Методическая разработка на тему «Приёмы запоминания орфографических правил русского языка»
Методическая разработка на тему |
«ПРИЁМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ РУССКОГО ЯЗЫКА» Автор: преподаватель Ошвинцева Л. Н. E-mail: OshvintsevaLN@yandex.ru г. Пермь 2022 |
Актуальность
Изучая раздел орфографии русского языка, многие учащиеся сталкиваются с трудностями в понимании и запоминания большого количества правил. Некоторые школьники пользуются недостаточно эффективными методами запоминания. Знание закономерностей работы аппарата памяти может способствовать повышению качества учебной деятельности.
Иновационность
Инновационность методической статьи заключается в классификации орфографический правил русского языка с учетом наилучших приёмов запоминания информации учащимися.
Адресат
Методическая статья адресована педагогам образовательных учреждений для проведения уроков русского языка , родителям и детям на семейном образовании.
Цель и задачи методической статьи
Основной целью методической статьи помощь педагогам при проектировании урока русского языка , родителям учащихся при проверке домашнего задания.
Задачами методической разработки являются:
- систематизация способов и приёмов запоминания информации, выявление наиболее эффективноых приёмов запоминания правил;
-проектирование учебного материала с учетом эффетивных приёмов запоминания информации.
В отечественной психологии огромный вклад в изучение процессов памяти, её видов, закономерностей развития в онтогенезе внесли такие выдающиеся ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.
В настоящее время существуют несколько определений памяти.
М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности.
Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках).
А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта .
С.И. Крутецкий дал следующее определение: «память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации».
Л.Д. Столяренко определил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Процессы памяти.
Различают три основных процесса памяти: запоминание, воспроизведение и узнавание. Процессы памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами: восприятием, вниманием, волей, мышлением. Процессы памяти, процессы, влияющие на память, виды памяти условно можно представить в виде схемы:
Особенности запоминания и воспроизведения учебной информации младшими школьниками
М.В. Пронина отмечает, что заинтересованность ученика в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются превращают память младшего школьника в высшую психологическую функцию, память ученика из опосредованной и эмоциональной становится логической, смысловой. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры и средств запоминания, ученики овладевают опосредованным запоминанием, используя письменную речь как знаковое средство.
А.А. Смирнов утверждает, что в детстве преобладают образный и эмоциональный виды памяти. Поэтому младшие школьники запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка и с которыми он взаимодействует. Продуктивность запоминания материала значительно выше, чем запоминания словесного материала.
Психологические исследования П.И. Зинченко, А.А. Смирнова выявили зависимость запоминания от характера деятельности. В своих трудах учёные выделяют условия успешного запоминания, которые представлены в виде схемы:
М.В. Пронина выделяет следующие приемы запоминания :
группировка – разбиение материала на группы по каким-либо
основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.);
опорные пункты – выделение какого-либо краткого пункта, служащего
опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы
излагаемого в тексте, примеры и т.д.);
мнемический план – совокупность опорных пунктов;
классификация – распределение каких-либо предметов, явлений,
понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих
признаков;
структурирование – установление взаимного расположения частей,
составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого;
систематизация – установление определенного расположении частей целого и связей между ними;
схематизация – изображение или описание чего-либо в основных
чертах или упрощенного представления запоминаемой информации;
аналогия –установление сходства, подобия в определенных
отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных;
мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания;
перекодирование – вербализация (проговаривание, называние) невербального материала или представление вербального материала в образной форме, а также
преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.;
достраивание запоминаемого материала – привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки или метод мест);
серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т.д.;
ассоциация – установление связей по сходству, смежности или
противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта.
Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективными для учащихся являются комбинированные приёмы мнемотехники.
Учитывая особенности памяти младшего школьника для быстроты, запоминания правила представлены в виде короткого обучающего видеоролика, в котором орфографические правила русского языка систематизированы и представлены в виде схемы:
ИСТОЧНИКИ
Блонский П. П. Память и мышление. М., 1979.
Кинякина О. Н. Мозг на 100%. Интеллект. Память. Креатив. Интуиция, М. «Эксмо», 2007.
Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.
Методы систематизации информации (spravochnick.ru)