12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила57
2

«Методика использования игры как средства развития познавательной активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, на примере дидактических игр».

Статья на тему: «Методика использования игры как средства развития познавательной активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, на примере дидактических игр».


Выполнила: учитель-логопед Жердева Людмила Николаевна


Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр:

-игры с предметами;

-настольно – печатные игры;

-словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведении. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы, объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, познавательную активность, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – ролевых дидактических играх дети выполняют определённые роли. А игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Настольно - печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, активно использовать эти знания в жизни, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, познавательную активность. Здесь преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству: различные типы лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т.д.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому этот вид игры проводится преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, и развития познавательной активности, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение принимать юмор, что очень важно для детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи III уровня.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:

1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание и интерес их выполнить. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д.

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Но есть одно педагогическое правило при организации дидактической игры: её развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно – образовательная ценность пропадает.

3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Они направляют поведение и активную познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх:

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Для развития познавательной активности в игре в старшем дошкольном возрасте с ОНР III уровня необходимо расширять запас слов за счёт:

- названий предметов, качеств, действий;

- активизации словаря;

- употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;

- формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный – слабый, стоять – бежать);

- формировать умения подбирать слова со сходным значением (весёлый – радостный);

- использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло и пр.);

- осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

Для закрепления навыков быстрого и точного выбора слов рекомендуются игры, направленные на:

- употребление детьми наименований предметов и их признаков;

- классификацию предметов и их обобщения.

Особое внимание уделяется схематизации лексики. Объяснение значения слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значения слов:

- объяснение значения слов путём показа картинки;

- сопоставление слова с другими словами;

- объяснение этимологии слова;

- составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;

- пояснение слова другим словом, близким по значению;

- подбор слова к слову, противоположного по значению;

- объяснение значения слова через его определение;

- сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Большие возможности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня открываются в работе с синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:

- подбор синонимов к изолированному слову;

- объяснение выбора слов в синонимическом ряду;

- составление предложений со словами синонимического ряда;

- составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно порекомендовать:

- объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;

- подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;

- подбор антонимов к каждому значению многозначного слова;

- составление предложений с многозначными словами;

- рисование на тему многозначного слова;

- нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т.д.;

- придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу, небылицы и др [1, 2, 4].

В дидактических играх воспитатель ставит ребёнка в такие условия (игровые, когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике).

Зная индивидуальные особенности детей, педагог советует им распределять между собой роли в игре.

Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям названия игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры, эти самым развивая познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий.

Таким образом, в работе воспитатель активно руководит дидактической игрой, организовывает, и следит за её ходом; принимает непосредственное участие, наблюдает за ходом игры, при необходимости, а порой и по просьбе детей оказывает помощь играющим [3].


         Список использованных источников и литературы

Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1974. – ISBN .           отсутствует. Текст : непосредственный.

Бородич, А.М. Методика развития речи. – М.: «Просвещение»№, 1981. - ISBN отсутствует. Текст непосредственный.

Петрова, О.М. Консультация «Методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста»URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-metodika-provedenija-didakticheskih-igr-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 04.08.2021). Текст : электронный.

Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Мн.: Издательство «Народнаяасвета», 1976. – ISBN отсутствует. Текст : непосредственный.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.