12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зинашов Кайрат875
Туркмения, Дашогузский велаят, город Дашогуз

11 «B» класс _________________________________________________________________________

 Тема урока: Морфология. Имя прилагательное.

Цель урока: 1.Образовательная.

Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.

2.Развивающая.

Развивать творческую и познавательную активность учащихся.

3.Воспитательная.

Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

Методы: интерактивный

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблицы

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие.

Перекличка.

2.Опрос.

3.Новая тема. Морфология. Имя прилагательное.

Морфология — раздел языкознания, изучающий

части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Имя прилагательное – это самостоятельная знаме-

нательная часть речи, объединяющая слова, которые

1) обозначают непроцессуальный признак предме-

та и отвечают на вопросы какой?,чей?;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а неко-

торые – по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или

именной частью составного именного сказуемого.

1. Прочитайте.

Монтёр

Я, братцы мои, зря спорить не буду, кто важней в

театре – актёр, режиссёр или, может быть, театральный

М. Зощенко

(1895–1958)

плотник. Факты покажут. Факты всегда сами за себя го-

ворят.

Дело это произошло в Саратове или Симбирске, од-

ним словом, где-то недалеко от Туркестана. В городском

театре. Играли в этом городском театре оперу. Кроме вы-

дающейся игры артистов, был в этом театре, между про-

чим, монтёр – Иван Кузьмич Мякишев.

На общей группе, когда весь театр в двадцать третьем

году снимали на карточку, монтёра этого пихнули куда-

то сбоку – мол, технический персонал. А в центр, на стул

со спинкой, посадили тенора.

Монтёр Иван Кузьмич Мякишев ничего на это не ска-

зал, но в душе затаил некоторую грубость. Тем более, что

на карточку сняли его вдобавок мутно, не в фокусе.

А тут такое подошло. Сегодня, для примеру, играют

«Руслан и Людмилу». Музыка Глинки. А без четверти ми-

нут восемь являются до этого монтёра две знакомые ему

барышни. Или он их раньше пригласил,

или они сами подошли – неизвестно. Так

являются эти две знакомые барышни, от-

чаянно флиртуют и вообще просят их по-

садить в общую залу – посмотреть на спектакль. Монтёр

говорит:

Да ради бога, медам. Сейчас я вам пару билетов

устрою. Посидите тут, у будки.

И сам, конечно, к управляющему.

Управляющий говорит:

Сегодня выходной день. Народу пропасть*. Каждый

стул на учёте. Не могу.

Монтёр говорит:

Ах так,– говорит.– Ну, так я играть отказываюсь.

Отказываюсь, одним словом, освещать ваше производ-

ство. Играйте без меня. Посмотрим тогда, кто из нас важ-

ней и кого сбоку снимать, а кого в центр сажать.

* Пропасть – много.

театр

монтёр

кассир

И сам обратно в будку. Выключил по всему театру

свет, замкнул на все ключи будку и сидит – флиртует со

своими знакомыми девицами.

Тут произошла, конечно, форменная неразбериха.

Управляющий бегает. Публика орёт. Кассир визжит,

пугается, как бы у него деньги в потёмках не взяли. А

бродяга, главный оперный тенор, привыкший всегда сы-

маться в центре, заявляется до дирекции и говорит своим

тенором:

Я в темноте петь тенором отказываюсь. Раз, темно,

я ухожу. Мне голос себе дороже. Пусть ваш монтёр поёт.

Монтёр говорит:

Пусть не поёт. Наплевать на него. Раз он в центре

снимается, то и пущай одной рукой поёт, другой свет за-

жигает. Думает – тенор, так ему и свети всё время. Тено-

ров нынче нету!

Тут, конечно, монтёр схлестнулся с тенором.

Вдруг управляющий является, говорит:

Где эти две девицы? Через них наблюдается полная

гибель. Сейчас я их куда-нибудь посажу, леший их забодай!

Монтёр говорит:

Вот они, девицы! Только не через их гибель, а ги-

бель через меня. Сейчас я свет дам. Мне энергии принци-

пиально не жалко.

Дал он сию минуту свет.

Начинайте,– говорит.

Сажают тогда его девиц на выдающиеся места и на-

чинают спектакль.

Теперь и разбирайтесь сами, кто важнее в этом слож-

ном театральном механизме.

Конечно, если без горячности разбираться, то тенор

тоже для театра – крупная ценность. Иная опера не смо-

жет даже без него пойти. Но и без монтёра нет жизни на

театральных подмостках*.

* Подмостки – сцена.

Так что они оба – два представляют собой одинаковую

ценность. И нечего тут задаваться: дескать, я – тенор. Не-

чего избегать дружеских отношений. И снимать на кар-

точку мутно, не в фокусе!

сцена – sahna

освещение – yşyklandyrma

неразбериха – düşnüksizlik

2. Запиши, запомни.

Тенор – это высокий певческий мужской голос.

Монтёр – специалист по ремонту, настройке различ-

ного электрического оборудования (машин, электриче-

ских линий, приборов, аппаратов и т.п.).

3. Ответьте на вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Какие чувства он у вас вызвал?

3. Где происходит действие?

4. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?

5. Кто, по-вашему, важнее для театра: тенор или монтёр?

Почему?

6. Согласны ли вы с утверждением повествователя, что в

театре все равны? Обоснуйте свой ответ.

Прилагательное

Качественные

(справедливые

доводы)

Притяжательные

(лисий хвост)

Относительные

(деревянный

стол)

4. Подберите к относительным прилагательным суще-

ствительные и разберите по данной схеме.

Пластмассовая …; деревянная… ; стеклянная…; бу-

мажная…; тростниковая…; золотые…; серебряные…; сит-

цевое…; хлопковое…; нефтяная…; газовая… .

Спишите по образцу:

какая?

Пластмассовая ручка

прилаг. сущ.

5. Подберите и запишите синонимы. Какой частью речи

являются данные слова?

1. Справедливый – 5. Ответственный –

2. Скромный – 6. Добрый –

3. Честный – 7. Весёлый1 –

6. Представьте, что вы директор театра. Как бы вы раз-

решили спор между тенором и монтёром? Уважили бы вы Ива-

на Кузьмича?

7. Присутствуют ли в рассказе комические сцены? Най-

дите и прочитайте.

Сатира – вид комического; переосмысление объекта

критики, разрешающееся смехом.

8. Прочитайте рассказ по ролям, передавая настроение

героев.

9. Подберите словосочетания, в которых прилагательные

будут иметь прямое значение. С двумя парами словосочетаний

составьте предложения.

Образец: чистая совесть – чистые руки.

Яркий талант – ...; глухой голос – ...; мягкий климат

...; холодный взгляд – ...; ласковый ветер – ...; горячее

желание – ...; тёплая встреча – ... .

10. Подберите синонимы к словам, обозначающим черты

характера человека.

Добрый, ласковый, злой, грубый, искренний, робкий,

верный, смелый.

Слова для справок: сердечный, недобрый, неж-

ный, дерзкий, прямой, душевный, открытый, злобный,

стыдливый, храбрый, надёжный, отважный.

Кого из героев рассказа вы могли бы охарактеризовать

данными словами-синонимами? Аргументируйте свой

ответ.

11. Ответьте на вопросы:

1. Как вы считаете, какие профессии сейчас самые попу-

лярные? Почему?

2. Кем бы вы хотели стать? Почему?

3. Хотели бы вы выбрать профессию своих родителей?

4. Как вы понимаете выражение «Без добрых дел нет доброго

имени»?

4.Словарная работа.

сцена – sahna

освещение – yşyklandyrma

неразбериха – düşnüksizlik

5.Закрепление.

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Какие чувства он у вас вызвал?

3. Где происходит действие?

4. Правдоподобна ли ситуация, описанная в рассказе?

6.Задание на дом.

Морфология. Имя прилагательное.

7. Итог урока.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.