Вводный урок по дисциплине «Экономика» для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Министерство лесного хозяйства РТ
ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж»
Методическая разработка
«Вводный урок по дисциплине «Экономика»
для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Составила:
преподаватель экономики
ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж»
Мухаметшина Надежда Владимировна
с.Лубяны
2020 год
Содержание Введение………………………………………………………………….. | 3 |
1.План занятия…………………………………………………………… | 5 |
2.Ход занятия…………………………………………………………….. | 8 |
Заключение……………………………………………………………….. | 13 |
Список использованных источников…………………………………… | 14 |
Приложение 1…………………………………………………………….. | 15 |
Приложение 2……………………………………………………………. | 16 |
Приложение 3 ……………………………………………………………. | 17 |
Введение
На сегодняшний день бухгалтерский учет представляет собой в широком смысле слова отрасль знаний, которая изучает порядок сбора, регистрации и обработки информации о фактах хозяйственной жизни организации, в узком смысле - научную дисциплину и предмет для изучения на различных уровнях образования. Стоит отметить, что отдельной дисциплины «Бухгалтерский учет» учебный план по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» не предусматривает, изучение бухгалтерского учета на протяжении всего периода обучение включает в себя изучение профессиональных модулей и отдельных дисциплин. Причем, если сравнительно недавно в учебный план специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» включалась дисциплина «Введение в направление», то сегодня эта дисциплина отсутствует. Очевидно, что в этом случае, должна быть дисциплина, которая бы направила студентов первых курсов - вчерашних школьников в нужном направлении и способствовала получению экономических знаний и пониманию значимости будущей профессии. В сложившейся ситуации оптимальным решением данной проблемы будет введение определенных элементов знакомства с выбранной профессией в рамках дисциплины «Экономика ».
Вводное занятие по дисциплине «Экономика» является важным этапом изучения дисциплины, т.к. формирует у студентов познавательный интерес к обучению и изучению дисциплины. В этих условиях наиболее важно ознакомить студентов не только со структурой и формой занятий, а также формами промежуточного и итогового контроля, но и с особенностями будущей профессии, поэтому данная методическая разработка будет актуальной как для преподавателей со стажем, так и для начинающих педагогов.
Основной целью методической разработки является формирование алгоритма проведения вводного урока по дисциплине «Экономика» с учетом особенностей профиля обучения студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Новизна методической разработки заключается в выработке методики проведения вводного занятия на основе уже существующих методик, которые стали фундаментом для построения плана проведения занятия, соответствующего современным стандартам образовательного процесса, но в тоже время содержащего определенные инновационные подходы к процессу усвоения и проверки знаний
Данное методическое указание рекомендовано преподавателям дисциплины «Экономика», работающим в средних профессиональных учреждениях.
Структура методической разработки «Вводный урок по дисциплине «Экономика» для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» включает в себя: аннотацию, введение, основную часть (план занятия и ход занятия), заключение и список использованных источников
1.План занятия
Тема занятия « Введение».
Дисциплина «Экономика».
Дидактические цели: ознакомить студентов с содержательным компонентом дисциплины «Экономика».
Развивающие цели:
развить стремление к изучению дисциплины;
развить интерес к работе с экономической литературой, нормативно-правовыми актами;
формировать умение планировать свою деятельность на занятии.
Воспитательные цели: воспитывать сознательное отношение к учебе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: теоретическое.
Межпредметные связи: основные вопросы экономики, понятие собственности и производства, роль государства в экономической сфере общества.
Наглядные и технические средства обучения:
1.Учебник Гомола А.И., Кириллов В.Е.,Жанин П.А. Экономика. Учебник. изд.,. – М., 2016г.[1];
2.Мультемедийная установка;
3.Авторская презентация.
1.1. Ход занятия
Этапы занятия | Время | Дидактические средства | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационная часть занятия | 10 | Тема на экране мультимедийной установки | Приветствие, представление преподавателя Знакомство со студентами, фиксация отсутствующих. Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение цели урока. | Доклад об отсутствующих. Слуховое восприятие информации. Запись даты, номера и темы урока в тетрадях для конспектов. |
2.Актуализация знаний | 15 Минут | Показ слайдов презентации Интерактивное упражнение на сайте | Инструкция по выполнению интерактивного упражнения (кроссворд). Руководство действиями студентов. Подведение итогов. | Выполнение интерактивного упражнения (кроссворд): вопросы – ответы студентов. |
3.Основная часть | 30 минут | Показ слайдов презентации Работа с учебником | Изложение учебного материала. Постановка вопросов студентами Ответы на вопросы студентов. | Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Продумывание ответов. Выполнение заданий на сравнение, сопоставление, анализ. Вопросы к преподавателю. |
4.Первичное усвоение учебного материала | 20 минут | Фильм Наследие Республики Выпуск 3 (Экономика Татарстан) Раздаточный материал | Проверка уровня усвоения знаний. | Осмысление и осознание учебного материала под руководством преподавателя. |
5.Домашнее задание | 5 минут | Слайд презентации с заданием | Запись вопросов домашнего задания в тетрадях | Зрительное и слуховое восприятие, вопросы преподавателю |
6.Рефлексия, подведение итогов | 10минут | Слайд презентации | Подведение итогов урока, объявление оценок | Зрительное и слуховое восприятие, вопросы преподавателю |
2.Ход занятия
2.1.Организационная часть занятия
Добрый день, уважаемые студенты! Дисциплину «Экономика» в течение всего второго семестра буду у вас преподавать я, зовут меня Мухаметшина Надежда Владимировна. Давайте проверим присутствующих сегодня на занятии (оглашается список). Итак, дисциплина «Экономика» будет у вас преподаваться на протяжении всего семестра, в неделю предусмотрено 3 занятия, всего за весь семестр у вас будет проведено 64 занятия. Закончится изучение дисциплины экзаменом.. который будет проходить в форме тестирования.
Давайте ознакомимся с требования к дисциплине и технике безопасности на наших занятиях (студентам зачитываются основные положения по технике безопасности и правилам поведения, студенты расписываются в журнале по технике безопасности).
Давайте запишем тему сегодняшнего занятия и цель занятия (слайд 1). Сегодня мы с вами должны ознакомиться с содержанием дисциплины «Экономика» и узнать, что нам предстоит изучить в текущем семестре. Отмечу, что наш урок сегодня пройдет в форме соревнования, за каждый правильный вопрос вы будете получать по жетону и складывать их в кассу на вашем столе, в конце занятия мы подсчитаем количество накопленных жетонов и подведем итоги.
2.2.Актуализация знаний
Со слов одного известного британского экономиста Филиппа Уикстида «Законы экономики – это законы жизни» (слайд 2). Действительно, сфера экономики и экономические отношения окружают нас, нашу жизнь невозможно представить без таких экономических понятий как деньги, кредиты, товары. Давайте вспомним, на каких школьных уроках вы сталкивались с понятием экономики? (Студенты отвечают: обществознание, география, история) Правильно, теперь проверим ваши остаточные знания по темам, связанным с экономикой, для этого разгадаем кроссворд. Я читаю вопрос, тот, кто знает ответ, поднимает руку. Каждый верный ответ оценивается в один жетон.
Пояснение: кроссворд создается и заполняется на сайте: https://learningapps.org/ [2] Ссылка на созданный кроссворд: https://learningapps.org/display?v=p4vamd92a20
1.Процесс создания, какого либо продукта
2.Принадлежность экономических благ какому-либо лицу
3.Соперничество между продавцами
4.Обязательный безвозмездный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц
5.Ситуация, когда спрос, превышает предложение
6.Система экономических отношений по поводу кули -продажи товаров
7.Денежное выражение стоимости товара
2.3.Основная часть
Школьный курс обществознания позволил вам обрести первоначальные экономические знания, но нужно двигаться дальше, вы выбрали специальность «Экономика и бухгалтерский учет», поэтому дисциплина « Экономика» станет для вас профильным предметом.
Обратите внимание на экран (слайд 3)
Цель дисциплины «Экономика» заключается в том, чтобы довести до каждого члена экономического сообщества особенности экономики хозяйств, научить осмысливать процессы, происходящие в повседневной экономической жизни.
В течение всего периода изучения экономики на первом курсе вы будете работать по учебнику «Экономика» автора А.И.Гамола Давайте откроем учебник и ответим на вопросы (слайд 4), каждый правильный ответ будет оценен в один жетон:
1. Какие главы представлены в учебнике?
2. Какая глава является самой объемной и почему?
3.Какие вопросы изучаются в первой главе? Как вы думаете, почему экономику отнесли к отдельной науке?
4.Какое на ваш взгляд назначение второй главы?
5.Прочитайте название 4 и 7 главы, что общего у этих глав?
6.Прочитайте название 5 главы и, опираясь на свои знания, ответьте, от чего зависит размер заработной платы у работника?
7.Прочитайте название главы 6 и вспомните, что такое инфляция и каковы ее последствия ?
2.4.Первичное усвоение учебного материала
На примере классификации глав в учебнике мы видим, что экономика проникла во все институты, а экономические отношения развиваются на всех уровнях государства от местного и регионального до федерального уровня. Давайте вместе внимательно посмотрим фильм про экономику нашего региона - Республики Татарстан под названием Наследие Республики Выпуск 3 (Экономика Татарстан)[3] и, используя данный фильм и учебник, впоследствии заполним таблицу, которая представлена в раздаточном материале.
Задание
Используя материалы фильма и свои знания, заполните таблицу (слайд 5)
Вариант раздаточного материала:
Экономика республики Татарстан
Рубрика | Характеристика |
Природные ресурсы (поясн.полезные ископаемые) | |
Производимая продукция (из перечисленных выше ресурсов) | |
Ведущие отрасли экономики | |
Известные предприятия |
Вариант заполненного материала:
Экономика республики Татарстан
Рубрика | Характеристика |
Природные ресурсы (поясн.полезные ископаемые) | Газ, нефть, торф, известняк, сланец |
Производимая продукция (из перечисленных выше ресурсов) | бензин, керосин, лаки, масла, моющие средства, пластмасса, ткани, резина, топливо, удобрения, уксус и спирт |
Ведущие отрасли экономики | Добыча полезных ископаемых, автомобилестроение, авиастроение |
Известные предприятия | Казанский авиастроительный завод им.Горбунова, Казанский вертолетный завод, ПАО «Камский автомобильный завод», Акционерное общество «Производственное объединение «Завод имени Серго» |
Теперь проверим, насколько правильны вы заполнили таблицу, для этого ответим на вопросы (слайд 6,7,8,9):
1.какими полезными ископаемыми ресурсами богаты недра Республики Татарстан?
2. Какое самое крупное месторождение нефти есть в нашей республике и где оно находится?
3. Какую продукцию получают из добытых полезных ископаемых?
4.Какие отрасли экономики являются ведущими в нашей республике?
5.Какие известные предприятия республики были перечислены в фильме?
Подведем итог, как вы думаете, без чего невозможно было бы производство продукции? Правильно, организация производства невозможна без ресурсов, работников соответствующей квалификации, капитала - т.е. зданий, сооружений, оборудования и без предпринимательской идеи, все это мы называем факторами производства. Все присутствующие тут выбрали профессию бухгалтера, как вы думаете на сколько и чем важна эта профессия для производства ?
2.5.Домашнее задание (слайд 11)
Написать мини - рассуждение на тему «Почему я выбрал профессию бухгалтера?»
Учебник Гомола А.И., Кириллов В.Е.,Жанин П.А. Экономика. Читать введение на страницах 3-7.
2.6. Рефлексия, подведение итогов
Производиться подсчет накопленных жетонов в кассах и выставляются оценки.
Уважаемые студенты, вот и подошло к заключению наше с вами занятие, нужно сделать вывод о том, что экономика - это важная часть нашей жизни и ее изучение - это один из этапов становления хорошего специалиста в области бухгалтерского учета (слайд 12)
Заключение
Дисциплина «Экономика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» является профильной. Данное методическое указание включает в себя алгоритм проведения вводного урока по дисциплине с учетом особенностей специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» и рабочей программы дисциплины «Экономика». Методическое указание может быть использовано в качестве фундамента для построения плана проведения вводного занятия по данной дисциплине в средних профессиональных учреждениях разных регионов.
Содержательный компонент методического указания разбит на пункты, которые включают план занятия и ход занятия. Особое внимание в методическом указании уделено роли изучаемой дисциплины в профессиональном становлении студентов.
Список использованной литературы
1. Гомола А.И., Кириллов В.Е.,Жанин П.А. Экономика. Учебник. изд.,. – М., 2016г.
2. Сайт: https://learningapps.org/
3. Фильм «Наследие Республики Выпуск 3 (Экономика Татарстана)»
Приложение 1
Авторская презентация к вводному уроку по дисциплине «Экономика»
для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Ссылка:
https://cloud.mail.ru/public/32h7/4bCNRjWL9
Приложение 2
Вводный урок по дисциплине «Экономика» для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» в 2020 году.
Приложение 3
Касса студента 12э группы_______________________________________
____________ ____________ __________ ___________ _______________
___________ _____________ ___________ ___________ _______________
____________ ____________ ___________ ____________ _______________
_________ ____ ____________ _____________ ____________ _______________
_____________ _____________ ________________ _____________ _________________
______________ ______________ _______________ ______________ _______________
1
жетон