12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мороз Наталия Викторовна21

Методическая разработка: «Технология разноуровневого обучения»


 

Аннотация

Обучение в классах где учатся ученики со смешанными способностями очень актуальна в современной школе. Хотя это довольно частое явление, как правило, учителя (особенно неопытные) считают преподавание в классах со смешанными способностями очень сложным и ответственным. Различия, которые имеют значение в таких классах, включают способность к изучению языка, уровень владения языком, культурный фон, стиль обучения, отношение к языку, родной язык, интеллект, знания о мире, опыт обучения, знание других языков, возраст, пол, личность, уверенность, мотивацию, интерес и уровень образования. Однако эти различия в разной степени варьируются от класса к классу. Поэтому, если учителя хотят, чтобы все ученики полностью раскрыли свой потенциал, эти проблемы необходимо выявлять и решать соответствующим образом.

Согласно теории множественных интеллектов Говарда Гардена, все мы учимся по-разному и имеем естественные предпочтения в том, как нам нравится учиться. Если преподавание ведется только одним способом, многие ученики окажутся в невыгодном положении. Им будет сложнее участвовать в занятиях, и они могут отвлечься от них. Они не менее способные, чем другие ученики, просто им нужна другая стимуляция.

Преподавание учеников со смешанными способностями требует работы с учениками, у которых разные характеры, навыки, интересы и потребности в обучении. Несмотря на то, что большинство классов - смешанные, учителя (особенно неопытные) считают преподавание в таких классах очень сложной и ответственной задачей.

Некоторые учителя считают переход к гибким методикам трудным, поскольку им приходится уделять больше усилий разработке уроков и осваивать новые организационные навыки и навыки управления классом, которые могут превышать их собственные педагогические способности.

Однако преподавание в гетерогенных группах учащихся можно рассматривать как положительный фактор профессионального роста и развития учителя, поскольку оно предполагает различные подходы, методы обучения, модели взаимодействия и вызовы.

Классы со смешанными способностями –это факт не только уроков иностранного языка. Поскольку нет двух одинаковых студентов с точки зрения уровня владения языком, скорости обучения, способностей к обучению и мотивации, утопично предполагать, что класс будет однородным в этих отношениях, независимо от того, в какой точке мира они живут или в какой школе преподают. Поэтому учителям иностранных языков необходимо знать о проблемах классов со смешанными способностями и путях их решения, а также выявлять и устранять причины проблем в своих классах.

В середине 1930-х годов некоторые британские школы решили разделить учеников в соответствии с тестами на IQ. Однако было замечено, что даже в новых группах различия между учениками сохранялись, а менять эти группы или учебный план каждый раз было невозможно (Kelly 1979). Более того, Продрому (Prodromou. 1989. 2) отметил, что даже если учеников распределять по группам в соответствии с результатами тестов, различия в методах преподавания, материалах или стилях обучения всегда будут приводить к разным уровням успеваемости. Учителя являются важным фактором в работе с каждым учеником в классе. Учителям важно знать о проблемах, возникающих в связи со смешанными способностями в классе, и определить методы и стратегии для решения этих проблем.

Различия, вызывающие проблемы в классе, включают в себя языковые способности, уровень владения языком, культурный фон, стиль обучения, отношение к языку, родной язык, интеллект, знания о мире, опыт обучения, знание других языков, возраст, пол, личность, уверенность, мотивацию, интересы и уровень образования. Однако в разных классах эти различия проявляются в разной степени. Поэтому, если учителя хотят, чтобы все ученики полностью раскрыли свой потенциал, необходимо выявить эти проблемы и решить их соответствующим образом.

Некоторые проблемы в классах со смешанными способностями

Эффективное преподавание

Цель учителя - обучать всех учеников. Однако хорошо известно, что отдельные ученики учатся по-разному и с разной скоростью обучения и развития. Поэтому некоторые ученики могут легко справляться с учебными заданиями, в то время как другим может быть трудно их понять. Кроме того, обучение зависит и от того, жизненного опыта, который ученик приносит с собой в класс. Поскольку каждый человек является выходцем из своей уникальной семьи и окружения это может создавать барьеры для учителей при работе с учениками, что приводит к снижению эффективности обучения. Учителю также трудно узнать каждого ученика и понять его поведение на уроке, даже в небольших классах, но важно понимать каждого ученика и реагировать на его индивидуальные потребности, чтобы обеспечить эффективное обучение.

Учебные материалы

Поскольку большинство учебников по иностранным языкам рассчитаны на идеальную атмосферу в классе, преподавателям постоянно приходится сталкиваться с проблемой того, что разные личности учащихся по-разному реагируют на учебник. Во-первых, одним студентам учебники кажутся скучными и очень трудными, а другим - интересными и очень легкими. Кроме того, поскольку современные материалы основаны на содержательном и тематическом планировании, одним ученикам темы кажутся скучными, странными и бессмысленными, а другим - веселыми, знакомыми и интересными. Поэтому учителям обычно приходится оценивать и адаптировать материал в зависимости от класса.

Работа на уроке

Класс - это первая и единственная среда для многих изучающих иностранный язык, и они должны использовать эту возможность как можно больше. Однако некоторым ученикам трудно говорить на изучаемом языке по разным причинам - от интереса до уверенности, от возраста до знаний. Другие ученики хотят выразить свои мысли и чувства на новом языке. В результате некоторые ученики могут говорить по очереди, а другие молчат все рабочее время.

Интересы.

Различия в отношении учеников к предмету и учителям, языковых навыках и личностных качествах могут стать причиной проблем с интересом. Например, некоторые ученики считают уроки скучными, потому что темы не имеют отношения к их жизни или интересами. Некоторым ученикам может быть неинтересно на уроке, если у них нет возможности высказать свои мысли, либо потому, что учитель слишком много говорит во время урока, либо потому, что другие ученики говорят по очереди. Учителя должны знать о различных интересах своих учеников и планировать и проводить уроки в соответствии с ними.

Дисциплина.

Часто самые быстрые ученики заканчивают свою работу раньше других. В результате они могут плохо себя вести, ожидая, пока другие ученики закончат работу. С другой стороны, более слабые ученики могут не справляться с заданиями так же быстро, как сильные, могут потерять уверенность в себе или вести себя недисциплинированно. Такое смешение способностей может привести к проблемам с дисциплиной в классе.

Как решить эти проблемы.

Чтобы справиться с проблемами, связанными с сочетанием различных способностей, преподавание должно быть ориентировано на все органы чувств, все стили обучения и все интеллектуальные способности. Кроме того, оно должно быть контекстуализировано таким образом, чтобы быть значимым для всех учащихся. Например, визуальные средства всегда полезны для всех возрастов, поэтому даже использование цветного мела или маркеров на доске может привлечь внимание учеников к полезному моменту. Таким образом, учителя могут использовать визуальные средства, чтобы привлечь и мотивировать внимание учеников. Ведь даже самые немотивированные ученики часто интересуются реальными объектами и красочной, интересной наглядностью.

Желательно иметь план для тех, кто заканчивает раньше. Таким планом могут быть дополнительные упражнения, распечатки, отрывки для чтения и т. д. В последнее время в некоторых учебниках учитываются особенности классов со смешанными способностями, и дополнительные задания включаются в пособие для учителя.

Не все ученики должны выполнять все задания в классе. Все ученики должны выполнять некоторые задания, но только некоторые ученики (более слабые или те, кто заканчивает работу раньше) выполняют все задания. По этой причине тест может включать вопросы на выбор: в то время как каждый ученик выполняет одну часть теста, в других частях могут быть варианты, из которых ученик может выбирать. Кроме того, в зависимости от языкового прогресса и интересов ученика могут даваться разные задания, или же ученик может выбрать одно из них по своему усмотрению.

Открытые задания или вопросы (например, написать письмо, закончить рассказ/фильм, ответить на картинку) имеют несколько возможных правильных ответов. Такие задания позволяют каждому ученику работать на разном уровне. Некоторые ученики могут быть способны к пониманию, но испытывают трудности с выражением своих мыслей в словах и предложениях. Для таких учеников задания открытого типа дают возможность выразить себя, не пытаясь найти один правильный ответ.

Важно, чтобы учителя давали учащимся возможность выражать свои мысли, чувства и опыт, даже если они не уверены в себе или не владеют языком в достаточной степени. Персонализация заданий позволяет всем учащимся спонтанно участвовать в процессе. Зная индивидуальность учеников, преподаватели могут легко подготовить и адаптировать материал таким образом, чтобы он был им интересен.

Студенты любят игры, соревнования и драматизацию, поэтому это способы обеспечить их интерес к уроку. Независимо от различий между студентами в уровне владения языком и стилях обучения, они мотивированы использовать изучаемый язык во время игры или инсценировки.

Работа в группах или парах полезна не только для того, чтобы учитель мог наблюдать за учениками, но и для того, чтобы ученики могли сотрудничать и учиться друг у друга. Если более сильные ученики работают с более слабыми, они могут стать источником знаний в группе. С другой стороны, учителя могут создавать группы из более слабых и более сильных учеников, отделять их друг от друга и давать им разные задания. Таким образом более сильные ученики и те, кто заканчивает работу быстрее работают с более сложными заданиями, в то время как слабые ученики могут разбираться с более легкими упражнениями или работать с учителем.

Дополнительные домашние задания всегда полезны для учителей в классах со смешанными способностями. Однако домашние задания должны учитывать уровень и интересы учеников. Поэтому индивидуальные и командные проекты - хороший способ работы с учениками со смешанными способностями. Ученики также более мотивированы, если они могут сами выбрать тему, например, создать плакат о своем любимом экстремальном виде спорта, например парашютный спорт.

Портфолио - еще один эффективный способ обучения в группах со смешанными способностями. Учителя могут попросить учеников записать все, что они сделали за семестр, включая любое дополнительное обучение, в зависимости от их способностей и потребностей. В результате каждый ученик, а также учитель могут получить запись о своем прогрессе в течение семестра. Эта запись также укажет на необходимость дальнейшего прогресса ученика.

Возможные проблемы

1) Возможные проблемы.

Учителю может быть трудно найти подходящие материалы и ресурсы, соответствующие потребностям, стилям обучения, индивидуальным языковым уровням и интересам всех учащихся.

Возможные решения.

а. адаптировать некоторые материалы (например, упростить язык): Ь. разработать собственные материалы. Подкреплять материал визуальными стимулами (например, фотографиями, рисунками).

2) Возможные проблемы.

Слабые ученики часто испытывают трудности с выполнением домашнего задания по учебнику и часто приходят без домашнего задания.

Возможные решения.

а. Сделать то же самое домашнее задание проще или сложнее. Медленно ходящие ученики могут счесть задания слишком сложными для себя. b. Используйте визуальные подсказки, чтобы помочь визуальным ученикам. с. Варьируйте уровень заданий (например, уменьшите количество вариантов или уберите более сложные варианты в заданиях с оценкой):d. Свободные задания, чтобы ученики могли работать в своем собственном темпе. e. Побуждение учащихся к совместной работе (учащиеся работают в одиночку, а затем объединяются в пары или группы, чтобы разделить и завершить то, что они не смогли сделать). Оценивайте задания.

3) Возможная проблема

Учитель не знает интересов и потребностей своих учеников.

Некоторым ученикам урок может показаться скучным, потому что тема не связана с их жизнью или интересами, в то время как другие испытывают вызов и интерес.

Учитель не знает, каковы сильные стороны каждого ученика

Возможное решение

а. Постарайтесь узнать своих учеников, их уровень языка и интересы: Ь. Убедитесь, что каждый ребенок принял какое-то участие в уроке. Организуйте больше парной и групповой работы, в которой одновременно участвует больше детей: с. Постарайтесь найти сильные стороны каждого ученика, предлагая разнообразные виды деятельности.

4) Вопрос учебных материалов

Некоторые ученики заинтересованы и активно участвуют в занятиях, в то время как другие не хотят и не желают участвовать в занятиях.

Возможные решения:

a. Планировать и использовать виды деятельности, подходящие для разных "интеллектов"; b. Позитивно думать об учениках и пытаться найти их индивидуальные сильные стороны и предпочитаемые стили обучения; c. Использовать разнообразные виды деятельности и мероприятия, чтобы помочь ученикам развить их собственные стили обучения; d. Использовать разнообразные виды деятельности и мероприятия, чтобы помочь ученикам развить их собственные стили обучения.

5) Возможные проблемы.

Экстравертные ученики стремятся привлечь внимание учителя, в то время как застенчивые ученики перегружены.

Возможные решения:

a. Привлекайте застенчивых учеников. b Смешайте участников в группах.

6) Возможная проблема.

Слабые ученики с трудом копируют различные задания, в то время как более сильные ученики быстро заканчивают работу.

Возможные решения

a. Слабые ученики нуждаются в поощрении со стороны учителя. b. Слабые ученики нуждаются в поощрении со стороны учителя. c. Слабые ученики нуждаются в поощрении со стороны учителя. d. Слабые ученики нуждаются в поощрении со стороны учителя. e. Слабые ученики нуждаются в поощрении со стороны учителя. Более слабые ученики нуждаются в поощрении и поддержке со стороны учителя. Снизить сложность задания

7) Возможные проблемы

Ученики, которые быстро выполняют задания, становятся нетерпеливыми, когда им приходится ждать, пока другие ученики сделают то же самое или ответят на вопросы учителя.

Возможные решения a. Научиться уважать разнообразие в поведении учеников. Помогите им научиться уважать разнообразие навыков и способностей. b. Давать специальные задания тем, кто заканчивает раньше с. Оставлять часть коррекционной работы быстрым ученикам, например, повторять объяснения, писать новые слова на доске или высказывать личное мнение о задании.

 

Предложенные решения не исчерпывают список возможных подходов к решению проблем. Они лишь дают начальное представление о том. как справиться с трудностями работы с многоуровневыми классами. Фактически приведенные приемы можно обобщить следующим образом:

1. Поощряйте сотрудничество и уважение между учениками.

2. Принимайте все их вклады как действительные и ценные.

3. Используйте визуальные средства, открытые для интерпретации на разных уровнях.

4. Вовлеките весь класс в этап проверки.

5. Используйте нелингвистические навыки учеников (например, их знания по другим предметам или умение рисовать или подражать).

6. Градуируйте свои листы, делал их пригодными для использования учениками разного уровня.

7. Используйте драматические техники

S. Максимально используйте групповую и парную работу.

9. Относитесь к своим ученикам как к людям с прошлым и будущим.

10. Относитесь к своим ученикам как к людям, которые думают.

11. Относитесь к своим ученикам как к людям, которые чувствуют.

12. Имейте в запасе дополнительные приемы, такие как игры, шутки, головоломки, истории и т. д., чтобы справиться с теми, кто рано

заканчивает.

 

Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы их языковые классы были инклюзивными для всех учащихся. Чем раньше учащиеся поймут это, тем лучше:

- Учащиеся учатся друг у друга, а не только у преподавателя;

- Учащиеся учатся в своем собственном темпе;

- Медленное обучение иногда может привести к прочным знаниям;

- Интересы и мотивы детей могут легко меняться.

 

Другой способ решения проблемы смешанных способностей: обсуждение и анализ потребностей

Возможно, лучше всего организовать и структурировать дискуссии.

 

Анализ потребностей

Используйте анализ потребностей, чтобы побудить учащихся задуматься о своих стилях обучения, стратегиях обучения, языковых потребностях, удовольствии, мотивации, сильных и слабых сторонах. Вопросы могут быть следующими.

- Какие занятия в классе вам нравятся или приносят пользу?

- Какие языковые навыки вы больше всего хотите развить?

- Вы предпочитаете учиться индивидуально или с партнером?

- Предпочитаете ли вы сидеть и слушать учителя весь урок, или вам больше нравится участвовать в групповой работе?

Учащиеся сравнивают ответы в парах или малых группах. Они должны собрать информацию и подготовить статистическую презентацию по ключевым вопросам и ответам. Это поможет укрепить сплоченность класса.

Объяснение и обсуждение

Объясните учащимся ситуацию смешанного уровня и перечислите возможные подходы к преподаванию и обучению. В парах проранжируйте подходы и идеи, которые подходят для данной ситуации.

После получения обратной связи выделите стратегии, которые они планируют использовать.

Все вышеперечисленное можно делать на родном языке, но я считаю, что лучше делать это на изучаемом языке (так как это привлекает внимание к тому, что речь идет об изучении языка).

В заключение

Ключевой стратегией преподавания в классах смешанного уровня, вероятно, является создание позитивной и совместной рабочей атмосферы и предоставление разнообразной работы, подходящей для разных уровней. Делать вид, что все в порядке и ученики хорошо ладят - не выход. Учитель всегда должен стараться сделать весь класс более вовлеченным в процесс обучения и преодолевать проблемы смешанных классов с помощью советов по управлению классом.

 

Ссылки:

Scrivener, J. “Learning Teaching”. Macmillan Books for Teachers, (2005)

Bowler, B. and Parminter, S. “Mixed-level tasks”. Issue 15, April 2000, pp. 13 - 15 National Report, Bulgaria (2005);

Prodromou, L. “The Mixed-ability Class and the Bad Language Learner”. (1989) ELT Journal 27 / 4, pp. 2-8;

Prodromou, L. “Mixed Ability Classes”, (1992) Oxford, Macmillan Publishers Ltd; Rose, J. (1999) “Mixed ability: An inclusive classroom”;

http://www.etprofessional.com/articles/mixedabilitv.pdf - 01-11-2008

Thomas, D., Dimtirova, D., Geshev, G. and S. Tashevska (eds.) (2002) A Baseline;

Penny, Ur (1996) A Course in Language Teaching: Theory and Practice, Cambridge University Press

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.