12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
vera.kosmynina43 |
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса. МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ имени И.С.Тургенева»
МБОУ «Спасско-Лутовиновская СОШ имени И.С.Тургенева»
«Семья и семейные ценности»
Тема: «Семья и семейные ценности».
Цель: сформировать представление о семейных ценностях.
Задачи:
- осознание понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;
- воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;
- сплочение коллектива класса;
- развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;
- раскрытие творческого потенциала детей.
Оборудование: видеопроектор, презентация, музыкальные композиции (Л.Лещенко «Родительский дом»; Л.Долина «Погода в доме», Э.Пьеха «Семейный альбом»), ручки, листы бумаги. Столы (Предложить каждой семье подготовить планшеты с надписями « Семья»,« Дружная семья», признаками дружной семьи, карточки с названиями членов семьи. ФИО семьи краткая характеристика . Пример : Ивановы - позитивные, предприимчивые, трудолюбивые, веселые и т.д.)
Домашнее задание: написать каждому ребенку, о своей семье и что из семейных традиций ему больше всего нравиться, какой день он больше всего запомнил.
Ход мероприятия
Учитель:
Прежде чем назвать тему нашего мероприятия, послушайте стихотворение:
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый!
Догадались о чем пойдет речь? Сегодня мы с вами затрагиваем очень важную тему « Семья и семейные ценности»
И мне хотелось бы начать нашу беседу с небольшой разминки. Я называю слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом, это слово «СЕМЬЯ» ( учащиеся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Итак, мы поговорим на очень интересную и значимую тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца мероприятия сохранится прекрасное настроение.
1.Ученик:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
Учитель: В России есть праздник, посвященный семье. День семьи, любви и верности. Празднуется 8 июля. Символ – ромашка.(слайд)
История праздника семьи, любви и верности связана с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке, причем с 1203 года Петр был здесь князем. На долю этой пары выпало немало разных испытаний, но все трудности муж и жена преодолевали вместе, находя поддержку и опору друг в друге.
Еще при жизни Петр и Феврония пользовались немалым почитанием за свою верность и супружеское благочиние. Их история любви началась с настоящего чуда, о чем и сообщается в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских»: благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол, болел проказой. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю было видение, что исцелить его сможет дева Феврония - дочь древолазца из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева и в самом деле исцелила князя Петра, а потом стала его супругой.
Говорят, они и умерли в один день – 25 июня по старому стилю (то есть 8 июля). Но почему-то тела их «положили в разные места». Каково же было удивление народа, когда на следующее утро Петр и Феврония оказались в одном гробу! Этакое чудо лишь усилило славу прекрасных супругов, и в 1547 году эта чета была канонизирована. В общем-то, с той поры супруги и почитаются как покровители семейных уз, а день их церковного прославления стал отмечаться еще и в качестве светского праздника. Но в советское время про святых забыли, хотя с их именами и были связаны достаточно традиционные ценности.
А почему семья так называется? СЕМЬ Я ?
2.Ученик:
Семья – словечко странное, Хотя не иностранное.
– Как слово получилось, Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем, А почему их семь?
Не надо думать и гадать, А надо просто сосчитать:
Два дедушки, Две бабушки,
Плюс папа, мама, я. Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
Учитель: Где мы можем узнать точное значение этого слова? ( Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников)
Главная обязанность семьи – беречь свою семью; помогать родителям; выполнять домашние дела; ухаживать за младшими; помогать по дому. Семья должна воспитать: трудолюбие; достоинство; уважение к окружающим; стойкость; дисциплину; стремление к знаниям; привычку к здоровому образу жизни. Вы будете родителями и будете обязаны заботиться о детях, друг о друге. С уважением относиться к старшим в семье.
3.Ученик :
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
Учитель:
В каждой семье есть свои традиции? Как вы понимаете, что это такое? Ответы детей и родителей.
4.Ученик:
Мне очень важно, Мне очень нужно,
Чтоб вся семья собиралась за ужином!
Выложит дед, что узнал из газет,
Бабушка же, поправляя очки,
Что засушила Шалфея пучки...
Папа и мама –О важной работе,
Брат – о рыбалке, футболе, походе...
И о контрольной сегодняшней я...
За окнами вечер, а в доме – СЕМЬЯ!
Учитель: В семье все помогают друг другу, уважают друг друга, не огорчают членов своей семьи.
5.Ученик:
У Вовы двойка с минусом - Неслыханное дело!
Он у доски не двинулся. Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный: Он стоял как статуя.
— Ну как ты сдашь экзамены? Волнуется вожатая. -
Твою семью, отца и мать, На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять и три семьи отличных,
Но твоей семьей пока директор недоволен:
Она растить ученика не помогает школе.
— Ну при чем моя семья? - Он говорит вздыхая. -
Получаю двойки я - и вдруг семья плохая!
Упреки он бы перенес, не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос - семью не даст в обиду!
Будут маму упрекать: «У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных, А вы одна — плохая мать!» -
Директор скажет лично.
Печально Вова смотрит вдаль, лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль… Нет, он сдаст экзамен!
Скажет маме: «Не грусти, На меня надейся!
Нас должны перевести в хорошее семейство!»
Учитель: Настоящая семья обязательно имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые очень важны для человека, а воспитываются они именно в семье.
Я приглашаю к доске семь человек. Прикрепите подходящие лепестки к серединке цветка. (На цветных лепестках написаны положительные качества)
Что должно быть в настоящей счастливой семье, прочитайте. (Доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)
6.Ученики:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Учитель:
В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
В пословицах слова поменялись местами. Нужно записать пословицы правильно:
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
В своем доме и стены помогают.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны (слайд)
Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.
-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)
-Да. Старших членов своей семьи – бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.
Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи?
Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше.
Я предлагаю нам составить заповеди для семьи:
Родители и дети высказываются, в итоге составляем текст (слайд)
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• храни честь своей семьи
Педагог: С чем можно сравнить семью? Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?(выслушиваем учащихся класса)
Конечно же, это дерево!
Дерево дает новую жизнь – новые побеги(слайд) – подобно тому, как семья дает новую жизнь – в ней рождаются новые ее члены.
Аналогию между семьей и деревом провели уже давно, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы.
Раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным – и неважно, какие отметки стояли напротив его фамилии в классном журнале. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать членов своей семьи? А хотя бы 20?
Педагог: Кто хочет рассказать свою родословную?
Задание для родителей. Читаем выдержки из писем детей о семье, родители должны угадать письмо своего ребенка.
- Что мы можем назвать семейными традициями? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет.
Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот член семьи является самым уважаемым, к его мнению прислушиваются остальные домочадцы и во всем стараются спросить его совета.
А кто из вас получил имя в честь родителей? А в честь бабушки или дедушки? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?(выслушиваем учащихся класса)
А вам бабушки не рассказывали о ваших далеких предках?
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Именно поэтому детей называли в честь тех родственников, которые пользовались заслуженным авторитетом и уважением, занимались любимым делом и были счастливы в течение всей жизни.
С рождения ребенка воспитывает мама, затем он идет в детский сад, а позже – в школу. Чтобы получить профессию и иметь возможность работать, после школы необходимо поступать в училище, техникум или институт. На сегодняшний день таких учебных заведений очень много – можно выбрать любую специальность, которая тебе по душе. Но всегда ли так было?
Нет, так было далеко не всегда. Во времена наших пра-пра-прадедушек и пра-пра-прабабушек на всех детей не хватало даже школ, а об институтах и говорить не приходится. Каким же образом дети получали профессию? Они учились у своих родителей. К примеру, отец-кузнец с детства обучал ребенка основам кузнечного дела, с возрастом сын все больше помогал отцу, а затем и заменял его в кузнице, позволяя отцу «выйти на пенсию».
Так сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.
Есть ли среди нас такие династии? Ответы детей и родителей.
У всех в семьях есть фотографии, сейчас уже и видеоролики, портреты. В былые времена во время пожара, бедствия спасали в первую очередь ценности и фотографии.
А вас дома есть такие фотографии? (ответы детей, показ заранее подготовленных слайдов- семейные фотографии)
Учитель:
А наш класс можно назвать семьей? (ответы детей)
А в классе могут быть традиции? (ответы детей)
А как должны относиться одноклассники друг к другу? (ответы детей)
Все вы молодцы, надо только научиться исполнять все то, о чем вы сейчас говорили.
Дорогие ребята ваши родители подготовили для вас сюрприз (песня родителей, флешмоб), мы подключаемся и помогаем.
А теперь фото на память!
Всем спасибо и до новых встреч.