 

1. Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купают(?)ся в лужах вместе с вороб(?)ями. 2.Речка надувает(?)ся и темне..т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар..вёт. 3.Деревья голы но уже живут дыш..т.

 

4.В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязн..ю воду в к..навах пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд. 5. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн..ю или лазить на деревья и привязывать там сквореч(?)ни. 6. Да, всё хорошо в это счас(?)лив..е время года. (А. Чехов)

 

Речеведческие задания

Ребята, какая тема текста, о чем говорится в нем?

 

Да, верно

 

Как бы вы озаглавили текст?

Да, отлично, молодцы.

 

 

 

Правописные и грамматические задания

Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, и вставьте пропущенные буквы. Обозначьте падежи выделенных местоимений. В предложениях с местоимением-подлежащим подчеркните сказуемое.

Укажите местоимения, с помощью которых в этом тексте связаны абзацы (устно выполняется).

 

Прошу 1 ученика выйти к доске, списать1 предложение, вставить пропущенные знаки (если нужны), вставить буквы пропущенные, выделить падеж у местоимений, если в предложении есть местоимение-подлежащее, то подчеркнуть сказуемое.

 

Прошу 2 ученика выйти к доске, списать 2 предложение, вставить пропущенные знаки (если нужны), вставить буквы пропущенные, выделить падеж у местоимений, если в предложении есть местоимение-подлежащее, то подчеркнуть сказуемое.

 

Прошу 3 ученика выйти к доске, списать 3 предложение, вставить пропущенные знаки (если нужны), вставить буквы пропущенные, выделить падеж у местоимений, если в предложении есть местоимение-подлежащее, то подчеркнуть сказуемое.

 

И так далее ( все 6 предложений должны быть написаны на доске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укажите местоимения, с помощью которых в этом тексте связаны абзацы (выполняется устно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.Подведение итогов урока. (1 мин.)

1. Каково грамматическое значение местоимения?

2. Какие морфологическими признаками обладает местоимение?

3. Какую роль выполняет в тексте местоимение?

 

 

 

 

VIII.Рефлексия (1 мин.)

 

Вам всё было понятно на сегодняшнем уроке? Остались какие-либо вопросы?

 

IX. Оценивание (0,5 мин.)

ставлю оценки тем, кто работал у доски

X. Домашнее задание. § 79; упр. 480.

(1 мин.)

 

 

 

 

 

Здороваются. Записывают в тетради число, классная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик 1 читает и отгадывает загадку, говорит, что пропущенное слово – местоимение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-узнаем разряды местоимений (личные, возвратное, вопросительные и относительные, неопределенный, отрицательные, притяжательные¸ определительные)

-узнаем, как делать морфологический разбор местоимений

 

 

 

Местоимение

 

Записывают в тетрадь тему

 

 

 

- дать понятие о местоимении как части речи: 1) что обозначает, 2) какими морфологическими признаками обладает, 3) какую роль играет в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Всматриваются в слово, запоминают.

 

 

 

 

Выслушиваются ответы учащихся.

 

 

Ученик, сидящий за первой партой,

открывает словарь, находит слово

профессия и зачитывает его значение.

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности.

 

про-фе́-сси-я

Учитель записывает на доске, ученики – в тетради. Профе́ссия

 

 

 

смотрят, запоминают, записывают в тетрадь

 

профессионали́зм

профессиона́льный

 

 

 

 

 

профессия – имя сущ., измен. ч. р., следовательно, есть окончание Я, основа – профессиj, корень –профессиj

 

 

 

устаревшая профессия, любимая профессия, профессия преподавателя

 

 

Я выберу профессию хирурга в будущем.

Профессия моей мамы – бухгалтер.

Профессия на всю жизнь мне не нужна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

один читает вслух, дети сравнивают

 

 

 

местоимение может заменять имя существительное, имя прилагательное и имя числительное

местоимение он указывает на предмет, местоимение какому-то указывает на признак, местоимение несколько указывает на количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: местоимения изменяются по падежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изменяются местоимения по родам и числам.

м.р. , ед.ч.

ж.р., ед.ч.

мн.ч., рода нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессия у него была благородная: он лечил людей. (А.П. Чехов)

 

сущ., пред., мест. им., глаг., прил., мест.им., глаг., сущ.

 

 

 

 

 

Такая погода стояла несколько дней. (М.А. Шолохов)

 

мест.им., сущ., глаг., нареч., сущ.

 

 

 

Я думаю о ней, я плачу и люблю.

(П. А. Висковатов) 

 

мест.им., глаг., пред., мест.им., мест.им., глаг., союз, глаг.

 

 

 

 

Вывод : в предложении местоимения обычно выполняют роль следующих членов : подлежащего, дополнения, определения

 

 

 

1) местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2) местоимение, как правило, изменяются по падежам, некоторые по родам и числам

3) в предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

один ученик читает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ученики сообщили мало информации об авторе или не сказали ничего вообще, то они внимательно слушают учителя, изучают портрет писателя, знакомятся с творчеством писателя.

 

 

 

 

Ученик 1 читает, остальные слушают и думают, о чем текст.

 

 

 

 

 

 

 

о природе весной

о пробуждении природы после зимы

о весне как о времени года

о ранней весне

 

«Ранняя весна», «Весна», «Счастливое время года»

 

 

 

 

1. Солнце светит ярко и лучи его(Р.п.) , играя и улыбаясь, купаются (что делают? – без мягкого знака)в лужах вместе с воробьями (пишем мягкий знак, это разделительный мягкий знак, который пишется перед йотированными гласными «е» «ё» «ю» «я» «и»).

 

2.Речка надувается (что делает? – без мягкого знака) и темнеет (чтобы определить, какую букву писать в окончании, нужно определить спряжение, 1 спр., пишем Е); она(И.п.) уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт (рёв – проверочное слово, корень рев).

 

3.Деревья голы, но уже живут,дышат (2 спряжение, в личных окончаниях глаголов 2 спряжения пишется окончание –ат).

(Запятая ставится перед союзом но, так как между однородным сказуемыми, соединенными посредством противительного союза «но», ставится запятая).

(Запятая ставится между однородными сказуемыми живут,дышат, они соединены интонационно)

Это предложение соответствует схеме.

 

4.В такое(В.п., стоит в том же падеже, что и существительное «время», к которому относится местоимение «такое») время хорошо гнать метлой или лопатой грязную(воду какую ?- безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются по окончаниям вопросов к ним) воду в канавах (словарное слово), пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

 

5. Хорошо также гонять голубей под самую (В.п., стоит в том же падеже, что и существительное «высь», к которому относится местоимение «самую») высь (высь какую? - безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются по окончаниям вопросов к ним)поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни (сочетание ЧН пишется без мягкого знака).

 

6. Да, всё(И.п.) хорошо в это(В.п.) счастливое(для проверки написания слова с группой согласных стл нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласной стояла бы гласная: «сча́стье», буква Е стоит после Т, значит, в слове «счастливое» будем писать Т) (время какое? - безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются по окончаниям вопросов к ним)время года. (А. Чехов)

 

-местоимение «такое» (в такое время) соединяет первый абзац и второй (в первом абзаце описывается состояние природы в определенное время года, второй абзац начинается с указания именно на это время года, значит, он продолжает мысль 1-го абзаца)

-местоимение «это» (в это счастливое время года) соединяет первый абзац и второй ( в последнем предложении местоимение «это» подытоживает все то, что было сказано в 1 и во 2 абзацах, то есть то состояние природы, которое было описано в обоих абзацах, и есть «это счастливое время года» )

 

 

1. Местоимение указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

2. род, число, падеж

3. обычно бывают подлежащим, дополнением и определением

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список использованных источников

1. Богданова Г. А. . Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. - 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 227 с.

2. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. — 240 с.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва: Азбуковник, 2000. – 940 с.

4. Русские писатели: биобиблиографический словарь : в двух частях / под редакцией П. А. Николаева. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение : Учебная литеретура, 1996.Ч. 1. - 1996. – 447с.

5. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы :учеб.пособие для обще образоват. организаций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 13-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 111 с.

6. Русский язык. 6класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский].— 10-е изд.— М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

11

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Владимировна Казарцева, 23.01.24 в 07:30 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть заявленную презентацию
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.