12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елизавета57
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
3

Методическая разработка Интегрированной практической работы для студентов 2 курса по дисциплинам «Математика», «Информатика».

Мt1578631961aa.gif инистерство общего и профессионального образования

Свердловской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области


«Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса»





Методическая разработка


Интегрированной практической работы для студентов

2 курса

по дисциплинам

«Математика», «Информатика».


Тема: Расчет показателей, характеризующих тенденцию динамики, с применением программы Excel

Разработал

Преподаватель: Е.В.Костылева



Екатеринбург, 2019год

1 Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей студентов


Анализ литературы по проблеме интегрированного обучения и методике проведения интегрированных уроков показал, что в современной отечественной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению М.И. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения студентам необходимо заново учится применять полученные знания на практике.


Интегрированные уроки, являются эффективной формой используемые для систематизации знаний, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать студентам всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить студента в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.


Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей студентов, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний посредством межпредметных связей учащихся занимались многие исследователи - Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, в том числе и отечественные - К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, В.К. Кириллов, Н.А. Лошкарева, Л.Я. Зорина, Н.М. Сокольникова и д.р.


В этих исследованиях выделены виды, функции, методы интеграции знаний естественнонаучных, обществоведческих, технических дисциплин. В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема формирования информационной и специальной компетенций требует дальнейшего осмысления.




2 Методические указания по работе с программой MS Excel


Запуск программы:

Выполнить команду Пуск - Программы - Microsoft Excel.


Движение по ячейкам таблицы:

1 способ: с помощью кнопок перемещения курсора на клавиатуре (стрелки ß; à; á; â)

2 способ: щелкать мышью по нужным ячейкам

3 способ: нажать клавишу Tab

4 способ: нажать клавишу Enter


Выделение структурных элементов таблицы:

Структурный элемент

Способ выделения

Ячейка

Щелкнуть по ячейке один раз левой клавишей мыши

Блок ячеек

Выделить первую ячейку блока и, не отпуская левую клавишу мыши, переместить курсор к последней ячейке выделяемого блока

Строка

Щелкнуть по номеру строки

Столбец

Щелкнуть по названию столбца

Весь лист

Щелкнуть по кнопке, которая находится над номерами строк и перед названиями столбцов


Изменение ширины столбца или высоты строки:

1 способ: навести указатель мыши на границу разделяющую названия столбцов или номера строк (курсор примет вид двунаправленной стрелки), нажать левую клавишу мыши и, не отпуская ее, переместить границу в нужном направлении.

2 способ: выделить столбцы или строки ширину или высоту которых нужно изменить, выполнить команду Формат – Столбец – Ширина или Формат – Строка – Высота, установить нужную величину, нажать ОК


Ввод данных в ячейки:

Щелкнуть по ячейке левой клавишей мыши;

Ввести данные с клавиатуры;

Нажать Enter.


Удаление содержимого ячеек:

Выделить ячейки, содержимое которых нужно удалить;

Нажать на клавиатуре Delete или выполнить команду Правка – Очистить – Содержимое.


Редактирование содержимого ячейки:

Щелкнуть мышью по ячейке два раза;

Исправить данные;

Нажать Enter для подтверждения изменений.


Настройка формата отображения данных (числовой, денежный, дата, текстовый, процентный и т.д.):

Выделить ячейки, формат которых нужно изменить;

Выполнить команду Формат – Ячейки – Число;

Установить нужный формат и настроить его параметры;

Нажать ОК.


Ввод формулы:

Выделить ячейку, в которой будет находиться результат вычислений;

Ввести формулу начиная со знака = (в формуле использовать ссылки на ячейки);

Нажать Enter.

Виды ссылок (ссылки записываются латинскими буквами!):





3 Показатели, характеризующие тенденцию динамики (показатели тренда)

Процессы и явления общественной жизни, являющиеся предметом изучения статистики, находятся в постоянном движении и изменении в течение какого-то времени.

Динамика – это изменение явлений во времени. Изучение процесса в динамике (изменении, развитии) – одна из наиболее важных задач статистики.


Статистические данные, характеризующие изменение явлений во времени, называются динамическими (хронологическими или временными) рядами.

Динамическим также называется ряд значений статистических показателей, расположенных в хронологической последовательности.


Динамический ряд состоит из двух элементов:

1). Время (t) – момент или период, к которому относятся статистические данные. Время может быть, как момент (начало и конец периода) и как период (месяц, квартал, год).


2). Уровень ряда (у), (Q) – статистические показатели, которые характеризуют изучаемый объект на определенный момент или за указанный период времени. Уровни обычно выражаются абсолютными числами, средними и относительными величинами.


Данные динамического ряда должны быть выражены в одних и тех же единицах измерения, а промежутки времени должны быть по возможности одинаковыми.

Графически ДР обычно представляются в виде гистограмм (для дискретных – прерывных величин) или линейных графиков (для непрерывных величин.

Одной из наиболее важных задач при анализе рядов динамики является изучение и выявление основной тенденции динамики (изменения) уровней ряда, которая называется трендом. Кроме того, при помощи анализа рядов динамики можно:

Характеризовать интенсивность изменений изучаемого объекта.

Интенсивность – скорость развития объекта.

2) Выявлять основные закономерности изменения объекта.

3) Определять факторы, которые оказывают значительное влияние на изменение объекта во времени.

4) Дать прогноз развития объекта на будущее.

Для решения этих задач разработана система показателей динамики (показателей, характеризующих тенденцию динамики (Т.Д)).

К таким показателям относятся:

1) Абсолютный прирост (сокращение);

2) Темп роста (снижения);

3) Темп прироста;

4) Относительный показатель структуры.

Абсолютный прирост (сокращение) или абсолютное изменение – это разность между двумя уровнями ряда динамики. Как правило, из текущего уровня вычитают базисный или предыдущий.

Абсолютный прирост показывает, насколько данный уровень отличается от другого, взятого в качестве базы для сравнения. Различают базисный абсолютный прирост и цепной.

t1578631961ab.gif, где

t1578631961ac.gif - базисный уровень.

t1578631961ad.gif - сравниваемый уровень (отчетный или текущий).

t1578631961ae.gif , где

t1578631961af.gif - уровень предшествующего периода.

Если значение A>0, то наблюдается прирост уровня, если A<0, то сокращение.

Темп роста – это отношение отчетного уровня к базисному. Эти величины показывают, во сколько раз уровни отличаются друг от друга, и выражаются формулами:

t1578631961ag.gift1578631961ah.gif


Тр.баз. – темп роста базисный

Тр.цеп. – темп роста цепной.


Если темп роста больше 100%, то говорят, что наблюдается «подъём» в развитии экономического явления (процесса), если характеризуют показателей, если темп роста меньше 100%, то говорят, что наблюдается «спад» в развитии процесса.





Коэффициент и темп прироста – показатели, дающие


Тпр.баз= Тр.баз – 100%


Тпр.цеп.= Тр.цеп – 100%


Тпр. показывают на сколько сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу.


4 Методика исчисления показателей, характеризующих тенденцию динамики (проведение тренда)


Провести тренд – это значит вычислить показатели, характеризующие тенденцию динамики, данные свести в таблицу, построить график развития процесса, выявить закономерности, причинно-следственные связи.


Пример : Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать производство продукции на следующий год. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о товарообороте вашего предприятия за 2016 -2019г.г.,у.д.е.


Год

2016

2017

2018

2019

Товарооборот,у.д.е.

1100

1600

2000

4000


Задание: Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики товарооборота. Рассчитать средний уровень производства. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.


Решение:

Таблица 1-Расчет показателей динамики товарооборота предприятия отрасли за 2016-2019 г.г.

№ п/п

Год

Товаро-оборот,

у.д.е..

Абсолютный прирост, млн. руб.

Темпы роста, %

Темп прироста, %

Удельный вес, % к итогу


базис -ный



цепной(годов)


базис-ный

цепной

базис-ный

цепной

1

2016

1100

0

0

100,0

100,0

0,0

0,0

12,64

2

2017

1600

500

500

145,0

145,0

45,0

45,0

18,39

3

2018

2000

900

400

181,8

125,0

81,8

25,0

22,98

4

2019

4000

2900

2000

363,6

200,0

263,6

100,0

45,99

Итог:

8700

-

-

-

-

-

-

100,00


1) Рассчитываем абсолютный прирост t1578631961ai.gif

За базу принимаем данные товарооборота за 2016 г.

за 2017год: 1600-1100=500 (млн. руб.)

за 2018 год: 2000-1100=900 (млн. руб.)

за 2019 год: 4000-1100=2900 (млн. руб.)

t1578631961ae.gif

за 2017 год: 1600-1100=500 (млн. руб.)

за 2018 год: 2000-1600=400 (млн. руб.)

за 2019 год: 4000-2000=2000 (млн.руб.)

2) Темпы роста: t1578631961aj.gif

за 2016 год: t1578631961ak.gif

за 2017 год: t1578631961al.gif

за 2018 год: t1578631961am.gif

за 2019 год: t1578631961an.gif

t1578631961ao.gif

за 2016 год: t1578631961ak.gif

за 2017 год: t1578631961al.gif

за 2018 год: t1578631961ap.gif

за 2019 год: t1578631961aq.gif

3). Темп прироста: t1578631961ar.gif %

за 2016 год: 100%-100%=0%

за 2017 год: 145%-100%=45%

за 2018 год: 181,8%-100%=81,8%

за 2019 год: 363,6%-100%=263,6%

t1578631961as.gif %

за 2016 год: 100%-100%=0%

за 2017 год: 145%-100%=45%

за 2108 год: 125%-100%=25%

за 2019 год: 200%-100%=100%

Построим диаграммы темпов роста и проанализируем данные.

t1578631961at.gif

100

145

181,8

363,6

125

200

Рt1578631961au.gif исунок 1- Динамика товарооборота предприятия отрасли в период с 2016 по 2019 г.г.


Вывод: на основании расчетов и графика наблюдается следующее:

Базисные темпы роста показывают, что товарооборот в 2017 году, по сравнению с 2016 годом возрос на 45%, в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 81,8%, в 2019 году по сравнению с 2016 на 363,6%.

Цепные показатели показывают рост или снижение товарооборота по сравнению с предыдущим годом. Так, в 2017 году рост товарооборота составил 45%, по сравнению с 2016 годом, в 2018 году по сравнению с 2017 – 25%, 2019 по сравнению с 2018 – 100%. Такие показатели связаны с деятельностью предприятия отрасли в указанный период. Для дальнейшего развития предприятия необходимо ……………... (составить список мероприятий, способствующих развития предприятия).



5 Технологическая карта интегрированной практической работы

Технологическая карта урока

Наименование Математика,Информатика.

Тема урока: Расчёт показателей, характеризующих тенденцию динамики, с применением программы Excel

Тип урока: решение проблемной задачи с защитой

Форма проведения: интегрированная практическая работа

Цель урока: Формирование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 6.1. Планировать основные показатели производства


Задачи урока: Формирование умений: рассчитывать показатели производства, анализировать полученные результаты, планировать показатели производства.

Предварительная подготовка: повторение изученного материала по темам: «Ряды динамики», «Показатели, характеризующие тенденцию динамики».

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Средства обучения: программное обеспечение Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word.,

практическое задание по теме: «Расчёт показателей, характеризующих тенденцию динамики»



Этапы урока

Методы обучения

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

Методическое обеспечение

Организационный

Сообщение темы урока, постановка целей и задач, описание хода урока.

Фиксируют тему урока, цели и задачи, ход урока.

Контроль записи темы урока, целей и задач, ход урока.


Актуализация знаний

Тестирование по темам « Показатели, характеризующие тенденцию динамики», « Работа с программой Microsoft Office Excel»

Выполнение теста по дисциплинам «Математика», «Информатика»

Проверка теста по ключу

Тест по темам « Показатели, характеризующие тенденцию динамики», « Работа с программой Microsoft Office Excel, бланк ответов.

Закрепление материала

Выполнение практической работы с последующей защитой посредством демонстрации полученных результатов с использованием ММП, оформление отчета по практической работе

Выполнение практической работы по группам, согласно заданию преподавателя., с применением ПК и программы Microsoft Office Excel, защита практической работы, оформляют отчет по практической работе с применением программы Microsoft Office Word.


Оценивает выполнение практической работы, задает вопросы, заполняет оценочный лист

Задание к практической работе

Рефлексия

Обсуждение результатов работы, деятельности каждого студента в ходе выполнения практического задания, вклад в выполнение задания

Обсуждают моменты, которые получились ( не получились), выявляют причины, оценивают индивидуальный труд и труд членов команды, высказывают мнение о том, как можно было улучшить процесс решения задачи.

Наблюдает за обсуждением, вносит коррективы.

Оценочный лист

Подведение итогов

Ответ на обобщающие теоретические вопросы. Оценка выполнения практической работы

Представляют результаты обсуждения перед всей группой

Представляет результаты, согласно оценочному листу

Оценочный лист










Оценочный лист практического задания по теме: «Расчёт показателей, характеризующих тенденцию динамики».



Компетенция

Признак компетенции

Наличие признака

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Свободно владеет терминологией учебного материала, вошедшего в задание для выполнения практической работы


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Владеет навыками расчета показателей, характеризующих тенденцию динамики


Самостоятельно анализирует и аргументирует решение задачи


Прогнозирует результаты решения задачи;



Полностью реализует решение задачи


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Составляет аналитическую справку после решения задач с применением MS Excel.


Самостоятельно анализирует и аргументирует решение задач


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Представляет решение задачи внутри таблицы.


Определяет статистические данные по масштабу диаграммы


Сопровождает решение задачи необходимыми формулами.


Строит расчётные таблицы с применением MS Excel.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Владеет навыками расчета показателей, характеризующих тенденцию динамики с применением программы MS Excel


Владеет навыками построения диаграмм темпов роста с применением программы MS Excel


Строит расчётные таблицы с применением MS Excel.


Рассчитывает статистические показатели динамики (базисные и цепные) и структуры с применением MC Exсel.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Демонстрирует способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами


ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Принимает участие в оформлении отчета по практической работе


Принимает участие в защите практической работы


Демонстрирует способность отвечать за работу членов команды


ПК 6.1. Планировать основные показатели производства

Рассчитывает показателей, характеризующих тенденцию динамики


Демонстрирует владение методами анализа и прогноза развития производства


ИТОГО




6 Этапы урока

1 Организационный

2 Актуализация теоретических знаний:

Тест по теме: «Работа с программой Microsoft Office Excel»

Закончить предложение:

1Основным элементом Microsoft Excel называется ……………………………

2 Вкладка для настройки формата данных – это ……………………………

3.Файл, создаваемый в Excel, состоящий из 1 или нескольких листов- ….……………………..

4. Совокупностью ячеек - это…………………………………………….

5. Строка расположена над таблицей, предназначенная для отображения содержимого активной ячейки называется………………………………..

6 Ячейка, выделенная рамкой, показывающая, где в данный момент времени происходит работа на месте называется………………………………………

7. Вкладка для настройки ориентации в ячейке -………………………………

8. Распределение данных по возрастанию и убыванию- …………………..

9 Прямоугольной областью листа называется………………………………..

10. Прием автоматизации ввода данных периодически повторяющихся данных и одинакового текста называется…………………………………

11. Название столбца или номера строки, на пересечении которых находится ячейка- это………………………………………………………………………

12. Прием автоматизации ввода данных текста в пределах одного столбца называется………………………………………………………………………….

13. Вид ссылки абсолютной по столбцу и по строке-…………………………..

14. Виды ссылок, при копировании которых формулы не изменяются-…………………..

15. Функция, которая складывает все числа -………………………………..

16. Ссылки, которые при копировании формулы изменяются……………………………………………

17. Инструмент, который позволяет быстро осуществлять автоматический поиск формул, называется - ………. функций.

18. Выбор из списка из всего списка данных только тех, которые удовлетворяют определённым условиям отбора – это …………………..

19. Данные в пределах одного столбца или одной строки- …………………….

20. Готовая формула, в которую нужно подставить аргументы (указать данные обработки) называется…………………………………………..

Тест по теме: «Показатели, характеризующие тенденцию динамики»

Закончить предложение:

1 Статистический показатель – это……………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2 Динамика – это…………………………………………………………………..

3 Для анализа процесса динамики применяются основные показатели

………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

4 Для расчета показателей, характеризующих тенденцию динамики применяются формулы: Абаз =

Ацен =

Тр баз =

Тр цеп =

Тпр баз =

Тпр цеп =

5 Показатель темпа роста характеризует………………………………………...

6 Показатель удельного веса ( структуры) рассчитывается по формуле:…………………………………………………………………………….

7 Показатель абсолютного прироста характеризует……………………………..

8 Относительные показатели измеряются в………………………………………

9 Информацию о процессе динамики можно представлять в виде……………..

……………………………………………………………………………………….

10 При анализе процесса динамики применяют диаграммы……………………

Критерии оценки : « 5» - 30 правильных ответов;

« 4» - 25 правильных ответов;

« 3» - 20 правильных ответов;

« 2» - менее 20 правильных ответов.

Ответы: по теме: «Работа с программой Microsoft Office Excel»


ячейка

число

книга

лист

формула

активная

выравнивание

сортировка

диапазон

Автозаполнение

адрес

автозавершение

смешанные

абсолютные

автосуммирование

относительные

мастер

автофильтр

ряд

функция


Ответы по теме : «Показатели, характеризующие тенденцию динамики»

1. Количественная оценка изучаемого явления или процесса

2. Развитее ( изменение ) процесса во времени

3. Абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста ( базисные и цепные)

4.Qi - Q0, Qi – Qi-1 , t1578631961av.gift1578631961aw.gif , Тр баз – 100%, Тр цеп – 100%

5. Увеличение или уменьшение производства в процентном соотношении к базисным показателям или цепным

6. t1578631961ax.gif

7. Увеличение или уменьшение производства в именованных единицах по отношению к базисным показателям или цепным

8. %

9. Таблиц с расчетами, диаграмм темпов роста

10. Темпов роста

3 Закрепление нового материала

Решение задачи с применением программы MS Excel.

Задание:

1Создать таблицу в программе MS Excel;

2Занести данные в таблицу;

3 В строке формул создать формулу для расчета показателя абсолютного прироста;

4 Рассчитать показатель абсолютного прироста в программе MS Excel;

5 В строке формул создать формулы для расчета показателей темпов роста базисных и цепных;

6 Рассчитать показатели темпов роста базисных и цепных в программе MS Excel;

7 В строке формул создать формулы для расчета показателей темпов прироста базисных и цепных;

8 Рассчитать показатели темпов прироста базисных и цепных в программе MS Excel;

9 В строке формул создать формулу для расчета показателя удельного веса;

10 Рассчитать показатель удельного веса в программе MS Excel;

11 Построить диаграммы темпов роста с применением программы MS Excel;

12 Проанализировать полученные результаты исследования процесса динамики;

13 Оформить отчет по результатам исследования процесса динамики;

14 Отчет должен содержать :

- Таблицу с расчетами, оформленную согласно требованиям:

- Диаграммы темпов роста, оформленные согласно требованиям;

- Аналитическую справку по результатам исследования процесса динамики с обоснованием причин и указанием рекомендаций.

15 Распечатать(оформить) отчет.


Форма отчета (выполняет с применение программы Microsoft Office Word)


Отчет по практической работе № **

Тема: Расчет показателей, характеризующих тенденцию динамики

Студенты (тки) группы ____________________

Ф.И.О.________________________________________________

Вариант №_____________


Таблица 1- Расчет показателей динамики и структуры ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

п/п

Год(месяц)

Объем производства(розничной торговли ,др.),__________

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Удельный вес, % к итогу

базисные

цепные

базисные

цепные

1








2








3








4








5








6








ИТОГО:














t1578631961ay.gif

Год( месяц)

Условные обозначения



Рисунок 1- Динамика_____________________________________


Аналитическая справка


В ходе проведенного исследования процесса динамики выявили следующее:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рекомендации(рекомендуется):

1_________________________________________________________;

2_________________________________________________________;

3_________________________________________________________.


Исследование проводили: ( подпись)______________________

Ф.И.О. ( Е.И. Иванов)_____________________ Дата ___________________________


3.1 Задание для практической работы



Задача 1.

Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать производство продукции на следующий месяц. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о производстве вашего предприятия за 20**год, млн.руб.:


Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

172,5

175,1

178,3

181,0

184,7

196,5


Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики производства. Рассчитать средний уровень производства. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.


Задача 2 Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать производство продукции на следующий месяц. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о производстве вашего предприятия за 20**год ,тыс.руб.:


Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

5180

5230

5115

5003

5010

5300


Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики производства. Рассчитать средней уровень производства. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.


Задача 3 Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать розничный товарооборот на следующий год. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о розничном товарообороте предприятия по годам, тыс. руб.:


20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

9536,5

12091,5

15654,5

17895,5

16253,6

16300,9


Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики розничного товарооборота. Рассчитать средний уровень розничного товарооборота. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.


Задача 4 Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать производство продукции на следующий год. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о производстве вашего предприятия

Имеются следующие данные о производстве по годам, тыс. руб:


20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

362

380

411

420

415

432

Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики перевозки грузов. Рассчитать среднюю перевозку грузов. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.




Задача 5 Вы являетесь технологом предприятия. Вам необходимо спланировать производство продукции на следующий год. Для этого Вам требуется проанализировать имеющиеся данные о производстве вашего предприятия

по годам, тыс.руб:


20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

20**г.

185

205

256

300

295

310

Рассчитать показатели, характеризующие тенденцию динамики производства. Рассчитать среднее производство. Построить диаграммы темпов роста. Проанализировать полученные результаты.

4Оформление отчета по практической работе


5 Защита отчета о практической работе


5.1 Вопросы по дисциплине «Информатика»

1) Какая ячейка является активной?

2) Что называется рабочей книгой? Можно ли один рабочий лист считать рабочей книгой? Можно ли выделить несколько рабочих листов в рабочей книге?

3) Что могут включать формулы? Как ввести формулу?


5.2 Вопросы для закрепления по дисциплине «Математика»

1. Какие статистические показатели применялись при решении задач?

Что можно определить, проанализировав показатели динамики?

Что можно определить, проанализировав показатели структуры?

В каких формах можно представлять информацию?

Какой вид графика чаще всего применяется при анализе динамики развития процесса?


6 Подведение итогов урока


Оценочный лист практического задания по теме: «Расчёт показателей, характеризующих тенденцию динамики».



Компетенция

Признак компетенции

Наличие признака

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Свободно владеет терминологией учебного материала, вошедшего в задание для выполнения практической работы


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


Владеет навыками расчета показателей, характеризующих тенденцию динамики


Самостоятельно анализирует и аргументирует решение задачи


Прогнозирует результаты решения задачи;



Полностью реализует решение задачи


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Составляет аналитическую справку после решения задач с применением MS Excel.


Самостоятельно анализирует и аргументирует решение задач


ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


Представляет решение задачи внутри таблицы.


Определяет статистические данные по масштабу диаграммы


Сопровождает решение задачи необходимыми формулами.


Строит расчётные таблицы с применением MS Excel.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


Владеет навыками расчета показателей, характеризующих тенденцию динамики с применением программы MS Excel


Владеет навыками построения диаграмм темпов роста с применением программы MS Excel


Строит расчётные таблицы с применением MS Excel.


Рассчитывает статистические показатели динамики (базисные и цепные) и структуры с применением MC Exсel.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Демонстрирует способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами


ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.


Принимает участие в оформлении отчета по практической работе


Принимает участие в защите практической работы


Демонстрирует способность отвечать за работу членов команды


ПК 6.1. Планировать основные показатели производства продукции общественного питания.


Рассчитывает показателей, характеризующих тенденцию динамики


Демонстрирует владение методами анализа и прогноза развития производства


Максимальное количество


42

ИТОГО




Общее количество баллов 100% - 30 баллов

Критические оценки

91% - 100% - 38 – 42 баллов «5»

75%-90% - 32 – 37 баллов «4»

60% - 74% - 25 –31 балл «3»

до 60% - 25 и менее баллов «2»


Признаки компетенций:

0 – признак отсутствует

1 – признак присутствует частично

2- признак присутствует полностью


Учебная литература:

1 А.В.Могилёв, Е.К. Хеннер, Н.И. Пак/Информатика: Учебное пособие/М.: ИЦ «Академия», 2007

2 А.В. Могилёв, О.И. Титова/Информатика: Учебное пособие/М.: ИЦ «Академия», 2016

3 И.И.Сергеева, Т.А.Чекулина, С.А.Тимофееа Статистика. Учебник. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА –М.201




27


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.