12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат
5

Метапредметный урок русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доски «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия»

Автор разработки Грибанова Ирина Эдуардовна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края

Метапредметный урок русского языка в 6 классе с использованием интерактивной доски

Тема: Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

Тип урока по цели: урок обобщающего повторения по теме «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».

Цели урока:

  • метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота».
  • обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков, полученных при изучении темы "Причастие".
  • развивающая: развитие умения находить в тексте причастия и причастные обороты; умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; развитие умения правильного использования причастий и причастных оборотов в тексте.
  • воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; привлечь внимание школьников к проблеме милосердного и доброго отношения к животным; воспитание у детей милосердного и ответственного отношения к животным, предупреждения и борьбы с жестоким отношением к ним; забота о домашних животных, оставшихся без хозяев.
  • коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

Начало урока. Объявление задач урока и порядка его проведения.

Слово учителя:

- Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые гости! Я не просто так повторяю эти слова – доброе утро! Я хочу, чтобы вы получили от меня соответствующий настрой для нашего необычного урока. Тема нашего урока – обычная – «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия». Но разговор на уроке будет об особых качествах человеческой души – доброте, милосердии, заботе.

2) Лексико-орфографическая работа. Мы с вами совместим тему образовательную и социальную. Часто мы говорим о взаимоотношениях людей, но сегодня давайте применим перечисленные слова по отношению к животным. Готовясь к этому уроку, я совершенно случайно наткнулась в Интернете на одно стихотворение. Возможно, оно вам знакомо.

Она передвигалась еле-еле,

И как ещё душа держалась в теле?

Хозяин, чтоб от мук освободить,

Решил свою собаку утопить.

С большим трудом старушка в лодку села

И преданно ему в глаза глядела.

Булыжник в сетке за бортом висел,

А он петлю на шею ей надел.

Хозяин помнил, как она, бывало,

За палкой в воду радостно ныряла,

И вот сейчас, как бы играя с ней,

Он бросил палку, дав команду ей.

На миг она о старости забыла,

И бросилась за борт, что было силы,

Но лодка неожиданно в тот миг

Перевернулась под истошный крик.

Хозяин стал тонуть в шуге весенней,

Хоть было и не сильное теченье,

Но судорогой тело всё свело,

А тут ещё воронка, как назло.

Собака, чья петля в одну минуту

Каким-то соскользнула с шеи чудом,

Отважно тявкнув, ринулась нырять

И своего хозяина спасать.

На берегу вдвоём они лежали

И на ветру от холода дрожали,

А после, отдышавшись кое-как,

Он нёс свою собаку на руках.

С пословицей «Не рой другому яму…»

Ухаживал за ней до смерти самой.

И как-то раз нашёл её в кустах

С застывшей благодарностью в глазах… (Источник – Интернет, автор неизвестен)

Я думаю, что это стихотворение никого не оставило равнодушным.

Милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен. И давайте сейчас проведём лексико-орфографическую работу, выясним, что обозначают эти слова – милосердие, доброта, забота. Являются ли они синонимами? Выясним их правописание. Проверим по статьям толкового словаря.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
Толковый словарь русского языка (онлайн версия).

ДОБРОТА́, -ы, ж.

1. см. добрый.

2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

ЗАБО́ТА, -ы, ж.

1. Беспокойство, беспокойное, обременительное дело. Жить без забот. Много забот у кого-н. Заботы по хозяйству.

2. Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-чего-н. З. о человеке.

3. Внимание, попечение, уход. Окружить кого-н. заботой.

4. ~ми кого, в знач. предлога с род. п. Благодаря чьим-н. усилиям, стараниям. Заповедник создан ~ми учёных.

МИЛОСЕ́РДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество «М.». Действовать без милосердия (жестоко).

- Почему мы говорим об отношении к животным? Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека.

Мы с вами правильно определили значение слов.

3) Повторение и обобщение теоретического материала по теме. Давайте теперь перейдём к нашей образовательной теме, вспомним, какие причастия вы знаете по значению. (Действительные, страдательные). Чем они отличаются друг от друга? Как образуются?

Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:

а) действительные причастия:

решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ющ- + -ий (решающий);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -ящ- + -ий (строящий);

б) страдательные причастия:

решать (I спряжение): реша-ют → реша- + -ем- + -ый (решаемый);
строить (II спряжение): стро-ят → стро- + -им- + -ый (строимый).

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):

а) действительные причастия:

решать (основа на гласную): реша-ть → реша- + -вш- + -ий (решавший);
нести (основа на согласную): нес-ти → нес- + -ш- + -ий (нёсший);

б) страдательные причастия:

написать (основа не на -ить): написа-ть → написа- + -нн- + -ый (написанный);
построить (основа на -ить): постро/и-ть → постро- + -енн- + -ый (построенный);
взять: взя-ть → взя- + -т- + -ый (взятый).

- Я попрошу вас с помощью ИД распределить суффиксы причастий на определённые группы. (ИД лист 1)

4) Синтаксическая пятиминутка.

Вы испытываете жалость, когда видите бездомного маленького котенка, мокнущего под проливным дождем, а милосердие –  это когда этот котенок, чисто вымытый и накормленный, нежится у вас на коленях.

Прочтите со знаками препинания

Найдите причастие, определите границы причастного оборота

Запишите его, объясните постановку знаков препинания

5) Работа с текстом. Прочитайте текст. Определите его тему, стиль речи, озаглавьте текст.

- Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания или соображений гуманности. Актом милосердия может быть подаяние милостыни нищему. Приютить бездомного котенка – это тоже означает проявить милосердие.

Текст:

Всюду в России очень много бездомных животных… Большинство людей проходит ежедневно мимо множества несчастных брошенных существ, не замечая даже их присутствия и воспринимая их как неприятную данность бытия. Проходят мимо попавших в беду и даже не пытаются что-то сделать, чем-то помочь. Даже, если где-то недалеко истекает кровью сбитый машиной щенок, или отчаянно мяукает от голода и страха выброшенный кем-то крошечный котенок. Вспомните, сколько раз вы проходили мимо подвала вашего дома, в котором умирают от голода замурованные заживо кошки, спешили пробежать мимо мальчишек, которые пинают бездомную собаку? Люди спешат по своим делам и ничего не замечают вокруг, оставаясь безучастными к страданиям бессловесных тварей. А ведь поспешить на помощь попавшему в беду - естественный для любого нормального человека поступок. Способов ведь на самом деле множество, главное - не остаться равнодушным. (Интернет)

- Выполните задания к тексту: найдите причастия, выпишите их, обозначьте суффиксы и тип причастия.

6) Физминутка.

7) Работа над образованием причастий. Образуйте все возможные причастия от следующих глаголов, предварительно определив вид, переход­ность и спряжение глагола. (ИД лист 2)

Жалеть, сочувствовать, ранить, предавать, радоваться.

Жалеть – жалеющий, жалевший.

Сочувствовать – сочувствующий, сочувствовавший.

Ранить – ранивший, раненный (в руку), ранимый.

Предавать – предающий, предавший, преданный.

Радоваться – радующийся, радовавшийся.

8) Проверочная работа по теме (аудио-тест). Обозначить правильные ответы и произвести проверку.

9) Заключительное слово учителя. Вас когда-нибудь предавали? Вопрос риторический, ответов на него - бурных, эмоциональных - увы, множество. Да-да, конечно - еще в детстве, когда детская жестокость выплескивалась на вас: но вы взрослели, закалялись, становились умнее и осторожнее. Вас опять предавали, и хотя боль от предательства остра, вас уже нельзя было застать врасплох. И так - год за годом - вы научились обходить опасные места, коварных и лживых людей, сложные ситуации.
Всего этого не умеют братья наши меньшие. За тысячелетия человек, возомнивший себя венцом творенья, сумел внушить собачье-кошачьему населению планеты, что цель существования этих созданий Божьих - служить человеку, жить рядом с ним и во имя его. И - предал…
Нет-нет, мы далеки от того, чтобы зачислить поголовно весь род человеческий в предатели и мерзавцы, но масштабы бедствия таковы, что кричать “КАРАУЛ!” надо бы, да уже поздно! Человеческая безответственность по отношению к тем, кого мы приручили, вселяет ужас и отвращение.
Какая распространенная ситуация - летом, на даче подобрали котеночка или щеночка, но лето кончилось, и с ним улетучилась трогательная привязанность вчерашних кормильцев к своему питомцу! Несчастное животное околевает от голода и холода перед наглухо закрытой дверью еще вчера гостеприимного дома, а умилявшиеся на зверюшку взрослые люди не помнят о том, кого приручили. Стоит ли удивляться, что их дети, невольные подельники ситуации, вылетев из родного гнезда, начисто забудут его адрес. И поделом!
Преданное четверолапое существо будет стремиться вновь и вновь к человеку, раз за разом попадая ситуацию отверженного, если выживет, конечно, в ту первую зиму после предательства…И только, если очень повезет, ему встретится среди череды нелюдей - настоящий Человек, который, простите вольную цитату, ” в ответе за тех, кого приручил”!
Мы - люди, и уж если так суждено, что эта Планета со всеми на ней живущими - заложник наших деяний, не творите зла, ведь все - бумеранг, и вернется сторицей… Чего искренне желаем всем и каждому: ваша доброта приумножится, но и жестокость обрушится на жестоких и - равнодушных.

10)Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.

В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших сердец. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству?

11) Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Ты в ответе за тех, кого приручил».

 

Источники иллюстраций для презентации и урока:

http://www.xapaktep.net/virtues/knightly/mercy/desc.php

http://www.aphorism.ru/839.shtml

http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=3fc6b9e5f3bdefbb

http://www.liveinternet.ru/users/valbel13/post178289462/

http://www.svetozar.ru/index/id/54365

http://www.blagosobor.ru/book/export/html/4674

http://www.echomsk.spb.ru/news/istoricheskiy-tsentr/zaschitniki-zhivotnyh-hotyat-ustanovit-pamyatnik-zamuchennoy-sobake.html

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/05/chapa.thumbnail.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/03/b1.thumbnail.jpeg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/03/sobaki.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/03/koshki.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/03/chen.thumbnail.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2010/09/image0023.thumbnail.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2010/09/image0013.thumbnail.png

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/12/borod.thumbnail.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2010/09/9.thumbnail.jpg

http://zoovladimir.ru/wp-content/uploads/2011/03/sibiry.thumbnail.jpg

http://3.bp.blogspot.com/_9YF81jQet_U/R7mqUDvruoI/AAAAAAAAAR4/P539OpfRLgk/s320/P2104860.JPG

http://mirkotov.com/wp-content/uploads/2010-03-27/sobaka_1162_1269704229.jpg

http://tvoyasobaka.ru/wp-content/uploads/2011/02/1.jpg

http://mitra-dv.1gb.ru/wp-content/uploads/2011/06/dog001.jpg

http://www.miloserdie.ru/pic/_DSC3622.jpg

http://www.sobaka.com/wp-content/uploads/2010/01/0_2ab3_bb89489e_l.jpg

http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/10/06/002.jpg

http://do9s.ru/uploads/spasatel.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/362/67362211_1291316850_130800.jpg

http://www.zooyarsk.ru/upload_files/news/77_1.jpg

http://www.zoo-mag.ru/wp-content/uploads/2010/08/978511470.jpg

http://natura.spb.ru/news/2011/not_home_animals_01.jpg

http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/005rgatb.jpg

http://www.krasnodog.ru/img/ours/0f2865df272d967de1.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.