12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Номеровская Лариса Николаевна55
5

Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон", как способ увеличения обратной связи на уроке в начальной школе.

Модель смешанного обучения «Смена рабочих зон», как способ увеличения обратной связи на уроке в начальной школе.

Подготовила: Номеровская Лариса Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Кулундинская СОШ № 1

Каждый современный педагог задумывается, как сделать образовательный процесс максимально эффективным и качественным. Из собственного опыта работы, поняла, что наибольшее влияние на качество обучения оказывает на уроке качество обратной связи. Об этом говорят и научные исследования. Поэтому повышение качества обратной связи каждому ребёнку позволяет улучшить результаты. Если посмотреть на урок, который учитель проводит фронтально, легко заметить, что есть дети, которые получают за урок 1 или 2 раза обратную связь, а некоторые и ни разу. Отсюда можно понять, что различные методы дифференциации и работа в онлайн-среде с обратной связью позволяют существенно повысить качество обратной связи, что и влияет на результаты обучения. Всем известно, что всю эту работу предполагает технология смешанного обучения. Много слышала о данной технологии обучения, но всегда боялась начать применять её.

Но пару лет назад задалась целью: как эффективнее спроектировать урок в модели смешанного обучения.

Перед собой поставила задачи:

- ознакомиться с моделями смешанного обучения;

- выбрать наиболее оптимальную модель урока для учащихся начальной школы.

Смешанное обучение приводит к изменениям в традиционных подходах к организации пространства, а так же реально возрастает качество обратной связи на уроке и повышается у учащихся интерес и желание учиться.

Существует множество форм и способов организации смешанного обучения. Сейчас выделено более 40 моделей смешанного обучения, но далеко не все они эффективны. Выбирая свою модель работы в смешанном обучении и ставя перед собой конкретные цели, я стараюсь тщательно продумать и понять, как будут влиять на результаты все компоненты выбранной модели.

Остановлюсь на модели смена рабочих зон, а ещё её называют «Ротация станций», которая прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе и умения учителя организовать групповую работу. Лучшая модель из Ротации станций, которую я применяю, это когда учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. Делить на группы можно по разным принципам, например:

успешность выполнения домашнего задания или контрольной, или проверочной работы;

наличие пробелов в знаниях учащихся;

если образовался интерес к теме урока и др.

В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от задачи урока. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью планшетов, третья работает над групповым проектом. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповому проекту, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают с планшетами.

Станций так же может быть и две — это станция работы с учителем и станция онлайн-работы. Возможен и вариант работы с четырьмя станциями — станция работы с учителем, станция онлайн-работы, станция работы над коллективным проектом, станция индивидуальной самостоятельной работы.

Цель станции работы с учителем — предоставить каждому ученику эффективную обратную связь. На этой станции у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе. Например, если работаю с группой отстающих, можно уделить больше внимания теме, которую они не поняли, дать каждому ученику обратную связь по этой теме и предложить индивидуальный план работы над материалом, вызывающим затруднения.
Цель станции онлайн-работы — дать каждому ребёнку возможность развить навыки самостоятельной работы, личную ответственность, развить саморегуляцию и научиться учиться. На станции онлайн-работы учащиеся могут познакомиться с новыми материалом, проверить свои знания и потренировать навыки. В этой работе мне хорошо помогает онлайн-платформы Яндекс.Учебник и Учи.ру. Эти платформы содержат онлайн-задания и тренажёры с автоматической проверкой, а также различные дополнительные учебные материалы, учебные игры и др. Перед уроком выставляю карточки для детей и на уроке предлагаю набор заданий для тренировки каждого навыка с учётом уровня сложности, на котором может работать ученик. На станции онлайн-работы обратную связь учащиеся получают от компьютера. Несмотря на наличие списка обязательных заданий, у учащихся есть возможность выбирать свой путь в онлайн-среде, так как выставляю задания по уровням продвижения - базовый и продвинутый уровень.

Цель станции проектной работы — дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников. Как показывают исследования, обратная связь от других учащихся является одним из факторов, влияющих на рост предметных знаний учеников. На станции проектной работы возможны разные формы применения знаний и навыков:

групповые практико-ориентированные задания;

небольшие исследования;

квесты;

настольные игры по изучаемой теме;

мини-соревнования и т.д.

Приведу пример урока в модели смешанного обучения Ротация станций.

Урок окружающего мира в 4 классе «Планеты солнечной системы».

Детям предварительно было дано домашнее задание посмотреть видеофильм на YouTube.com по теме урока.

Класс перед началом урока делится на три рабочие зоны: «онлайн зона», зона«работы с учителем» и зона«групповой работы» и по такому принципу:

3 группа - сильные, 2 группа - средние, 1 – группа слабые уч-ся и те, кто не смотрели предварительно фильм. (Но дети конечно же не знают, по какому принципу они разделены)

Каждая группа получает маршрутные листы, которые отличаются по уровню заданий и цвету. В каждой рабочей зоне учащиеся работают 8-10 минут.

______________________________________________________________________

Группа 1- зона «работа с учителем» Демонстрация презентации по теме урока.

Задание: Придумай вопрос по содержанию прослушанной темы и задай его товарищам в команде.

Группа 1 зона «онлайн» Каждый ученик работает на ноутбуке выполняет задание на образовательной платформе Яндекс. Учебник

Группа 1 зона «групповая работа»

Задание: Отгадай загадки, впиши отгадки, наклей соответствующие картинки.

______________________________________________________________________

Группа 2- зона «групповая работа»

Задание: Работа с карточкой. Прочитай текст, заполни пропуски, подпиши названия планет по порядку, используя учебник.

Группа 2 зона «работа с учителем»

Задание в рабочей тетради с. 7 № 4

Группа 2 зона «онлайн»

Каждый ученик работает на ноутбуке выполняет задание на образовательной платформе Яндекс .Учебник

______________________________________________________________________

Группа 3- зона «онлайн»

Каждый ученик работает на ноутбуке , выполняет задание на образовательной платформе Яндекс. Учебник

Группа 3 зона «групповая работа»

Задание: Изготовить лепбук Планеты солнечной системы

Группа 3 зона «работа с учителем»

Используя QR код изучить текст. Составить и задать вопросы по содержанию.

t1616848072aa.gif


Таким образом, каждый ученик побывал на каждой из станций и в меру своих сил и возможностей открыл для себя новые знания. И знания эти сохранятся в памяти гораздо надежнее, так как количество и качество обратной связи на уроке было увеличено, благодаря модели смешанного обучения Смена рабочих зон.

Чтобы класс начал успешно работать в смешанном обучении, требуется время и дополнительные действия со стороны учителя по формированию учебной культуры класса. Когда дети приходят в первый класс, я достаточно долго приучаю их к правилам работы в классе, способам работы с книгой, взаимодействию с одноклассниками и др. В смешанном обучении появляются дополнительные правила работы в классе (а иногда и совершенно другие), формируются навыки самостоятельной работы в онлайн-среде, много внимания уделяется формированию навыков групповой работы и взаимопомощи.

Работая в модели смешанного обучения Ротация станций, выявила следующие минусы и плюсы работы.

Плюсы:

- реализация дифференциии;

работа с малой группой;

интерактивные формы работы;

регулярная групповая работа;

повышение на уроке обратной связи



Минусы:

-длительная подготовка к уроку, так как кроме раздаточного материала к уроку, ещё необходимо выставить разноуровневые карточки в онлайн-среде.



Проектируя урок в технолгогии смешанного обучения делаю выводы, что используемая мною модель Ротации станций предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением:

- повышение саморегуляции у учащихся;

- появляется возможность выстраивать индивидуальные траектории обучения;

- дифференцированный подход к учащимся с различными потребностями;

- увеличение количества и качества обратной связи с учащимися;

- учит детей учиться, добывать знания самостоятельно;

- приобретает личный смысл для каждого ребёнка и возникает сильная мотивация.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.