12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кололеева Елена Викторовна4027
Стаж работы в школе - 30 лет.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
0

Метод проектов как средство формирования ключевых образовательных компетентностей обучающихся

Для успешного вхождения ребенка в мир взрослых и продвижения в нем к желаемой цели особо значимой является проблема приобретения учащимися ключевых образовательных компетентностей.

Я представлю вашему вниманию свой опыт работы в ШКОЛЕ РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ с использованием (применением) метода проектов, который и позволяет формировать всю совокупность учебных действий, реали­зовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подход.

Под проектной деятельностью принято понимать любое самостоятельное дело (исследование, действие, изделие), осуществляемое индивидуально или в группе, дающее конкретный результат. Особенно эффективной на сегодняшний день становится проектная деятельность, реализуемая в технологии партнерства, т.е. взаимовыгодного сотрудничества. Суть технологии партнерства выражается в предоставлении социальным партнером ресурсов для осуществления проектов с одной стороны; оказании помощи социальному партнеру (заказчику) в разрешении конкретных социальных проблем и  получение опыта практической деятельности с другой.

Основным фактором, влияющим на активизацию и поддержание интереса к проектной деятельности, на успешность ее реализации, является интерес, что и объясняет выбор школьниками той или иной проблемы.  И здесь следует упомянуть положительный опыт проведения ярмарки проектов, в ходе которой ребята могут самостоятельно выбрать ту или иную задачу.

В центре внимания проектной деятельности находятся реальные социальные проблемы,  обнаруживая, анализируя и решая которые, школьник оказывается в позиции реального социального деятеля. «Играя» в разрешение проблем, ученик начинает видеть их во всей полноте и сложности, учится не бездумно рассуждать о действительности, а принимать ответственные решения. Роль принимающего решения поднимает человека над собственной отстраненной позицией, заставляет не только казаться, но и  быть  способным к принятию решений, ответственным за них. Способность сознательно выбирать свою позицию и действовать в соответствии с ней – путь к рефлексивному, осмысленному отношению к себе  как личности.

Мы с ребятами реализовали большое количество индивидуальных и групповых проектов: от глубокого изучения различных общественных явлений до выполнения социальных заказов. На данный момент в технологии партнерства мы реализовали два проекта.

Первый - Разработка десятиклассниками справочных материалов (буклетов) для потребителей сотовой связи, заказчиком выступил Усть-Лабинский филиал Консультационного центра для потребителей.  Практическая направленность проекта в том, что его участники повысили свой уровень потребительской грамотности,  подготовленная информация стала ответом на вопросы, интересующим потребителей сотовой связи, а изготовленные ребятами буклеты были распространены заказчиком среди жителей Краснодарского края, способствуя повышению уровня потребительской и правовой грамотности населения. Проделанная работа получила высокую оценку со стороны заказчика.  

Вторым проектом стала разработка дизайна модели школьной формы по заказу Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа. В этот проект включились обучающиеся 7-х и 10-го классов.  Ребята проанализировали информацию о школьной форме в разные временные периоды; изучили сложившуюся в  районе ситуацию по вопросу внедрения единой школьной формы; разработали анкету и провели  опрос среди учителей, учеников и их родителей; обработали результаты; создали эскизы школьной формы, представили их респондентам и заказчику.

Проанализировав представленные проекты с точки зрения формируемых компетентностей, можно констатировать, что в ходе осуществления  РЕАЛЬНЫХ ДЕЛ обучающиеся

формируют представление  об основных социальных процессах и явлениях, характерных для современного общества.

учатся искать и обрабатывать информацию, систематизировать материал и представлять его в разных знаковых системах, обнаруживать проблему, готовить и презентовать собственное исследование.

получают опыт групповой работы, участия в планировании и осуществлении социального действия, участия в дискуссии, рефлексии собственной деятельности, имеют мотивацию к познанию и  творчеству.

 Совокупность перечисленных компетентностей и представляет собой определенный образовательный результат, который может быть выражен как желание и умение личности искать, изучать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

 Опыт работы над проектами помогает школьникам быть успешными в различных видах деятельности, становиться авторами публикаций, победителями и призерами конкурсов  авторских проектов  «Моя страна - моя Россия», научно-практической конференции «Эврика», викторине по правам потребителя, марафоне «Все вправе знать о праве», правовом конкурсе творческих работ «Я выбираю ответственность!» и др.

Учитывая, что работа над проектами  осуществляется с опорой на межпредметные связи, исследуемая социальная проблема рассматривается с точки зрения различных дисциплин, в процессе чего школьники осваивают действия  социологов, экономистов, юристов, историков, занимая определенные роли в процессе реализации проекта, описывая эти проблемы языком различных социальных наук.  

Таким образом, проектная деятельность  помогает ребятам более осознанно осуществлять выбор будущей профессии и подготовку к ней, успешно сдавать выпускные экзамены и поступать в престижные учебные заведения. Следовательно, результат приносит удовлетворение и обучающимся, и учителям, и родителям.

Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.