12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила65
Преподаватель истории искусства, живописи, рисунка, прикладной композиции и станковой композиции в детской художественной школе N° 3 г. Пензы, классный руководитель двух прекрасных классов
Россия, Пенза
Материал размещён в группе «Детское творчество»



Конспект лекции «Мир через искусство ХХ века»













Образовательная область: история искусства

Возраст детей: 13+ лет

ФИО педагога: Шумилина Людмила Владимировна




                              


















Пенза

2024 год




План конспект


Цель: Формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. А также знакомство учащихся с русским искусством ХХ века.

Задачи:

Образовательная.

Формировать базовые знания в области истории изобразительного искусства, и универсальные творческие возможности личности, способности к чувственно – художественному восприятию мира и духовности.

Воспитательная.

Воспитывать зрительное представление, творческое воображение, фантазию, эстетические и патриотические чувства.

Развивающая.

Развивать интерес к искусству своей страны, образное мышление, память, внимание, кругозор. Обогащать словарный запас.



Вид: Беседа, лекция.

Тип: комбинированный, медиаурок.

Форма организации: групповая.

Методы и методические приемы:

Беседа, лекция, демонстрация наглядного пособия, использование технических средств, практическое задание.

Методическое обеспечение:

1. Дидактический материал

Для преподавателя:

- фотографии, иллюстрации;

- наглядные пособия;

- флешка с презентацией и видео.


        Для участников:

- раздаточный материал


2. Материально – техническое оснащение:

Компьютер, проектор.


Структура:

Организационная часть - 5 мин.

Введение в тему - 5 мин.

Объяснение нового материала. Беседа - 30 мин.

Закрепление - 5 мин.

Итог - 10 мин.

Уборка рабочего места – 5 мин.

Содержание:

Приветствие. Проверка готовности.

Введение в тему:

-«Сегодня во время лекции, мы с вами познакомимся с одним из самых увлекательных и интересных периодов в искусстве России – с искусством ХХ века.

Мы узнаем самые значимые имена и сообщества того времени. Поговорим о значении искусства для простого народа и для воспитания подрастающего поколения. А в закреплении решим кроссворд или поиграем в игру «Найди отличия на картинке» или соберем «мини - пазл»

3. Объяснение нового материала:


РУССКОЕ ИСКУССТВО 20 ВЕКА

В развитии русской культуры 20 столетия выделяются два периода – от начала века до 1930-х гг. и 1930-1980 гг. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм и другие – получили в России блестящее развитие. Русские художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно уникальные варианты. Революция в октябре 1917г., приведшая к власти коммунистов, изменила направление развития русского искусства. В 1пол. 1920-х гг. художники ещё продолжали эксперименты и поиски. Однако во 2пол. десятилетия художественная жизнь начала испытывать идеологическое давление государства. Многие мастера уехали за границу, оставшиеся лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Государственная идеология выдвинула в качестве главного художественного метода так называемый социалистический реализм – очередной вариант академического искусства, призванный воспитывать людей в духе коммунистической морали. В 1932 г. правительственным указом были запрещены все независимые художественные объединения и создана система творческих союзов – Союз художников СССР (архитекторов и т.п.). Наступила эпоха тоталитаризма. Волна «подпольного авангарда» была мощной в 1960-1970-х гг. Ситуация постепенно меняется во 2 пол. 1980-х гг.


ЖИВОПИСЬ 20 В.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) выработал собственный стиль, среди особенностей которого – применение «сферической перспективы» и истолкование цвета на основе первичной триады: красный, жёлтый, синий. В его картинах сложно переплелись впечатления от древнерусской иконописи и живописи эпохи Возрождения. Живописец однажды (в 1938г.!) заявил: «Раз у русского нет влияния иконы, то значит это не русский и не живописец». В 1912г. был создан шедевр «Купание красного коня». Это произведение резко выделило Петрова-Водкина из круга мастеров начала 20в. Бытовой мотив художник превратил в символ, живописную метафору, выражающую романтическую мечту о красоте и гармонии человека и окружающего мира. В творчестве живописца всегда присутствовала мысль о святости материнства.


Начало 20 века – время развития и становления русского модернизма (от фр.modernновейший, современный), для которого характерно отрицание опыта традиционного искусства, поиск новых форм художественной выразительности. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства – авангардом. Представители различных течений объединялись в группы, разрабатывали уставы, в которых описывают свои взгляды на изобразительное искусство.


Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) – один из лидеров примитивизма (сознательного упрощения художественных образов и выразительных средств). Манера работ Ларионова – энергичные мазки, сочные, красочные пятна, чёткие контуры, свобода фантазии. Сюжеты взяты из провинциальной городской жизни, солдатского быта. В начале 1910-х гг. мастер пришёл к идее лучизма – одного из первых вариантов беспредметной живописи (художник должен выявить форму, которая получается от пересечения лучей, исходящих от различных предметов).


Нико Пиросмани (Николай Асланович Пиросманашвили) (1862-1918) – грузинский художник-примитивист, самоучка, создавал свои произведения на основе фольклорных традиций, подчиняясь интуиции. Детская простота, сквозь которую проглядывает зрелая мудрость, – основное ощущение от живописи этого мастера.


Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) – родоначальник абстрактного (беспредметного) искусства (от лат. abstractus-отвлечённый). Художник использовал в своих композициях ритмичные сочетания цветовых пятен различной конфигурации, пронизанные ломаными или прямыми линиями.


Казимир Северинович Малевич (1878-1935) – основатель супрематизма (от лат.supremus-наивысший) – направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. Композиции организуются из разноцветных плоскостей, имеющих простые геометрические формы. Идейным манифестом становится знаменитый «Чёрный квадрат» (1913).


После революции 1917г. художники-авангардисты с воодушевлением помогали строить будущее. Задачей группы конструктивистов (1919г.) стало революционное преобразование жизни, поиск новых принципов конструирования жизненной среды.


Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) использовал объёмный супрематизм в архитектурных разработках. Свои работы называл «проуны» - «проекты утверждения нового», «пересадочная станция из живописи в архитектуру».


«Ассоциация художников революционной России» – самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. Мастера настаивали на создании повествовательного, жанрового искусства, которое было бы понятно народу и правдиво отражало действительность. Живопись выступает как летопись эпохи.


Георгий Георгиевич Ряжский (1895-1952) прославился благодаря женским портретам, с которых на зрителя смотрят волевые и сильные советские женщины, наравне с мужчинами участвующие в строительстве страны.


Митрофан Борисович Греков (1882-1934) – основоположник батального жанра в советском искусстве. Им написаны полотна на темы Гражданской войны. Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) – наиболее именитый мастер соцреализма, первым возглавил Академию художеств СССР (1947). Художник имел дар легко схватывать портретное сходство. Создал серию портретов советских партийных руководителей и творческой интеллигенции, например, «Портрет балерины О.В.Лепешинской» (1939). В камерных, лирических пейзажах и натюрмортах - влияние его учителя импрессиониста Коровина. Подлинное живописное мастерство в лучшем произведении «После дождя. Мокрая терраса» (1935).


Александр Александрович Дейнека (1899-1969) создавал станковые произведения, плакаты, иллюстрации, мозаики. Основные темы: индустриальный труд, техника, спорт. Динамичные композиции строятся на точном линейном ритме. «Оборона Петрограда» (1928) – первая советская монументальная историко-революционная картина. Картина «Мать» (1932) – воплощение художественной зрелости. Мастер создал образ благородной и прекрасной материнской души. В период Великой Отечественной войны художник пишет величественную героическую эпопею «Оборона Севастополя» (1942).


Павел Фёдорович Никонов (род.1930) – представитель «сурового стиля» (влияние Дейнеки) в искусстве конца 1950-нач.1960-х гг. Художники воспевали трудовые будни простых людей. Картины похожи на плакат или гравюру. Некоторые мастера обратились к «низшим» жанрам – портрету, пейзажу, натюрморту. Их камерные произведения не представляли собой оппозиции соцреализму: художники просто занимались живописью.


Георгий Григорьевич Нисский (1903-1987) – мастер лаконичного и поэтичного пейзажа, наполненного романтическим, радостным настроением. Любимый мотив железной дороги – из впечатлений детства.


Николай Михайлович Ромадин (1903-1987) создавал проникновенные лирические пейзажи средней полосы России (серия «Волга-русская река» (1944-45гг.)). В его произведениях пленэрность, свежесть восприятия природы сочетается с эпической сказочностью («Берендеев лес» (1963)).


Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) – живописец, работавший в разных жанрах. Его портреты жизнерадостны. Любимые модели художника – члены семьи. Эпическим слогом звучит русская природа в пейзажах. Самая узнаваемая картина мастера – «Натюрморт. Сирень «героическая»» (1933).


Владимир Фёдорович Стожаров (1926 - 1973) продолжал лучшие традиции русской реалистической школы. Все его творчество было посвящено одной теме – российской деревне, родной земле. Живописец был наделен редким колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны. Особое место в творчестве занимает натюрморт. Предметы крестьянского быта хранят тепло человеческих рук.


ГРАФИКА 20 В.

В 20в. всё большее значение приобретала графика, в том числе книжная, – искусство, предназначенное для тиражирования, доступное народным массам.


Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964), выдающийся художникиллюстратор и педагог, работал в технике ксилографии – гравюры на дереве. Он стремился к синтетическому оформлению книги, когда все художественные элементы – иллюстрации, заставки и шрифты – составляют единый образно-стилистический ансамбль. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпического и лирического начала. Евгений


Адольфович Кибрик (1906-1978) иллюстрировал произведения русских классиков, советских и зарубежных писателей, работал в технике литографии – гравюры на камне. Формирование художника произошло при его работе над книгой Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1936). Особую известность получил образ Ласочки, своего рода «Деревенской Джоконды», по выражению писателя.


4. Закрепление.

I вариант:

У вас на столах лежат листочки с кроссвордом по русскому искусству ХХ века. В кроссворде зашифровано слово – загадка, и чтобы его разгадать, нужно решить кроссворд. Приступайте к решению. У вас 5 минут.

​​​​​​​

5. Итог.

Вы сегодня все молодцы, отлично поработали, все верно отгадали. А теперь посмотрим небольшое видео про, угаданною вами, картину художника. Спасибо за внимание и творческих вам успехов! Всем спасибо! До свидания!


6. Уборка рабочего места.


Кроссворд к методической разработке:

 

1






 

 

2







 

 

3





 

 

4






 

5







 

6








 

 

7





 




















1. Мы рисуем стенгазету,

И скажу вам по секрету,

Что рисуем не в альбом,

А рисуем мы на нем.

Лист огромного формата.

Что же это? Белый... 


2. Краски я на ней мешаю,.

Получаю новый цвет.

Не всегда она большая,.

Но удобна, спору нет.

С красками она дружна.

Ну, скажите, кто она?


3. Цилиндрический футляр.

И бумага и чертёж,

Ничего ты не помнёшь.

Если ты его возьмёшь…


4. Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…


5. Используют школьники в графике.

И живопись тоже нуждается в них,

В этих мелках необычных таких.

От латинского «теста» названье, поверь.

И отвечай, что же это?


6. Нанесет она узор 

Очень трепетный и нежный 

Будь то небо или бор, 

Иней тонкий белоснежный, 

Зеленеющий апрель – 

Все раскрасит...


7. Я люблю купаться в краске.
Совершенно без опаски
С головою окунаюсь,
А потом, не вытираюсь,
По бумажному листу
Или тканному холсту
Влево, вправо, вверх и вниз
Я гуляю. Кто я?


 







Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.