12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЮОА26



Разработка полевого практикума для обучающихся СПО по дисциплинам: «Биология», «Основы экологического природопользования», «География».

1. ЭТАП. ПОДГОТОВКА.

Разработка экскурсии начинается с разработки маршрута. Составление схемы и плана маршрута:

1.      Общий сбор, инструктаж по технике безопасности.

2.      Начало движения, маршрутная съемка.

3.      Станция «_____________». Остановка. Изучение природных и антропогенных ландшафтов по типовым планам (листам-инструктажам), изучение экологического состояния ландшафтов; природоохранная деятельность; паспортизация природных и хозяйственных объектов.

4.      Встреча с ______________. Беседа об истории образовании исследуемого природного пункта и отдельных объектов природы.

6.      Подведение итогов экскурсии. Обсуждение возникающих вопросов.

          Всего планируется не более трех станций-остановок, каждая из которых имеет свое название исходя из основной задачи станции.

                     Познакомившись с регламентом и правилами проведения экскурсии, распределяются роли. Обычно это бывают: летописцы (записывают все происходящее на маршруте по минутам), ландшафтоведы (изучающие природные комплексы, которые включены в план), картографы (составляют маршрутную съёмку), топографы (измеряют относительную высоту всего маршрута), экологи (фиксируют любые нарушения в природе, изучают антропогенные ландшафты предприятия), гидрологи (паспортизация водоёмов), биологи (гербарий, описание поведения птиц и животных). Список можно продолжить или изменить.

          С каждой группой проводится консультация, раздаются листы -инструктажи.

2.ЭТАП ПРОВЕДЕНИЕ

         Начинается работа по составленному плану. При работе группы над заданием важно придерживаться инструкций, которая записана в листах инструктажах и делать записи в полевых дневниках Роль преподавателя на этом этапе также значительна.

          Важную роль играет межгрупповое сотрудничество. Картографы заносят на карту информацию экологов, топографов, ландшавтоведов, гидрологов, биологов. Экологи предлагают приготовленные раньше саженцы посадить в месте, где это будет наиболее оптимальным вариантом, или расчистить родник, если появилась такая необходимость и т.д. Летописцы записывают обо всем происходящем.

         

3.ЭТАП АНАЛИЗА И ОБОБЩЕНИЯ

          На этом этапе каждая группа готовит сообщение о проделанной работе, своих выводах и рекомендациях, дает оценку своей деятельности. Летописцы, которые на этом этапе становятся и экспертами, делают свои выводы, преподаватель дополняет выступление своими выводами и оценкой всей экскурсии.          

Все замечания и предложения записываются для того, чтобы во время следующей экскурсии было легче планировать и выполнять работу.

4.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТТОВ ЭКСКУРСИИ

       Обработка результатов экспедиции происходит камерально. На общую карту города заносятся соединения с карты маршрута. Оформляется папка-раскладушка, альбом или презентация. Готовится сообщение, статья для стенгазеты. Взятые пробы воды подвергаются анализу на уроке химии, после чего составляются таблицы определённого содержания.

           Собранными сведениями с экскурсии можно оперировать исходя из творческого потенциала преподавателя.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭКСКУРСИЙ.

После проведенных экспедиций собирается краеведческий материал.

1.      Создается «Географический атлас».

2.      Создается «Рабочая тетрадь по географии и экологии».

3.      Осуществляется высадка кустарников, деревьев.

4.      Развешивание скворечников.

5.      Изготовление гербариев.

6.      Расчистка водоемов, благоустройство и расчистка территории вокруг водоема.

7.      Проведение конкурсов по защите экологических плакатов, проектов.

8.      Написание рефератов, статей, используя исследования и сведения, полученные во время прежних экскурсий.

9.      Составление диаграмм, графиков, карт, рисунков, фотографий. 


Практическая значимость проявляется и в использовании материалов исследования на других уроках

1.      Диаграммы, графики для решения и составления задач по математике

2.      Макеты разрезов почв для уроков биологии и природоведения.

3.      Рисунки, фотографии для составления рассказов на уроках русского или родного языка и литературы.

4.      Записи рассказов старожилов неоценимый материал для уроков истории, экологии, краеведения и др.

5.      Результаты исследований - хорошая база для организаций дискуссий, а карты, схемы, графики, выполненные обучающимися -  веский аргумент в доказательстве своих убеждений и выводов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

            Каждая проведенная экскурсия, возможность на практике проверить и закрепить свои знания, полученные на занятиях по естественно – научным дисциплинам, создается мотивация к дальнейшему, более углубленному изучению биологии, географии, экологии, припевается бережное отношение к природе, а также такие мероприятия оставляют много положительных эмоций у ребят.   

           Таким образом, проанализировав экскурсии, можно сделать вывод, что такая форма образовательной деятельности является одним из факторов усиления практической направленности обучения.



«Экосистема города на примере лесопарка»

Цель: ознакомиться с экосистемой лесопарковой зоны (животные, растительность) и научиться определять экологическое состояние отдельных компонентов природы, проводить простой экологический мониторинг.

Задачи:

1.      Формирование знаний, умений и навыков по изучению, оценке и улучшению. Состояния окружающей среды своей местности, навыков по краеведческому картографированию, паспортизации предприятий и природных объектов.

2.      Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшения состояния окружающей среды, на местности.

3.      Развитие способности к анализу экологических ситуаций, оценки окружающей среды, стремлению личного участия в практических делах по защите окружающей среды.



Оборудование: блокнот для записи, карандаши, линейки.

Ход работы:

Задание 1. Дать описание экскурсионного маршрута.

Леса и парки играют большую рекреационную роль в жизни человека – это место отдыха городского и сельского населения. Отдых людей на лоне природы способствует поддержанию их здоровья, общение с природой вызывает у человека положительные эмоции.

Для данной практической работы в пример взяли Орловский Городской парк культуры и отдыха — один из старейших парков в России. Парк был открыт 1 мая 1823 года. 

Задание 2. Дать географическое описание местности (встречаемые объекты).

Этот парк находиться в городе Орле, на Левом берегу реки Орлик. Территория парка составляет 6,5 Га. На входе установлена огромная арка, за ней – благоустроенная асфальтированная зона с фонтаном и сценой. Основная часть территории – подстриженные лужайки с широкими асфальтированными дорожками и оформленными цветниками. В дальней части парка располагается огороженная зона с аттракционами для детей и взрослых. Есть колесо обозрения. У берега реки построена лодочная пристань с возможностью проката лодок и катамаранов. На всей территории установлены лавочки и урны для мусора. Вечером парк хорошо освещён.

Задание 3. Дать описание лесопарковой зоны.



Лесопарк - это массив древесно-кустарниковой растительности, который служит для отдыха людей при его свободном посещении. Такая территория обычно благоустроена с сохранением природных лесных экосистем. В городской системе с архитектурно-планировочной точки зрения лесопарки являются главными элементами зеленых зон города. Лесопарк отличается от естественного леса по структуре, использованию и хозяйственной деятельности. В данном парке присутствует интенсивная зона вытаптывания, в некоторых частях пака разбросан мусор. Вода сильно загрязнена, требует очищения. На берегу реки в сезон сильных дождей или с зимы на весну происходит таяние льда и из-за этого вода вымывает берега и население прибрежной зоны, требуется укрепление береговой зоны, препятствующей вымыванию верхнего слоя.



Задание 4. Дать характеристику биоразнообразия исследуемой местности.



В парке животных почти нет. На реке живут различные водоплавающие птицы, например, утки с утятами. Из растений присутствуют: Щавель воробьиный, Яснотка пурпурная, Одуванчик красно плодный, Чистяк весенний, Мятлик однолетний, Щавель туполистый, Герань маленькая. Достаточно в большом количестве представлены виды кустарников и деревьев таких как: Кизил цветущий, Ива древовидная, Тополь чёрный, Липа американская, Дуб болотный, Ольха черная.



Задание 4. Сделать вывод об экосистеме лесопарковой зоны (животные, растительность) и определить экологическое состояние отдельных компонентов природы.

В результате проведения исследования в парке были выявили: 9 видов деревьев и кустарников, 15 видов травянистых растений, из животных присутствуют, в основном птицы. Парк испытывает достаточно сильную антропогенную нагрузку, поэтому его территория не значительно загрязнена бытовым мусором и старой листвой. Парк испытывает высокую рекреационную нагрузку, поэтому происходит вытаптывание территории.

Общее экологическое состояние парка можно охарактеризовать как удовлетворительное.



Задание 5. Дать рекомендации по решению экологических проблем исследуемой территории.



Размещение дополнительных урн.

Регулярное проведение мониторинга парка.

Привлечение внимания населения к состоянию парка.

Пропаганда вреда мусора.

Проведение Субботников.









Список литературы:

1.      Вербицкий А.А основы концепции развития непрерывного экологического образования журнал «Ледологика» №6, 1997 г.

2.      Программа регионального компонента школьного курса географии: сост. Н.Т.Козлова, В.М.Успенская. Ижевск издательство Удмуртского ИУУ, 1993 44 с.

3.      Программно – методические материалы: Экология 5-11 класс. Сост. В.Н. Кузнецов 2-е издательство: Дрофа, 1999 г – 160 с.

4.      Селевко Г.К. современные образовательные технологии. Учебные пособия –м «Народное образование», 1998-256 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

Паспорт водоема:

1.      Наименование населенного пункта.

2.      Местонахождение водоема.

3.      Вид угодий.

4.      Размеры и конфигурация водоема (диаметр по поверхности воды, глубина воды).

5.      Характеристика пород, почв, грунтов.

6.      Характер истечения (налорный, дониный ключ, выход из стенок)

7.      Дебит водоема (м/сек) и качество воды.

8.      Обустройство водоема (естественный дерн, труба, каменная кладка, деревянный сруб, когда, кем обустроен, сколько человек оборудовали).

9.      Куда втекает водоем (речку, озеро).

10.  Расстояние от ближайшего водоема (пруда, реки).

11.  Краткая история, легенда, связанная с водоемом.

12.  Рекомендации по благоустройству, выполнения природоохранных мероприятий.

 Приложение 2.

Паспорт местного предприятия.

1.      Название, местоположения предприятия.

2.      Назначение.

3.      История формирования.

4.      Финансирование.

5.      Сырье: вид, откуда поступает.

6.      Дальнейшее движение продукции.

7.      Экологическая допустимость предприятия (безопасно ли для окружающей среды и здоровья людям).

8.      Утилизация отходов.

9.      Ваши выводы о необходимости этого предприятия и путях получения дополнительных доходов.

 

Приложение 3.

ОПИСАНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Консультанты- преподаватели - предметники: география, история, литература, русский язык/

1.                        Современное и старое название населенного пункта_________________

2.                        Запишите версии местных жителей о происхождении названия населенного пункта___________________________________________________

3.                        Тип поселения (поселок, станция, дачный поселок, село и т. п.)

4.                        Особенности планировки и застройки: линейные- рядовые(однасторонка) или одна улица (двусторонка); тип застройки: прямоугольно - квартальная, крестообразная, звездообразная, кучевая, круговая. Выполните зарисовку или нарисуйте схему (план)_______________________________________________________

5.                       Колличество домов, приимущественный тип строения (рубленая изба, котедж, барак и т.п.), из какого материала построенны дома (кирпич, дерево и т. п.) _______________________________________________________________

6.                        Основное занятие жителей (огороды, сады, пастбища, производство и пр.) _______________________________________________________________

7.                        Водоснабжение________________________________________________

8.                        Наличие культовых сооружений, памятных объектов (указать, какие) __

9.                        Отделения связи, магазины, медицинские учреждения, транспорт

10.                    Когда и в связи с чем возникло данное поселение (по историческим и архивным данным, по версии местных жителей) __________________________

11.                    Прежние владельцы (поселения, земель) ___________________________

12.                    Любопытные исторические факты, связанные с поселением (окружающей местностью) _________________________________________________________

13.                    Иллюстрированный материал с поясняющими подписями (план, схемы, рисунки, фото) _______________________________________________________

 

Приложение 3.

План-схема экскурсии

1) Время начало движения.

2) Первая станция («Вход в Орловский Городской парк культуры и отдыха»).

      1. Описание территории.

      2. История создания.

3. Географическое расположение.

3) Вторая станция «Лесопарковая зона».

1. Описание лесопарковой зоны.

2. Развешивание скворечников.

       3. Посадка кустарников.

4) Третья станция «Водоем».

1. Паспортизация водоема.

      2. Сбор воды для анализа.

3. Расчистка территории вокруг пруда.

 

ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК

1.МОЙ ДОМАШНИЙ АДРЕС /начиная с индекса почты/

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком направлении находится:

Техникум от дома _______________________________________________________________________

Дом от техникума________________________________________________________________________

/изобразить направления азимутом/

В какой части города расположены: техникум________________________________________________

Дом_________________________________________________________________________________

Примерное расстояние от дома до техникума________________________________________________

*Схематически изобразить путь от техникума до дома в масштабе.

2. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА

Широта______________________________________________________________________________

Долгота______________________________________________________________________________

Расстояние: до экватора________________________________________________________________

До северного полюса__________________________________________________________________

До южного полюса____________________________________________________________________

От нашего техникума находится

В направлении

На расстоянии

Столица России

 

 


 

 

Ближайшая железнодорожная станция

 

 

Ближайший автовокзал

 

 

Ближайший водоем

 

 

 

3.ХАРАКТЕР ЗЕМНОЙ ПОВЕХРНОСТИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Высота над уровнем моря/абсолютная высота/_____________________________________________

Высота над уровнем воды в реке Ока/относительная высота/____________________________

Поверхность горная, равнина/плоская/холмистая, прорезанная оврагами/ Нужное подчеркнуть.

Сложена горными породами: осадочными, метаморфическими, вулканическими. Нужное подчеркнуть.

Местные полезные ископаемые: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используются__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Геологическое обнажение_________________________находится_______________________________________________________________________________________________________________________________

Схема обнажения и краткое описание

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

4.ВОДЫ

Ближайший водоем находится от образовательного учреждения в ___________________________направлении

На расстоянии____________________________________________км,м

Он дает в минуту _________________________________________л воды.

Её температура летом, зимой_________________________

Наш город расположен в бассейне реки________________________по правому, по левому берегу, по обоим берегам. Река впадает ________________________________________________________.

Длина реки_____________км, ширина русла в нашей местности___________________м, ширина поймы_______________м, ширина долины____________________м.

Наибольшая известная глубина___________________м, наибольшая скорость течения_______________м/сек, или ____________________км/час.

Замерзает в _________________________, вскрывается ото льда в__________________________.

Питание реки: летом ______________________, осенью_______________________,

Зимой___________________________, весной________________________________.

Половодье бывает_______________________/месяц/, межень__________________________/месяц/.

Притоки реки: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности реки и её использование:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологические проблемы реки_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.КЛИМАТ

Наша местность расположена в__________________тепловом поясе, __________________________

поясе освещенности.

 

Продолжительность дня

Высота Солнца в полдень

Самый короткий день

 

 

Самый длинный день

 

 

День весеннего равноденствия

 

 

День осеннего равноденствия

 

 

 

 

 

 

Самый теплый месяц_______________________,его средняя температура______________________

Самый холодный месяц______________________,его средняя температура_____________________

Самая высокая температура+__________________, наблюдалась_____________________/месяц/

Самая низкая температура-____________________наблюдалась_____________________/месяц/

Осадкой выпадает в год___________________мм. Больше всего в ___________________/месяц/

Больше всего осадки приносят________________________________________направления.

Зимой ветры преобладают____________________________________________направления.

Летом чаще всего ветры бывают______________________________________направления.

*Местные приметы о погоде: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Мы живем в зоне _____________________________________________________________________

Больше всего в нашей местности пород деревьев: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дикие животные нашей местности______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Птицы, зимующие в нашей местности______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перелетные птицы в нашей местности______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА И ОБЪЕКТЫ ГОРОДА_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*Описание замечательных мест и объектов города в виде приложений с рисунками и фотографиями.




 

 

 Приложение

ЭКСКУРСИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

 

Дата: ____________________

Место: _____________________________________

Сведения о погоде: _________________________________________

Время проведения____________Объекты изучения: склон горы, овраг

Оборудование: Нивелир, рулетка, компас, визирная линейка, карандаш, резинка, мешочки для образцов, транспортир, колышки (3-5), молоток, фломастеры, планшет.

Состав группы:

1. _____________________________- руководитель

2._____________________________

3._____________________________

Задания:

1.Общая характеристика рельефа: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Форма рельефа:

Определить виды горных пород, примеси. Особенности залегания.

Толщина слоев.

Нарисовать схему геологической колонки в масштабе.

Почвенно-растительный покров

Горная порода, цвет

Горная порода, цвет

  

Инструктивная карта

Определение механического состава почвы.

Возьмите горсть влажной, но не мокрой земли и разотрите ее между пальцами.

Почву в увлажнённом состоянии пытаемся скатать в шарик d = 1 см, а он не скатывается – это песок.

Если скатали шарик d = 1см и на нём есть трещины это – супесь.

Скатанный шарик начинаем раскатывать в шнур d = 3мм, если не получается, то это легкий суглинок.

Если раскатали шнур начинаем сворачивать в кольцо, если не получается – средний суглинок.

Если свернули в кольцо, но кольцо имеет трещины – тяжелый суглинок.

Если свернули кольцо и трещин нет – глина.

t1698000981aa.gift1698000981aa.gif





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.